Решение по делу №2-345/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» июня 2012 года                г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Усановой Л.В.,

при секретаре Архиповой И.А.,

с участием прокурора Мустафина Т.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске в помещении Никольского районного суда гражданское дело по иску прокурора Никольского района, в интересах Рудазовой Е.Г., к ГУ УПФР по Никольскому району, о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Никольского района обратился в суд, в интересах Рудазовой Е.Г., с иском к ГУ УПФР по Никольскому району, о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>, указав, что была проведена прокурорская проверка исполнения требований федерального законодательства о социальной защите членов семей погибших участников Великой Отечественной Войны и других боевых действий.

В ходе нее было установлено, что Рудазова Е.Г. является вдовой погибшего участника Великой Отечественной Войны Рудазова П.И. и до <дата> пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной Войны из числа военнослужащих. Так же, в ходе проверки было выявлено, что ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Никольскому району Пензенской области неправомерно начисляло Рудазовой Е.Г., в период с <дата> по <дата>г., ежемесячную денежную выплату по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Просит обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Никольскому району Пензенской области произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Рудазовой Е.Г. за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>

В судебном заседании прокурор Никольского района Мустафин Т.Х. исковые требования уточнил, пояснив, что указанная в исковом заявлении сумма доплаты подлежит взысканию за период с <дата> по <дата> включительно т.к. с <дата> ответчиком перерасчет произведен добровольно.

В судебное заседание истица Рудазова Е.Г. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Лапкина Л.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности, Викулов Н.А. исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с ч. ч. 6,7 ст. 23.1 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. С <дата> истице назначена Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), как члену семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей, в сумме <данные изъяты>. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от <дата> <№>, Рудазова Е.Г. произведен перерасчет ЕДВ как вдове участника Великой Отечественной Войны, с даты его принятия, т.е. с <дата> Исходя из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007г., если порядок вступления в силу определения Конституционного суда специально не оговаривается, то действует общий порядок вступления в силу. В данном случае с <дата>, а не с <дата>., как требует истица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод незаконных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно Справке Военного комиссариата Никольского района, муж Рудазовой Е.Г. Рудазов П.И. пропал без вести в декабре 1941г.

Согласно удостоверению <№>, Рудазова Е.Г. имеет право на получение льгот и преимуществ, для родителей и жен погибших военнослужащих, установленных ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была, преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме было заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4статьи 23.1 Федерального чакона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) с 01.01.2006 по 04.04.2007 определен для участников Великой Отечественной войны в сумме <данные изъяты> (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - <данные изъяты>), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 01.01.2006 по 04.04.2007 - <данные изъяты> (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 - <данные изъяты>).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Рудазовой Е.Г. право на получение с <дата> ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты>, которую она получала в период с <дата> по <дата>. С <дата> по <дата> сумма ежемесячной денежной выплаты составляла <данные изъяты>, с <дата> по <дата> - <данные изъяты>, с <дата> по <дата> - <данные изъяты>, с <дата> по <дата> - 213, 06 рублей. С <дата> на основании Определения Конституционного суда РФ от <дата> <№> Рудазовой Е.Г. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу статьи 23,1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, иобъеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0).

Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Требование о перерасчете ежемесячной денежной выплаты подлежит удовлетворению с даты заявленной прокурором, а не с момента вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П. Изложенное вытекает из самого текста Определения, где подчеркнута необходимость и важность сохранения того объема мер социальной поддержки для данной категории граждан, право на который возникло до 1 января 2005 года. Иное бы противоречило смыслу Федерального закона «О ветеранах» и толкованию Закона, произведенному Конституционным Судом РФ.

Несостоятельными суд находит доводы представителя ответчика о пропуске Рудазова Е.Г. срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.

В соответствии с п. 30 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 30.11.2004г. № 294, ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком прав получателя выплаты, доплата к ЕДВ подлежит взысканию без ограничения каким либо сроком, то есть с <дата>.

Из справки - расчета, представленного ответчиком следует, что за ГУ УПФР по Никольскому району перед Рудазовой Е.Г. числится задолженность по ЕДВ в сумме <данные изъяты> за период с <дата> по <дата> включительно. Данный расчет заявителем и истицей не оспаривается, судом проверен и признан правильным.

Таким образом, требования прокурора с учетом уточнения периода взыскания, как законные и обоснованные подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Никольского района, в интересах Рудазовой Е.Г., к ГУ УПФР по Никольскому району, о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате за период с <дата> по <дата> в размере 26464-35 рублей, удовлетворить.

Взыскать с ГУ УПФР по Никольскому району в пользу Рудазовой Е.Г. доплату к ежемесячной денежной выплате в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья: