Дело № 2-392/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2011 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе
Председательствующего судьи Зеленцовой И.А.
С участием прокурора Заикина А.Б.
При секретаре Рябовой Н.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение», Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Дубровское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Славкинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Головинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» о возложении в срок до 01.03.2012 года обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем,
Установил:
В суд с иском к Администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение», обратился прокурор, в заявлении указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Николаевского района. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Согласно ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии с п. 2-5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»(далее ФЗ от 09.02.2009 года N 8-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 года N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Согласно ст. 11 ФЗ от 09.02.2009 года N 8-ФЗ основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления; изъятие из предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; создание органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создание муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией; учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
Содержание информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления регламентировано статьей 13 закона, включает в том числе: информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях; информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления и другую информацию.
Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Администрация МО «Николаевское городское поселение» (далее ответчик) является органом, предоставляющим муниципальные услуги в рамках своих полномочий. В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявители при получении муниципальных услуг, имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Кроме того, Федеральный закон от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает право граждан на обращение в орган местного самоуправления или должностному лицу, а также получение ответа по рассмотрению обращения в форме электронного документа.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ответчик имеет доступ к сети Интернет и возможность для размещения в сети информации. Однако ответчиком не обеспечен доступ пользователей информации к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, размещаемой в сети Интернет не утвержден, официальный сайт муниципального образования не создан. На официальном сайте Администрации МО «Николаевский район» (эл.адрес: http://nikolaevka.3dn.ru/) информация о деятельности органов местного самоуправления ответчика, предусмотренная Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», не размещается.
В соответствии с ч.1 ст. 23 ФЗ от 09.02.2009 года N 8-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Статьей 24 указанного закона установлено, что надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе граждан (юридических лиц) проживающих (осуществляющих деятельность) за пределами сельского поселения, граждан с ограниченными возможностями здоровья, на доступность обращения в органы местного самоуправления поселения, получения муниципальных услуг, ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, обжалования действия (бездействия) органов местного самоуправления муниципального образования в электронном виде, посредством сети Интернет. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор просит обязать ответчика в срок до 01.03.2012 г.:
-создать официальный сайт Администрации МО «Николаевское городское поселение» в сети Интернет;
- утвердить перечень информации размещаемой в сети Интернет о деятельности органов местного самоуправления МО «Николаевское городское поселение», в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- разместить на официальном сайте Администрации МО «Николаевское городское поселение» перечень информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, утвержденный в установленном законодательством порядке.
В производстве Николаевского районного суда Ульяновской области имеются гражданские дела, предъявленные прокурором по тем же основаниям:
№ 2-394/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления,
№ 2-395/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления,
№ 2-396/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления,
№ 2-397/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Дубровское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления,
№ 2-398/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Славкинское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления,
№ 2-399/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления,
№ 2-400/2011 оп иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Головинское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления.
Определением суда от 06.10.2011года названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенным делам присвоен общий номер 2-393/2011.
В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования по объединенному делу, в отношении всех ответчиков, просит обязать Администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение», Администрацию муниципального образования «Никулинское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Канадейское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Барановское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Дубровское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Славкинское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Головинское сельское поселение» в срок до 01.03.2012 года
создать официальный сайт в сети «Интернет»,
утвердить перечень информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности администраций в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
разместить на официальном сайте информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем.
Определением суда от 20.10.2011года, принятым без удаления в совещательную комнату, заявление прокурора об уточнении исковых требований принято к производству суда.
В производстве суда имеется гражданское дело № 2-392/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте перечня информации о деятельности органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования в отношении Администрации муниципального образования «Поспеловское сельское поселение», просит в срок до 01.03.2012 года обязать указанного ответчика
создать официальный сайт в сети «Интернет»,
утвердить перечень информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности администрации в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
разместить на официальном сайте информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем.
Определением суда от 21.10.2011года, принятым без удаления в совещательную комнату, заявление прокурора об уточнении исковых требований принято к производству суда.
