Решение об удовлетворении исковых требований о назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 года

Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М.В.,

с участием истца Соловьева В.А.,

представителя ответчика - ГУ УПФР по Никольскому району Викулова Н.А.,

при секретаре Лысёвой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске гражданское дело по иску Соловьева В.А. к ГУ УПФР по Никольскому району о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Соловьев В.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по Никольскому району о назначении пенсии. В обоснование своих требований указал, что <дата> он обратился в ГУ УПФР по Никольскому району с заявлением о назначении пенсии. Решением комиссии по назначению и выплате пенсии от <дата> <№> ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального и страхового стажа. Из его специального стажа исключены периоды работы в колхозе с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Он работал на заводе «Красный гигант» в качестве засыпщика шихты 3 разряда, направлялся в совхоз «Лесной» для выполнения сельскохозяйственных работ в качестве механизатора с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. О направлении на работу в совхоз издавались соответствующие приказы, поэтому данные периоды работы в совхозе в качестве механизатора должны быть включены ему в льготный трудовой стаж, так как он работал в совхозе «Лесной» не по личной инициативе, а принудительно, на основании приказов директора завода. Он выполнял работу механизатора и был занят полный рабочий день. При направлении на сельскохозяйственные работы в совхоз за ним сохранялось место работы на заводе «Красный гигант», оплата за указанные периоды производилась и на заводе и выплачивалась сумма, которую он зарабатывал в совхозе. С указанных выплат производились работодателем все необходимые отчисления. Просит решение комиссии ГУ УПФР по Никольскому району Пензенской области <№> от <дата> признать незаконным и отменить, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с <дата>

В судебном заседании Соловьев В. А. поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Викулов Н. А. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом на момент обращения не выработан специальный стаж. Периоды работы в колхозе с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> не могут быть включены в специальный стаж истца. При обращении в ГУ УПФР по <адрес> истцом не представлены сведения о том, что в спорные периоды он работал с тяжелыми условиями труда. В исковом заявлении Соловьев В. А. ссылается на то, что он направлялся в колхоз не по своей воле. Однако, согласно п. 17 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» при переводе работника с работы, предусмотренной Списками, на другую работу, не предусмотренную Списками, на срок до одного месяца в течение календарного года в случае производственной необходимости такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу.

Представитель третьего лица на стороне истца - ФГУП «Завод «Красный гигант» в судебном заседании не присутствовал. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утвержден Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В названный Список включены засыпщики шихты (раздел XVI «Стекольное и фарфоро-фаянсовое производство» код профессии 1150101а-12240).

<дата> истцу исполнилось 50 года. Требуемый страховой стаж у него имеется.

<дата> истец обратился в ГУ УПФР по Никольскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району <№> от <дата> истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, в связи с тем, что на момент обращения им не выработан специальный и страховой стаж. Периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - не учтены в специальный стаж по причине работы в колхозе. На момент обращения за назначением досрочной пенсии зачтено специального стажа 6 лет 5 месяцев 7 дней.

Из трудовой книжки Соловьева В. А. видно, что он работал:

с <дата> по <дата> - транспортировщиком в цехе выработки стеклоизделий завода «Красный гигант»,

с <дата> по <дата> - транспортировщиком 3 разряда в цехе по варке оптического стекла и выработке изделий из хрусталя завода «Красный гигант».

С <дата> по <дата> - засыпщиком шихты 3 разряда.

С <дата> по <дата> - засыпщиком шихты 3 разряда цеха оптического стекловарения.

С <дата> по <дата> - засыпщиком шихты 3 разряда стекловаренного комплекса.

С <дата> по <дата> - транспортировщиком в цехе обработки стеклоизделий завода «Красный гигант».

С <дата> по <дата> - транспортировщиком в цехе обработки стеклоизделий завода «Красный гигант».

В период семидесятых-восьмидесятых годов в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР проводились мероприятия Пензенского Обкома КПСС и Облисполкома по оказанию шефской помощи колхозам и совхозам.

Из приказов от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№> видно, что Соловьев В.А. направлялся на весенне-полевые работы в совхоз «Лесной» в качестве механизатора в <дата>.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе <№> от <дата> Соловьев В.А. работал в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> засыпщиком шихты. Данная должность предусмотрена Списком № 1 разделом 15 подразделом 1а позицией 1150101а-12240.

Из архивной справки от <дата> <№> видно, что в документах архивного фонда - совхоза «Лесной» в лицевых счетах Казарского отделения за <дата> г.г. значится Соловьев В. А.

Соловьев В.А. работал в совхозе «Лесной»

в <дата>;

в <дата>;

в <дата>.

Из архивной справки от <дата> <№> видно, что в документах архивного фонда - завода «Красный гигант» в лицевых счетах <№> значится: за <дата> г.г. Соловьев В.А. - засыпщик шихты.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО2, которые работали в спорные периоды вместе с истцом в совхозе «Лесной». ФИО1 работал на Заводе «Красный гигант» в цехе <№>, а ФИО2 на Никольском стеклозаводе. Их также как и Соловьева В.А. ежегодно направляли в командировки на сельскохозяйственные работы, для оказания шефской помощи колхозам и совхозам. Райком партии давал разнарядку на предприятие и издавался приказ о направлении в командировку. Обычно срок командировки был по несколько месяцев. Если нужна была экстренная помощь, то могли направить и без приказа. От желания работников ничего не зависело. В колхозах они выполняли работу механизаторов или трактористов. За работу в колхозе им платили 75% от среднего заработка, а остальное, сколько заработают в колхозе. Работали полный рабочий день.

