Решение об оставлении без удовлетворения исковых требований К. о признании отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

03 марта 2011 года                                                       р.п. Николаевка

        Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,

при секретаре Аванесян М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-56 по иску Комалова Ф.А. к Администрации МО «Н. городское поселение» о признании отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны,

                                                установил:

с указанным иском в суд обратился Комалов Ф.А. В обоснование иска указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, как ветеран ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации МО «Н. городское поселение» Ульяновской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Жилищная комиссия при администрации поселения отказала в постановке на учет, так как не истек предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса РФ срок. С данным решением не согласен, так как в соответствии с ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета независимо от имущественного положения, в настоящее время не имеет своего жилого помещения, проживает в принадлежащем внуку Яшкину С.М. доме общей площадью 48,62 кв.м., в доме проживают истец, его женой, внук, жена и сын внука. Каких-либо удобств в доме не имеется. ДД.ММ.ГГГГ заключил договор дарения земельного участка и жилого дома с принадлежностями, расположенными в <адрес>, в пользу своей дочери Яшкиной В.Ф., последняя в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ подарила указанный дом своему сыну Яшкину С.М. При заключении договора дарения в пользу дочери он не преследовал цели ухудшения своих жилищных условий, а намеревался в силу своего преклонного возраста распорядиться принадлежащим имуществом. Кроме того, изменения в Закон «О ветеранах», касающиеся предельного возраста постановки на учет, были внесены только в 2009 году. Следовательно для него на момент заключения договора дарения не имело смысла ухудшать свое жилищное положение, право встать на учет на улучшение жилищных условий как у ветерана возникло у него только в 2009 году.

Истец Комалов Ф.А. в судебное заседание не явился, извещен.

         Представитель истца Яшкин С.М., он же привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, исковые требования Комалова Ф.А. поддержал, дополнительно по обстоятельствам дела пояснил, что является внуком истца, в настоящее время не проживает с дедом и бабушкой, снимает со своей семьей квартиру по другому адресу <адрес>), так как жить со стариками тяжело. Фактически истец со своей супругой проживают вдвоем по пер. Садовый, <адрес>, зарегистрированы в данном доме трое: истец, его супруга и внук (представитель истца). На тот момент, когда заключался договор дарения в 2007 году они не знали о праве деда встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Дед понимал, что он уменьшает площадь, которую имеет в собственности, но в то время это не учитывалось. Договор дарения был заключен для того, чтобы после смерти деда было меньше бумажной волокиты, чтобы не ждать шестимесячного срока на вступление в наследство. Последующий договор дарения между Яшкиной В.Ф. и ним (Яшкиным С.М.) был заключен в целях получения последним банковского кредита. Также пояснил, что его жена с детьми собирается выписаться из Саратова и тоже зарегистрироваться в доме по <адрес>. После того, как жена с детьми пропишется в доме, они собираются проживать вместе с его дедом и бабушкой.

         Представители ответчика - Администрации МО «Н. городское поселение» Ульяновской области Володина Л.А., Антонова А.Ю. иск не признали, представила отзыв на иск, в котором указали, что Комалову Ф.А. решением жилищной комиссии отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 ЖК РФ, поскольку, заключив в 2009 году договор дарения принадлежащего жилого помещения, заявитель тем самым вызвал ухудшение жилищных условий.

         Третье лицо Яшкина В.Ф. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что при заключении договора дарения между ней и истцом не было никакого умысла. О том, что отцу полагаются льготы, на тот момент не знали. Отец является ветераном Великой Отечественной войны, имеет боевые награды и благодарности. Дом, в котором проживают родители, в плохом состоянии, задняя часть дома практически сгнила, удобств никаких в доме не имеется: туалет на улице, бани нет, ей приходится возить стариков в свою баню, дом построен в 1950 году, ни разу в нем не проводилось капитального ремонта.

          Третье лицо - Комалова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, извещена.

          Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития У. области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в отзыве на иск указал, что гражданин, претендующий на получение свидетельства, представляет в орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, документы по установленному перечню. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и направляет их в Министерство. В представленных списках Комалов Ф.А. не значится.

         Представитель третьего лица - Министерства финансов У. области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в отзыве на иск указал, что администратором субвенций из федерального бюджета, выделяемых в целях обеспечения жильем граждане, на территории Ульяновской области является Министерство труда и социального развития У. области. В областном бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ не предусматривается.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Комалов Ф.А. является участником Великой Отечественной войны (л.д.5-7).

