Дело № 2-474/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2011 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе
Председательствующего судьи Зеленцовой И.А.
При секретаре Аргуткиной Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суркова А.П. к Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признании нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, возмещении судебных расходов,
Установил:
В суд с названным иском обратилась Суркова А.П., просит признать незаконным отказ Администрации МО Коптевского сельского поселения ... в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющую право на получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обязать Администрацию муниципального образования «Канадейское сельское поселение» поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, по следующим основаниям.
Истица является вдовой участника Великой Отечественной войны (далее вдова участника ВОВ), проживает в ... года постройки, в доме нет водоснабжения, газоснабжения, канализации, отопление печное, воду приходится брать из колодца, газ привозят в баллонах, удобства на улице. ... истица обратилась в Администрацию муниципального образования Канадейское сельское поселение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что не имеет собственного жилья, а там, где проживает, нет элементарных условий для жизни. Администрация муниципального образования Канадейское сельское поселение уведомила о том, что жилищная комиссия отказала в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 54 ч. 1 п. 2 и п. 3 ЖК РФ, уведомление ... от .... С такими действиями ответчика не согласна, выводы о намеренном ухудшении жилищных условий незаконны. У истицы двое детей, сын С.С.В. умер, его семья проживает в Латвии и с истицей отношения не поддерживает. По этой причине супруг истицы ... завещал дочери Г.Н.В. жилой дом. В феврале 2011года истице сделали операцию, все это время за ней ухаживает дочь, которая была вынуждена оставить семью и работу, и переехать к истице для осуществления ухода. При оформлении наследства у нотариуса, непонятно по каким причинам, завещание не было принято во внимание. В связи с этим истица была вынуждена подарить жилой дом своей дочери, тем самым выразив волю покойного супруга, а не умышленно ухудшила свои жилищные условия. В уведомлении от ... не указаны причины отказа в постановке на учет, уведомление направлено позднее 5 рабочих дней. Непонятно по каким причинам жилищная комиссия не приняла во внимание, что жилое помещение, где проживает истица, не соответствует установленным требованиям. Жилой дом, где проживает истица, не обеспечен инженерными системами, вода в колодце не соответствует установленным требованиям, брать воду из колонки нет физической возможности. Истица не имеет в собственности жилья, участия в приватизации не принимала, в связи с преклонным возрастом не имеет возможности улучшить жилищно-бытовые условия. Инвалиды ВОВ, участники ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ это особая категория людей, которым должно оказываться всякое содействие по улучшению их материального и духовного состояния, как со стороны государства, так и со стороны местных властей. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем 1 раз, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Свое право на предоставление мер социальной поддержки истица, как жена участника ВОВ, не реализовала, действия Администрации МО Канадейское сельское поселение незаконны, нарушают права и законные интересы истицы.
По заявлению истицы к участию в деле в качестве представителя была допущена Г.Н.В.
Истица, представитель истца в ходе рассмотрения дела уточнили исковые требования, просят признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Канадейское сельское поселение в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признать нуждающейся в жилых помещениях, обязать поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, взыскать расходы по оплате государственной пошлины 200 рублей.
Истица, представитель истца суду пояснили, что Суркова А.П.. была вынуждена подарить дочери жилой дом, поскольку, именно дочь истицы осуществляет уход. В настоящее время в жилом доме за счет средств будущего покупателя жилого дома проведен газ, вода, но нет канализации, нет ванной и туалета. Истице была сделана операция, по состоянию здоровья она не может проживать в этом доме. Дом не пригоден для проживания истицы, здоровый человек в доме проживать может, в доме холодно, кухня дома засыпная из опилок, крыша течет, приходится ставить тазики. В межведомственную комиссию истица не обращалась, ранее к ответчику по вопросу улучшения жилищных условий истица не обращалась. Истица просила поставить ее на учет как нуждающуюся в жилых помещениях, поскольку, не имеет собственного жилья, дом она была вынуждена подарить дочери, в доме нет коммунальных удобств, поэтому он не пригоден для ее проживания, после операции истице требуется благоустроенное жилье. В селе нет централизованной канализации, водоснабжения.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Канадейское сельское поселение в судебное заседание не явился, о его проведении извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что истице было отказано в постановке на учет, т.к. она умышленно ухудшила свои жилищные условия, подарив дочери свой дом. В селе нет централизованного водоснабжения, канализации, имеется газ, но все жители села его проводят в дома за свой собственный счет.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия представителя министерства.
Представитель Министерства финансов Ульяновской области в отзыве на иск суду сообщил, что в бюджет Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ не предусматриваются, так как финансирование мер социальной поддержки участников ВОВ в виде обеспечения жильем является расходными обязательствами Российской Федерации.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в отзыве на иск сообщил суду, что орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в министерство. В представленных органом местного самоуправления списках Суркова А.П.. не значится, министерство не вправе выдать жилищный сертификат.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.56 ГПК РФ).
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.195 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что истица Суркова А.П. является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны С.В.И., брак между ними был зарегистрирован ..., ... С.В.И. умер.
Суркова А.П. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу ..., имеющем общую площадь 42,22 кв.м.
До ... истицы была собственницей жилого дома с принадлежностями, общей площадью 42,22 кв.м, земельного участка, общей площадью 1000 кв.м, расположенных по адресу ....