В период выполнения истцом работ, предусмотренных Списком № 1, а также в период отвлечения его на сельскохозяйственные работы действовали: Кодекс законов о труде РСФСР, Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Нормы, закрепляющие возможность зачета в специальный стаж, периодов работы, когдаработник не выполнял работу, связанную с тяжелыми условиями труда, но за ним cохранялось место работы, содержались и в других нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения.

Так согласно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года, при назначении на льготных условиях и в льготных размерах пенсий по старости, инвалидности, рабочих и служащим в стаж дающий право на льготную пенсию засчитывалась и другая работа и деятельность, не связанная с выполнением основных функций работника, в том числе, работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, служба в составе вооруженных сил, пребывание в партизанских отрядах др.

Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1986 года № 157 «О дополнительных мерах по подготовке и проведению весенних полевых работ в 1986 году (п. 17), Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 года № 326 «О мерах по организованному проведению уборки урожая и заготовке кормов в 1982 году (с последующими изменениями и дополнениями), было разрешено привлекать на весенне-полевые работы в колхозы, совхозы, и другие сельскохозяйственные предприятия, испытывающие недостаток в механизаторах, трактористов-машинистов с промышленных, транспортных и других предприятий, учреждений, организаций. При этом, было рекомендовано при заключении договоров о направлении работников из предприятий, организаций и учреждений сохранять им до 75 заработка за время командировки.

     Учитывая, что на сельскохозяйственные работы (в командировку) Соловьев В.А. направлялся не по личной инициативе, а на основании решений, принятых на государственном уровне, при этом за ним сохранялось место работы, все льготы и компенсации, завод выплачивал ему 75% заработной платы, эти командировки соответствовали интересам государства, носили обязательный характер, суд считает возможным по аналогии с нормами пенсионного законодательства, позволяющими засчитывать в специальный стаж периодов работы, прямо не связанных с выполнением работ, предусмотренных Списком № 1, зачесть в его специальный стаж, предусмотренный Списком № 1 время работы на сельскохозяйственных работах в качестве механизатора.

Такая работа - в качестве механизатора согласно п. 7 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года соответствовало должности тракториста-машиниста, тракториста, комбайнера и т.д., а ст. 14 Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», предусматривалась возможность назначения пенсии на льготных условиях мужчинам с 55 лет, работающим в качестве трактористов-машинистов, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и на других предприятиях сельского хозяйства, то есть законодатель работу трактористов-машинистов относил к тяжелым условиям труда.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ранее действующему законодательству (ст. 116 КЗоТ РСФСР) на все время командировки сохраняется место работы.

Такие же гарантии предоставляются и ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд установил, что Соловьев В.А. выполнял работу, предусмотренную Списком № 1, и был занят полный рабочий день. Сельхозработы в спорные периоды являлись командировкой. Оплата истцу за указанные периоды производилась в размере 75% среднемесячного заработка и доплачивалась сумма, которую он зарабатывал в колхозе. С указанных выплат производились работодателем все необходимые отчисления. Периоды работы на ФГУП «Завод «Красный гигант» с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> из специального стажа ответчиком были исключены незаконно, и в суммарном выражении специальный стаж Соловьева В.А. составляет более 8 лет (8 лет 2 месяца 10 дней), и у него имеется требуемый страховой стаж более 20 лет, при неполном льготном стаже он имеет право выхода на пенсию в возрасте 52 года. Кроме того, он имеет право на дополнительное снижение пенсионного возраста на три года, в связи с его проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом. Данное право ответчиком не оспаривается. Таким образом, с учетом двух льгот, у истца возникло право выхода в 49 лет, поскольку он обратился к ответчику за назначением пенсии <дата>, то пенсия ему должна быть назначена с момента обращения в Пенсионный фонд.

Ограничение прав Соловьева В.А. на социальное обеспечение в данном случае не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, отказ в назначении пенсии по существу ставит истца, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную трудовую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

Учитывая, что ограничение прав Соловьева В.А. на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам, не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, суд считает отказ комиссии ГУ УПФР по Никольскому району в назначении истцу пенсии без учета снижения пенсионного возраста незаконным, в связи с этим, исковое заявление СоловьеваВ.А. следует удовлетворить и обязать ГУ УПФР по Никольскому районуназначить емупенсию с учетом вышеуказанных льгот с <дата>, то есть со дня возникновения права.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Исковые требования Соловьева В.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда по Никольскому району удовлетворить.

Решение комиссии ГУ УПФР по Никольскому району об отказе Соловьеву В.А. в назначении досрочной пенсии <№> от <дата> отменить как незаконное.

Обязать ГУ УПФР по Никольскому району Пензенской области зачесть периоды работы в качестве засыпщика шихты <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготный стаж Соловьева В.А., назначить ему пенсию с момента обращения за назначением пенсии, то есть с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Никольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья