Решение о назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 г.                                                                 г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М. В.,

с участием истца Диковицкой Л.В.,

представителя ответчика Викулова Н.А.,

представителя третьего лица на стороне истца - Управления образования Никольского района Пензенской области Учаевой М.В.,

при секретаре Лысёвой Ю. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Никольске гражданское дело по иску Диковицкой Л.В. к ГУ УПФР по Никольскому району о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:                                                                                   

Диковицкая Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Никольскому району о назначении пенсии. В обоснование своих требований указала, что она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением комиссии по назначению пенсий ГУ УПФР по Никольскому району Пензенской области <№> от <дата> ей было отказано в назначении пенсии, в связи с тем, что из ее специального стажа исключен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с <дата> по <дата>. С данным решением она не согласна, поскольку отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен в <дата>, то есть до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РФ. Просит решение ГУ УПФР по Никольскому району Пензенской области <№> от <дата> признать незаконным и включить в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с <дата> по <дата> и назначить ей пенсию с момента обращения.

В судебном заседании Диковицкая Л.В. уточнила свои требования и просила решение ГУ УПФР по Никольскому району Пензенской области <№> от <дата> признать незаконным и назначить ей пенсию с момента обращения, засчитав в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с <дата> по <дата> и периоды нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>                                                                

Представитель ГУ УПФР по Никольскому району Викулов Н. А., исковые требования не признал, и пояснил, что из специального стажа Диковицкой Л. В. исключаются периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> нахождения в учебных отпусках, с <дата> по <дата> - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, поскольку это не предусмотрено действующем законодательством. Засчитано льготно стажа 23 года 03 месяца 5 дней.

Представитель третьего лица на стороне истца - Управления образования Никольского района Учаева М. В., иск поддержала и просила его удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (в редакции от 14 февраля 2005 года, с изменениями от 27 июня 2005 года) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона.

Согласно пункту 3 статьи 28 того же Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждены постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Из трудовой книжки Диковицкой Л.В. видно, что она работала:

с <дата> по <дата> - воспитателем в детском саду <№> Никольского РОНО;

с <дата> по <дата> - воспитателем в детском саду <№> Завода «Красный гигант»;

с <дата> по настоящее время - воспитателем в детском саду <№> <адрес>.

Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району <№> от <дата> Диковицкой Л. В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как она не выработала требуемого специального стажа 25 лет. Не засчитаны в специальный стаж с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска, с <дата> по <дата> - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Засчитано льготно стажа 23 года 03 месяца 5 дней.

Согласно свидетельству о рождении <№> от <дата> у Диковицкой Л. В. <дата> родилась дочь Диковицкая Я.Н..

Из объяснений истицы следует, что с <дата> по <дата> она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

В соответствии с п. 5 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 №197-ФЗ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Однако, по ранее действовавшему законодательству ст. 167 КЗоТ РСФСР период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости до <дата>, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.92 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до <дата>

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Диковицкой Л.В. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с <дата> по <дата> (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Кроме того, суд учитывает, что приоритетным направлением социально-экономической политики страны в настоящее время является поддержка женщины-матери, поддержка семьи. Женщина в период частично оплачиваемого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет или отпуска без сохранения заработной платы до трехлетнего возраста ребенка выполняет социально-значимую функцию воспитания и ухода за ребенком в наиболее сложный возрастной период, что позволяет создать благоприятные условия для развития малолетнего ребенка и укрепления его здоровья.

Таким образом, период нахождения Диковицкой Л.В. с <дата> по <дата> в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Из диплома Диковицкой Л. В. <№> от <дата> видно, что она в <дата> поступила и в <дата> окончила Сызранское педагогическое училище по специальности воспитание в дошкольных учреждениях.

В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - Диковицкая Л. В. находилась в учебных отпусках. Данные периоды не засчитаны ответчиком в ее льготный стаж.

Однако, ответчик не учел, что положениями п.21 Рекомендаций Международной организации труда №148 от 24.06.1974 г. «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Ранее действовавшая ст. 196 КЗоТ РСФСР предусматривала предоставление рабочим и служащим, обучавшимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, оплачиваемых в установленном порядке отпусков в связи с обучением, а также других льгот. В периоды нахождения в учебных отпусках за истцом в соответствии со ст. 198 КЗоТ РСФСР сохранялись место работы и средний заработок.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся в учреждениях высшего профессионального образования по заочной форме обучения предоставляются дополнительные отпуска с сохранением заработной платы.

В соответствии со ст. ст. 174 - 177 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются дополнительные отпуска, которые по согласованию между работником и работодателем могут присоединяться к ежегодным отпускам. Возможность присоединения учебного отпуска к ежегодному оплачиваемому отпуску позволяет отнести учебные отпуска по своему правовому режиму при реализации права на пенсию к ежегодным оплачиваемым отпускам, включение которых в специальный стаж предусмотрено законодательством.

Предоставление ученических отпусков в вышеуказанные периоды осуществлялись с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, что подтверждается справкой от <дата> <№>.

Как было установлено судом, в период с <дата> по <дата> Диковицкая Л. В. обучалась в учебном заведении. В период обучения работодателем предоставлялись ей дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.

Ограничение прав Диковицкой Л. В. на социальное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст.55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом спорных периодов специальный стаж истицы составляет 25 лет, что дает ей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Диковицкой Л.В. удовлетворить.

Признать отказ ГУ УПФР по Никольскому району в назначении льготной пенсии Диковицкой Л.В. незаконным и решение комиссии по назначению и выплате пенсии ГУ УПФР по Никольскому району от <дата> <№> отменить.

Обязать ГУ УПФ РФ по Никольскому району Пензенской области назначить Диковицкой Л.В. трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с <дата>, засчитав в специальный стаж период отпуска по уходу за ребёнком с <дата> по <дата> и период нахождения в ученических отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение месяца, со дня принятия в окончательной форме.

Судья