Определением суда от 21.10.2011года, указанное дело объединено в одно производство с гражданским делом № 2-393/2011 по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение», Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Дубровское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Славкинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Головинское сельское поселение» о возложении обязанности по созданию официального сайта в сети интернет, утверждении перечня информации, размещаемой в сети интернет, размещении на официальном сайте информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем, объединенным делам присвоен один номер 2-392/2011.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, по обстоятельствам дела дал следующие пояснения. Ответчиками не утвержден перечень информации, подлежащей размещению в сети «Интернет», не принят порядок утверждения данного перечня. У всех ответчиков имеется доступ к сети «Интернет», поэтому они обязаны создать официальный сайт для размещения информации в соответствии с федеральным законом. Невозможность создания сайта прокурор понимает как отсутствие возможности создания сайта по техническим причинам, если бы у ответчиков не было доступа к сети «Интернет». По мнению прокурора, не свидетельствует о невозможности создания сайта отсутствие денежных средств. Полагает, что в срок до 01.03.2012 года ответчики смогут исполнить предъявленные требования, поскольку, доступ к сети «Интернет» у них имеется, денежные средства на создание сайта на следующий год ответчики могут заложить в бюджет поселения в текущем году. Бюджеты поселений не дефицитные, ежегодно меняются, в течение года в них вносятся изменения.
Представители ответчиков Администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение», Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Дубровское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Славкинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Головинское сельское поселение» в судебном заседании иск в части возложения обязанности по созданию сайта не признали, суду дали следующие пояснения. Администрация имеет доступ к сети «Интернет», но не имеет денежных средств для создания собственного сайта. Перечень информации, подлежащей размещению в сети интернет, не утвержден, проект постановления об утверждении перечня информации в настоящее время находится на согласовании в прокуратуре района. В настоящее время ответчики информацию размещают на сайте муниципального района, информация размещается не в полном объеме. Под невозможностью создания сайта представители указанных ответчиков понимают отсутствие денежных средств на эти цели в бюджете поселения. Поскольку, в настоящее время им предоставлена возможность размещения информации на сайте Правительства Ульяновской области на безвозмездной основе, они не намерены в будущем создавать сайты администраций поселений, создание сайтов на следующий год не планируют, поселение не имеет денежных средств на создание сайтов, на обучение и оплату труда работников, которые будут размещать эту информацию. Перечень информации ими будет утвержден, информацию по утвержденному перечню намерены размещать на сайте Правительства области.
Представители ответчиков Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение» в судебное заседание не явились, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации. Ранее в судебном заседании представители указанных ответчиков иск не признали, по обстоятельствам дела суду пояснили следующее. В администрации имеется доступ к сети «Интернет», но нет денежных средств для создания сайта. Перечень информации, подлежащей размещению в сети интернет, не принят, частично информацию размещают на сайте муниципального района. Под невозможностью создания сайта представители указанных ответчиков понимают отсутствие денежных средств. Представитель Администрации муниципального образования «Канадейское сельское поселение» пояснил, что на следующий год расходы на создание сайта заложены в бюджет поселения. Представитель Администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение» пояснил, что в следующем году намерены создать официальный сайт, если бы прокурор предоставил срок побольше, возможно, они с иском согласились бы.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Николаевский район» возражает против иска прокурора в части возложения на ответчиков обязанности по созданию официальных сайтов, полагает, что в статье 10 ФЗ от 09.02.2009 года N 8-ФЗ говорится о невозможности создания сайта в связи с материальными трудностями. У ответчиков не имеется достаточных денежных средств для создания собственных сайтов, проект постановления об утверждении перечня информации, подлежащей размещению в сети «Интернет», подготовлен, направлен в прокуратуру для согласования. Частично информация, подлежащая размещению ответчиками в сети «Интернет», была размещена на сайте Николаевского района. В настоящее время на сайте Правительства Ульяновской области ответчикам предоставлена возможность размещения информации, предоставлены коды доступа, размещение информации будет происходить на безвозмездной основе, поэтому, нецелесообразно каждому поселению создавать свой сайт. Помимо затрат на создание сайта, будут необходимы денежные средства на обслуживание сайта и оплату труда работника, который будет размещать данную информацию.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы гражданского дела, суд находит иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из письменных материалов дела, включая отзывы ответчиков на исковые требования прокурора, пояснений представителей ответчиков, представителя третьего лица каждый ответчик имеет доступ к сети «Интернет», не создал официальный сайт в сети «Интернет», в части информация, подлежащая размещению в сети «Интернет», предусмотренная статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», размещается на официальном сайте Николаевского района http://nikolaevka.3dn.ru/, каждым ответчиком разработан проект постановления, которым будет утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, размещаемой в сети интернет, копия проекта направлена в прокуратуру Николаевского района Ульяновской области для согласования.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ, 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктами 3-5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», 2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. 3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. 4. Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;… 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);… 5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее ФЗ от 09.02.2009г. № 8-ФЗ):
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом(статья 4);
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" (статья 6);
Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района(часть 1 статьи 10),
Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона(часть 3 статьи 13).
Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14).
Поскольку, ответчиками в нарушение требований статьи 10, 13, 14 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не создан официальный сайт в сети «Интернет», не утвержден перечень информации о деятельности ответчиков, подлежащей размещению на официальном сайте в сети «Интернет»(проект постановления об утверждении указанного перечня таковым не является), информация о деятельности органов местного самоуправления в установленном законом порядке не размещена (в сети «Интернет» на официальном сайте каждого ответчика), исковые требования прокурора с учетом приведенных правовых норм подлежат безусловному удовлетворению.
Суд отклоняет доводы представителей ответчиков, третьего лица об отсутствии финансовых средств для создания официального сайта в сети «Интернет», о предоставлении ответчикам на безвозмездной основе права на размещение информации о своей деятельности на сайте субъекта РФ, о том, что отсутствие финансовых средств для создания сайта, по их мнению, свидетельствует о невозможности создания официального сайта, в связи со следующим. В соответствии с ФЗ от 09.02.2009г. № 8-ФЗ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты, и только в случае невозможности размещения информации на собственном сайте, органы местного самоуправления могут размещать указанную в законе информацию на официальном сайте субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Суд соглашается с прокурором в том, что невозможность создания официального сайта следует понимать как отсутствие технической возможности создания официального сайта органом местного самоуправления. Иное толкование приведенной правовой нормы, в том числе приведенное представителями ответчика и третьего лица, ошибочно. Судом не установлено, что ответчики не имеют технической возможности создания официального сайта, данные обстоятельства ими не оспариваются, из материалов гражданского дела следует, что у каждого ответчика имеется доступ к сети «Интернет», следовательно, каждый из них имеет возможность создания официального сайта. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчиками не представлено. Отсутствие в настоящее время денежных средств для создания официального сайта не свидетельствует о невозможности создания официального сайта в сети «Интернет», устраняется посредством внесения необходимых расходов в бюджет поселения. Отсутствие достаточных денежных средств не является основанием в силу приведенных правовых норм для неисполнения требований федерального закона, нарушения прав граждан и юридических лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Не является основанием для отказа в иске прокурору доводы представителей ответчика о недостаточности срока, который просит установить прокурор для исполнения требований, в связи со следующим. Общий срок исполнения судебного решения составляет два месяца, срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчиков совершить определенные действия, в два раза больше. Ответчиками не представлено обоснование невозможности исполнения требований закона о создании сайта в указанный прокурором срок. Следует отметить, что если ответчики не смогут исполнить принятое решение в части создания официального сайта, в установленный срок, они вправе при наличии установленных в законе оснований поставить перед судом вопрос о его отсрочке, либо рассрочке в соответствии со статьями 203, 434 ГПК РФ.
Не имеет значения, что в настоящее время часть информации о деятельности ответчика в соответствии со ст. 13 ФЗ от 09.02.2009г. № 8-ФЗ размещена на сайте муниципального образования «Николаевский район», что согласно письму заместителя председателя Правительства Ульяновской области от 01.11.2011 года № 73-П-10/25395 «О предоставлении права пользования новым сайтом МО «Николаевский район» ответчикам предоставлена возможность размещения информации на платформе и серверах ОГАУ «Электронный Ульяновск», поскольку, статьей 10 ФЗ от 09.02.2009г. № 8-ФЗ допускается размещение информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района, только в том случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет" на собственном официальном сайте. Как было указано выше, судом не установлено, что ответчики не имеют возможности для размещения информацию о своей деятельности в сети "Интернет" посредством создания официального сайта в сети «Интернет».
Принимая во внимание, установленные судом обстоятельства, приведенные правовые нормы, на всех ответчиков следует возложить обязанность по созданию в срок до 1 марта 2012 года официального сайта в сети «Интернет», об утверждении перечня информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности администрации в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», по размещению на официальном сайте информации о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем. По мнению суда, обоснованно прокурором указан срок исполнения ответчиками заявленных требований до 01 марта 2012 года, с учетом того, что ответчикам необходимо изыскать денежные средства для создания сайта, утвердить перечень информации, подлежащей размещению в сети «Интернет», разместить на сайте информацию в соответствии с утвержденным перечнем.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 191,194-197,199,338 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение», Администрацию муниципального образования «Никулинское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Канадейское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Барановское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Дубровское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Славкинское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Головинское сельское поселение», Администрацию муниципального образования «Поспеловское сельское поселение» в срок до 1 марта 2012 года
Создать официальный сайт в сети «Интернет»,
Утвердить перечень информации, размещаемой в сети «Интернет» о деятельности администрации в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
Разместить на официальном сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или представления через Николаевский районный суд.
Председательствующий судья: И.А. Зеленцова.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.11.2011года.