РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2011 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,
с участием адвоката Яшкина В.С.,
при секретаре Куркиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-526 иску Рахмаевой М.М. к Администрации муниципального образования «Н. район», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования «Н. район», Администрации муниципального образования «Ник. сельское поселение», Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Ульяновской области о признании права собственности на жилой дом с принадлежностями и земельный участок,
установил:
в суд с названным иском обратилась Рахмаева М.М. В заявлении указала, что после с ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с Р.Х.Я., который умер ДД.ММ.ГГГГ. В 1983 году ими был построен жилой дом в <адрес> <адрес>. после смерти мужа вместе с ней проживали дети: Курамшина Г.Х., Рахматуллина Г.Х., Сулейманова Х.Х. После смерти мужа обратила в свою собственность наследственное имущество, содержит жилой дом, уплачивает налоги, обрабатывает спорный земельный участок. К нотариусу по вопросу оформления наследства не обращалась. Завещания у мужа не имеется. Дети на наследство не претендуют. Регистрация права собственности на жилой дом и земельный участок истице приостановлена, так как в свидетельстве на землю имеются подтертости, внесены сведения об истице. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать за ней право собственности на указанный жилой дом с принадлежностями общей площадью 46,5 кв.м. и земельный участок площадью 1300 кв.м.в порядке наследования.
В судебном заседании истица Рахмаева М.М. требования поддержала, пояснила, что спорный земельный участок выделялся ее мужу, что дочери наследство после смерти отца не принимали.
Адвокат Яшкин В.С. находит исковые требования законными и обоснованными.
Представители ответчиков – Межрайонной ИФНС России № по Ульяновской области, администрации МО «Ник. сельское поселение», администрации МО Н. район» Ульяновской области, КУМИ ЗО АМО «Н. район» в судебное заседание не явились, извещены, возражений на иск не представили.
Третьи лица – Курамшина Г.Х., Рахматуллина Г.Х., Сулейманова Х.Х. исковые требования поддержали, пояснили, что наследство после смерти отца не принимали, на наследственное имущество не претендуют.
Исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак Р.Х.Я. и Юсуповой М.М., что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ Р.Х.Я. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.5).
По сообщению Администрации МО «Ник. сельское поселение» жилой дом с надворными постройками и земельный участок, расположенные в <адрес> принадлежат Р.Х.Я. (л.д.21).
Истицей суду представлено свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданное 18.06.1992 Б. сельской администрацией на земельный участок площадью 0,13 га. Указанное свидетельство содержит неоговоренные подчистки в написании фамилии, имени и отчества правообладателя (в двух местах), на месте подчисток указаны имя, фамилия и отчество истицы.
На основании исследованных материалов дела, пояснений истицы, судом установлено, что спорное имущество: жилой дом с принадлежностями и земельный участок принадлежали на момент смерти Р.Х.Я..
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследстванаследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариуса.. . заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ст.1153 ГК РФ).
Из пояснений истицы, сведений администрации МО «Ник. сельское поселение» (л.д.18,52-53) следует, что наследство после смерти –Р.Х.Я. приняла фактически его супруга Рахмаева М.М., поскольку она проживала совместно с наследодателем по день смерти, распорядилась личными вещами умершего, осталась проживать в принадлежащем доме умершему, пользовалась принадлежащим ему земельным участком.
Завещания от имени Р.Х.Я. не составлялось, что подтверждается сведениями нотариуса, адинистрации сельского поселения по месту жительства наследодателя (л.д.51,55).
Согласно ст. 1161 ГК РФ, если наследник не примет наследство… часть наследства, которая причиталась бы такому отпавшему наследнику, переходит к наследникам по закону, призванным к наследованию, пропорционально их наследственным долям.
По сообщению нотариуса наследственное дело к имуществу умершей Р.Х.Я. не заводилось, следовательно, ни один из наследников в установленные сроки с заявлением о принятии наследства не обращался. Данных о фактическом принятии наследства кем-либо из наследников, кроме Р.Х.Я., суду не представлено. В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет суду прийти к выводу, что истица Рахмаева М.М., являясь наследницей первой очереди по закону после смерти Р.Х.Я., свидетельство о праве на наследство не оформляла, наследство после его смерти приняла фактически, является единственной наследницей, принявшей наследство.
Судом установлено, что в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Р.Х.Я., входят: жилой дом площадью 46,5 кв.м. (по данным БТИ) с принадлежностями и земельный участок общей площадью 0,13 га, расположенные по <адрес> в <адрес>. Следует признать право собственности за истцом на указанное имущество в порядке наследования.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности Рахмаевой М.М.
На основании и руководствуясь ст.194-197,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Рахмаевой М.М. в порядке наследования после смерти Р.Х.Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом общей площадью 46,5 кв.м. с принадлежностями и земельный участок площадью 1 300 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> <адрес>.
Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права собственности за Рахмаевой М.М..
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Николаевский районный суд Ульяновской области.
Судья И.В. Янина
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 года
В окончательной форме решение изготовлено 23 декабря 2011 года.