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 21.12.2009 года) одной из мер поддержки участников войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

Из материалов дела видно, что Комалову Ф.А. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный в <адрес>, право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Н. БТИ, выдано регистрационное удостоверение (л.д.71).

ДД.ММ.ГГГГ между Комаловым Ф.А. и Яшкиной В.Ф. (его дочерью) заключен договор дарения указанного жилого дома с принадлежностями общей площадью 48,62 кв.м. и земельного участка под ним (л.д.10-11).

ДД.ММ.ГГГГ Яшкина В.Ф. по договору дарения передала данный жилой дом с принадлежностями и земельный участок в собственность своего сына, внука истца - Яшкина С.М. (л.д.12-13,87-88).

По условиям указанных договоров за Комаловым Ф.А. и его супругой Комаловой Е.Н. сохраняется право проживания в данном доме.

ДД.ММ.ГГГГ Комалов Ф.А. обратился в администрацию МО «Н. городское поселение» с заявлением о признании его как участника ВОВ нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Решением жилищной комиссии при администрации поселения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Комалов Ф.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан, поскольку не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения действий (со дня заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ) по ухудшению жилищных условий.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец Комалов Ф.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит, зарегистрирован и фактически проживает в доме, принадлежащем на праве собственности его внуку Яшкину С.М.

Общая площадь данного жилого помещения, расположенного в <адрес>, составляет 48,62 кв.м. В квартире зарегистрировано три человека: истец - Комалов Ф.А., жена истца -Комалова Е.Н., его внук - Яшкин С.М. Фактически в данном помещении проживают истец и его супруга, право пользования истца данным жилым помещением каким-либо сроком не ограничено.

Истец в обоснование своих доводов ссылается на отсутствие у него собственного жилого помещения, в связи с чем является нуждающимся в улучшении жилищных условий ветераном ВОВ.

В соответствии с подпунктом. 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пунктом 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 5 той же статьи предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета Депутатов МО «Н. городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ года учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м.

Поскольку на каждого члена семьи Комалова Ф.А. приходится 24,31 кв.м. общей площади, истец, в силу вышеуказанных норм жилищного законодательства, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суд учитывает и то, что собственник занимаемого истцом помещения в данном доме не проживает по собственной воле, убедительных доказательств, явно свидетельствующих о намерении собственника проживать в этом доме, суду не представлено, кроме того данное жилое помещение он принял в собственность не с целью проживания, а для получения кредита, довод о возможном дальнейшем проживании в этом доме семьи собственника предположителен.

    В этой связи не имеет правового значения довод истца об отсутствии корыстного мотива при совершении сделки дарения истцом занимаемого им жилого помещения. В результате данной сделки истец остался обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, в том же объеме, что и до заключения договора. Следует отметить, что закон не связывает нуждаемость гражданина в жилом помещении с наличием или отсутствием жилья в собственности.

Суд не может согласиться с ответчиком по основаниям отказа в постановке Комалова Ф.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку в результате совершения сделки дарения жилищные условия заявителя фактически не изменились, не ухудшились, он был обеспечен жильем по установленным нормам как до заключения договора дарения, так и после, являлся обеспеченным и на момент обращения с заявлением в жилищную комиссию. Следовало отказывать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по мотиву обеспеченности заявителя жильем. Учитывая, что по своей сути решение является правильным, в постановке истца на учет отказано правомерно, оснований для признания отказа ответчика незаконным суд не усматривает.

В соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007года, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В доме по месту жительства истца имеется автономное отопление, газ, электроосвещение, при доме имеется баня, уборная (л.д.14-19). Данный дом в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания в установленном порядке не признан, достоверных данных о несоответствии жилого дома предъявляемым жилым помещениям требованиям суду не представлено. В этой связи довод истца, третьих лиц о том, что занимаемый истцом Комаловым Ф.А. дом является ветхим, не имеет каких-либо удобств, не может повлиять на суть принимаемого решения.

        Руководствуясь ст.ст. 194-197,199 ГПК РФ, суд

Решил:

      Исковые требования Комалова Ф.А. о признании отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Николаевский районный суд.

Председательствующий:                          И.В. Янина

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2011 года

В окончательной форме решение изготовлено 05 марта 2011 года.