Дело № 2-514/2011 г. Николаевск-на-Амуре 03 мая 2011 года Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе: председательствующего – судьи Зубка Е.М., с участием: ст. помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Котовой Е.В., при секретаре Бородкиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, обратившегося в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Николаевский-на-Амуре морской порт» о понуждении к приведению в соответствие с правилами безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения (причала), УСТАНОВИЛ: И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Николаевский-на-Амуре морской порт» о понуждении к приведению в соответствие с правилами безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения (причала), просил обязать ответчика привести в соответствие с РД 31.35.10-86 причал № 7 путем проведения ремонтных работ. В обоснование требования истец указал на следующие обстоятельства. Согласно договору аренды от 01.03.2010 г. № 28/ДО-10 ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» передан во временное владение и пользование причал № 7, расположенный в акватории морского порта г. Николаевска-на-Амуре. Данное гидротехническое сооружение (ГТС) используется предприятием для осуществления производственной деятельности. В соответствии с условиями договора предприятие обязано содержать сооружение в исправном техническом состоянии и производить его текущий и капитальный ремонты. Проведенной Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проверкой исполнения безопасности мореплавания и судоходства установлено, что ГТС согласно выводам экспертной организации ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ОАО «ДНИИМФ») имеет требующие устранения многочисленные дефекты. Для устранения нарушений предприятию рекомендовано восстановить поврежденные элементы ряжевых конструкций, ликвидировать провалы территории, заменить тумбу с ослабленным сечением на 110 м причала, восстановить проектные отметки дна у причала. Эксплуатация ответчиком причала № 7 без проведения ремонтных работ создает реальную угрозу разрушения причала, возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций как на самом сооружении, так и в акватории порта, не может исключить попадания частиц лесоматериалов в воду, что, в свою очередь, может повлечь негативные последствия для экологического состояния всей акватории морского порта, поскольку лесоматериалы обработаны антисептическим материалом. В судебном заседании ст. помощник Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Котова Е.В. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила обязать ответчика отремонтировать причал № 7 до 01.08.2011 г. Суду пояснила, что на момент предъявления иска в суд проконтролировать устранение нарушений возможности не было из-за наличия большого количества снега. Представитель ответчика Печерина А.В. исковые требования признала полностью, указав на то, что ответчиком работы по устранению дефектов причала ведутся – отремонтирована часть настила на участке 50 погонных метров, привальная рама. Просила, учитывая климатические условия района, в связи с которыми подводные работы по очистке грунта могут быть проведены только в летний период, предоставить ответчику срок для проведения необходимых работ до 01.08.2011 г. Суду пояснила, что в настоящее время причал признан годным к эксплуатации, но с ограничениями. До устранения дефектов ГТС запрещенные при эксплуатации причала № 7 виды производственной деятельности осуществляться предприятием не будут. В зимнее время ряж не отремонтировали из-за отсутствия леса необходимого диаметра и финансирования. Представитель третьего лица – ФГУП «Росморпорт» - Маркова Л.В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что работы по восстановлению конструкций причала № 7, указанные в извещении № 2 от 20.08.2009 г. по результатам контрольно-инспекторского обследования, выполненного ОАО «ДНИИМФ», ответчиком частично были проведены до начала навигации 2010 года. Однако, поскольку швартовка судов осуществляется неправильно, к закрытию навигации причал имел те же дефекты, о чем был составлен соответствующий акт в октябре 2010 года. Согласно этому акту рекомендуется заменить сгнившие и разбитые шпалы на участке длиной 15 м. в районе причального устройства № 13, отремонтировать привальную раму 15 п.м., отремонтировать настил (20 кв.м.), очистить дно у причала от хлама и грунта до рабочей глубины. В настоящее время перечисленные дефекты не устранены. Ремонт ряжа возможно произвести только в зимнее время. Однако в настоящее время можно сделать отбойную раму, и зазор будет устранен. Исходя из этого, до 01.08.2011 г. ремонт причала можно провести частично. Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему. Так, в силу требований ст. 