... истица подарила Г.Н.В. жилой дом с принадлежностями и земельный участок, расположенные по адресу ..., о чем составлен договор дарения, с ... собственником указанного домовладения является Г.Н.В.
... Суркова А.П. обратилась в Администрацию муниципального образования Канадейское сельское поселение с заявлением, в котором просила о постановке на учет на улучшение жилищных условий в связи с тем, что не имеет в собственности жилья и там, где проживает, нет элементарных условий для жизни и после операции требуется благоустроенное жилье.
... постановлением Главы администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение» ...-а, утвержден протокол заседания жилищной комиссии при Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение» ... от ..., в соответствии с которым Суркова А.П. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по п. 2 и 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Эти нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Поэтому, иное толкование, правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, предложенное истцом и его представителем судом не принимается.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии со статьей 54 ЖК РФ, 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:… 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В связи с этим, до истечения указанного срока, указанные в данной норме граждане не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, нуждающимися могут быть признаны лица, не являющиеся собственниками жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения. Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Материалами дела установлено, что Суркова А.П. до ... не являлась нуждающейся в жилых помещениях, поскольку была собственницей жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 42,22 кв.м. Обеспеченность истца жильем на день совершения сделки по отчуждению жилого помещения соответствовала установленной на территории муниципального образования Канадейское сельское поселение учетной норме (не менее 12 кв.м). Подарив жилое помещение своей дочери Г.Н.В., другого жилого помещения истица не приобрела, после отчуждения жилого помещения не является собственником жилого помещения, где прописана и проживает, следовательно, в результате действий по отчуждению жилого дома, может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Как указано выше, по смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Договор дарения жилого помещения от ... обоснованно ответчиком расценен как намеренное ухудшение истицей жилищных условий. Мотивы, по которым истица совершила дарение жилого дома, не имеют в данном случае значения. Истицей, ее представителем не представлено доказательств того, что действия по отчуждению жилого дома были совершены вынужденно и в силу исключительных обстоятельств. Передавая в дар жилое помещение, истица не могла не сознавать, что в результате этих действий, она лишается собственного жилого помещения, ее право собственности подлежит прекращению, договор дарения ею подписан собственноручно, в п. 6 договора указано, что стороны договора подтверждают, что не лишены дееспособности, не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть договора, а также отсутствуют обстоятельства, вынуждающие совершить данный договор на крайне невыгодных условиях. В связи с этим, суд отклоняет доводы истца, представителя истца о непреднамеренном ухудшении своих жилищных условий истицей, обстоятельства, указанные ими, не свидетельствуют об исключительных обстоятельствах, в силу которых истица была вынуждена продать собственный жилой дом.
Следует отметить, что в настоящее время, в том числе и на день обращения к ответчику, истица проживает в указанном жилом помещении вместе со своей дочерью Г.Н.В., являющейся собственником жилого помещения, в связи с чем считается членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченность истца жильем в настоящее время также соответствует установленной на территории муниципального образования Канадейское сельское поселение учетной норме (не менее 12 кв.м). В силу требований ст. 51 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Обращаясь к ответчику, по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, истица указала, что дом, где она проживает, не имеет элементарных условий для жизни и после операции ей требуется благоустроенное жилье. В судебном заседании ее представитель суду пояснил, что жилой дом, где зарегистрирована и проживает истица, не пригоден для проживания истицы в силу возраста и состояния здоровья последней, по причине отсутствии канализации, ванной, туалета.
В силу ч.ч. 2, 3, 4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Положение), установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Само по себе отсутствие коммунальных удобств не может свидетельствовать о непригодности жилого дома для проживания, для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях, поскольку, допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях в соответствии с п. 12 Положения. Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу ..., является индивидуальным жилым домом, имеет газовое отопление, водоснабжение, не имеет водоотведения(канализации), ванной и туалета. В населенном пункте, где расположен жилой дом, в котором проживает истица, не предусмотрено наличие в жилых домах ванной, туалета, централизованных инженерных сетей по водоотведению. Отсутствие ванной и туалета в силу приведенных правовых норм также не является основанием считать истицу нуждающейся в жилых помещениях.
Следует отметить, что законность действий ответчика оценивается судом исходя из поданного истицей заявления, в котором она указала конкретные основания для оспаривания действий ответчика, и конкретные основания постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, иные основания в соответствии со ст. 196 ГПК РФ судом не проверяются. Как следует из материалов дела истица не обращалась в межведомственную комиссию по вопросу пригодности жилья для проживания, в связи с чем межведомственная комиссия не обследовала жилой дом, где проживает истица, заключение на предмет его пригодности не принимала.
Все доказательства, на основании которых суд пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, отвечают требованиям относимости и допустимости, сомнений у суда не вызывают.
Остальные доводы, приведенные истцом, представителем истца значения для дела не имеют, подлежат отклонению.
С учетом приведенных правовых норм, судом установлено отсутствие оснований для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях с целью включения в программу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., ответчик правомерно отказал истице в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, отказ является законным, истица не имеет право быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поэтому, иск Суркова А.П. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 191, 194,197,199,338 ГПК РФ, суд
Решил:
Оставить без удовлетворения исковые требования Суркова А.П. к Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признании нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, возмещении судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Николаевский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий судья: И.А. Зеленцова.
05.12.2011 года изготовлено мотивированное решение суда.