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной, экологической, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов. Согласно ст. 4 названного Закона причал – портовое гидротехническое сооружение – относится к объектам инфраструктуры морского порта. Из преамбулы Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий – РД 31.35.10-86, утвержденных Министерством морского флота СССР, введенных в действие с 01.01.1988 г., следует, что данные Правила распространяются, в числе прочего перечисленного, на гидротехнические сооружения и устанавливают порядок осуществления их технической эксплуатации. В соответствии с п. 1.1.13 Правил техническая эксплуатация портовых сооружений включает: установление режима эксплуатации сооружений и надзор за его соблюдением; наблюдение за сооружениями и постоянное поддержание их в образцовом техническом состоянии; проведение мероприятий по противокоррозионной защите конструкций сооружений; вскрытие резервов несущей способности сооружений с целью повышения эффективности их использования (увеличение нагрузок, глубин, пропускной способности, улучшение условий эксплуатации и т. д.) с минимальными затратами на их усиление и переустройство; перспективное планирование и проектирование реконструкции и ремонта важнейших сооружений в сочетании и увязке с новым строительством; текущий и капитальный ремонт сооружений; составление и ведение паспорта порта и паспортов сооружений. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.05.2007 г. ФГУП «Росморпорт» передано в хозяйственное ведение федеральное имущество – причал № 7, гидротехническое сооружение общей площадью 1340,84 кв.м., находящееся в акватории морского порта г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. 01.03.2010 г. между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» заключен договор аренды названного объекта (вступил в силу 22.07.2010 г.). В соответствии с условиями договора, в случае изменения глубин у причала в результате деятельности арендатора, последний обязан восстановить эти глубины за свой счет. Арендатор обязан также производить за свей счет текущий и капитальный ремонт объекта, в том числе, ремонт в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть паспорта гидротехнического сооружения. В период с 23.06.2009 г. по 06.07.2009 г. экспертом ОАО «ДНИИМФ» проведено освидетельствование гидротехнического сооружения – причала № 7, состоящего на балансе Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». По итогам освидетельствования составлен акт, выдано свидетельство о годности сооружения к эксплуатации, извещение № 2, заключение о техническом состоянии сооружения (документы от 20.08.2009 г.). В соответствии с вышеуказанными заключением о техническом состоянии причала № 7 Николаевского-на-Амуре морского порта и свидетельством о его годности к эксплуатации ГТС признано годным к эксплуатации с последующим освидетельствованием в 2014 году, имеет состояние работоспособное при ограничениях согласно извещению № 2 от 20.08.2009 г.; причины изменения режима эксплуатации в наличии на всем протяжении причала превышения фактических отметок дна над проектной отметкой на высоту до 1,9 м. у кордона. Согласно извещению № 2 от 20.08.2009 г. причал № 7 требует проведения ремонтных работ: восстановления грунтонепроницаемости ряжевой конструкции; восстановления отсутствующих и замены дефектных венцов ряжей; ремонта отбойной рамы и покрытия; замены тумбы на 109,8 м. причала; восстановления проектной отметки дна на акватории у сооружения при необходимости приема судов с расчетной осадкой. Перечисленные работы до настоящего времени не проведены. При таких обстоятельствах суд находит иск и.о. транспортного прокурора обоснованным, поскольку эксплуатация ГТС, не соответствующего требованиям безопасности, может повлечь создание аварийных ситуаций, несчастные случаи на производстве, иметь негативные последствия для экологии акватории морского порта. Учитывая объем работ и сложность их выполнения, суд считает разумным установить ответчику срок исполнения решения до 01.08.2011 г. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать открытое акционерное общество «Николаевский-на-Амуре морской порт», юридический адрес: <адрес> в срок до 01 августа 2011 года провести ремонтные работы причала № 7, гидротехнического сооружения общей площадью 1340,84 кв.м., инв. № 3683, лит. 7, находящегося в акватории морского порта г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края: восстановить грунтонепроницаемость ряжевой конструкции; восстановить отсутствующие и заменить дефектные венцы ряжей; отремонтировать отбойную раму и покрытие; заменить тумбу на 109,8 м. причала; восстановить проектную отметку дна на акватории у сооружения. Взыскать с открытого акционерного общества «Николаевский-на-Амуре морской порт» в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения – 08 мая 2011 года. Председательствующий Е.М. ЗубокРЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации