Решение о признании Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года                                                                              р.п. Николаевка

                   Николаевский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Агафонова С.Н.,

при секретаре Фадеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бортнева Б.К. к межведомственной комиссии в лице председателя, главы администрации муниципального образования «К. сельское поселение» <адрес>, администрации муниципального образования «К. сельское поселение» <адрес> о признании действий по обследованию жилого дома незаконными, признать вынесенный акт обследования жилого помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания от 28.11.2011 года незаконным, о признании Бортнева Б.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Бортнев Б.К. обратился в суд с указанным иском, мотивировав свои требования следующим. Межведомственной комиссией администрации муниципального образования «К. сельское поселение» для оценки жилых помещений жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано пригодным для проживания. Считает акт обследования помещения и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания сфальсифицированными, поскольку всегда находится дома и никаких комиссий не видел. Дата составления акта обследования помещения и дата вынесения заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания дописаны после проведения указанных действий неустановленным лицом карандашом, что легко исправить. У акта и заключения отсутствует номер. В акте и заключении отсутствует печать органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической, защиты прав потребителей и благополучия человека. В акте обследования помещения представитель вышеуказанного органа Ш.А.А. отметила, что обследование не проводилось, и она с решением комиссии не согласна. Ни в акте, ни в заключение не имеется даты и номера решения о созыве комиссии. В акт и заключение внесли действия заявителя об обследовании жилого помещения, хотя обследование помещения не проводилось. Межведомственная комиссия не указала в заключение, каким нормам проживания соответствует жилое помещение. При норме жилой площади на человека в 12 кв.м. согласно ст.38 ЖК РФ, у него - 11 кв.м. Указанные нарушения при составлении акта и заключения говорят о том, что обследование не проводилось, и акт обследования помещения и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания следует признать недействительными. Считает, что межведомственная комиссия своими незаконными действиями нарушило его право на объективное и всестороннее обследование помещения, предусмотренное законом. Просит суд признать действия межведомственной комиссии незаконными; признать вынесенный акт обследования помещения от 28.11.2011 и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 28.11.2011 недействительными; обязать межведомственную комиссию провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель истца Бортнев Ю.Б. в судебном заседании, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению, уточнил исковые требования. Просит суд признать незаконным действия межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «К. сельское поселение» <адрес> по обследованию жилого дома истца, признать незаконными акт обследования помещения от 28.11.2011 года и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 28.11.2011 года межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «К. сельское поселение»; признать Бортнева Б.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий и взыскать в пользу истца расходы по оплате экспертизы.

Представитель истца - адвокат Цыганов П.А. в судебном заседании поддержал исковые требования Бортнева Б.К., дав пояснения, аналогичные пояснениям Бортнева Ю.Б.

Представители ответчиков, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители третьих лиц Министерства финансов У. области, Министерства труда и социального развития У. области, Управления Министерства труда и социального развития У. области в Н. районе, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Суд, выслушав пояснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из копии паспорта, справки ф.8 следует, что Бортнев Б.К. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, один (л.д.4, 8).

Согласно удостоверению серии XVI Бортнев Б.К. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом II группы (л.д.5).

Согласно справке Нов. филиала ОГУП БТИ, сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по У. области Бортнев Б.К. в собственности жилья не имеет (л.д.26_27).

Постановлением главы администрации муниципального образования «К. сельское поселение» №6 от 08.02.2010 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежим сносу или реконструкции, утвержден ее состав (л.д.39-40).

Согласно заявлению от 01.03.2011 Бортнев Б.К. обратился в администрацию муниципального образования «К. сельское поселение» с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.24).

Из справки Нов. филиала ОГУП БТИ следует, что по состоянию на 03.03.2011 физический износ дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 48% (л.д.25).

По итогам заседания жилищной комиссии при администрации муниципального образования «К. сельское поселение» об улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны от 07.03.2011 Бортневу Б.К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.31-32).

Из акта обследования помещения от 28.11.2011 следует, что по результатам обследования дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для проживания, и Бортневу Б.К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В акте имеется рукописная запись члена комиссии Ш.А.А. о несогласии с решением комиссии в связи с тем, что условия проживания в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 не проводились (л.д.33-34).

По итогам заседания жилищной комиссии при администрации муниципального образования «К. сельское поселение» об улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны от 06.12.2011 Бортневу Б.К. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.37-38).

На основании определения Николаевского районного суда экспертом ЗАО «М. деловой центр» была проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Из заключения эксперта №э2126/12 от 24.04.2012 следует, что основные несущие конструкции жилого дома по адресу: <адрес>, в настоящее время и по состоянию на 28.11.2011 находятся в ветхом состоянии. Жилой дом по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с п. 10, 11, 15, 16, 22 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» как на момент экспертного осмотра, так и по состоянию на 28.11.2011. Вышеперечисленные недостатки вызваны тем, что основные конструкции жилого дома находятся в ветхом и аварийном состоянии. Для приведения ветхих и аварийных конструкций строения в работоспособное состояние следует произвести капитальный ремонт с полной заменой соответствующего конструктивного элемента. Жилой дом по адресу <адрес>, для проживания на момент экспертного осмотра и по состоянию на 28.11.2011, не пригоден для проживания. Причиной этого является то, что основные конструкции жилого дома находятся в ветхом и аварийном состоянии. Для приведения ветхих и аварийных конструкций строения в работоспособное состояние следует произвести капитальный ремонт с полной заменой соответствующего конструктивного элемента. Также в описательной части заключения эксперта указано, что в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 53-86 (р) недопустимое и аварий техническое состояние по своим признакам соответствует физическому износу 61-70% (л.д.78-101).

Согласно техническому отчету У. областного государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации, составленному на 01.11.2011 года, несущие конструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, находятся в неудовлетворительном, ограниченно работоспособном состоянии, несущая способность конструкций снижена.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» № 5 ФЗ от 12.01.1995 года участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, что является мерой социальной поддержки. В соответствии со ст. 23.2 указанного Федерального закона полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны наделены органы государственной власти субъектов РФ.

Согласно «Порядку предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов», утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области 02.05.2006 № 138, правом на получение социальной выплаты обладают участники Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Часть 1 ст.54 ЖК РФ предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии с ч.2 указанной статьи ЖК РФ Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Положение), которым установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации жилого помещения установленным в указанном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния как жилого дома в целом, так и его отдельных конструктивных элементов (строительных конструкций). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с Положением по оценке непригодности жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания (утв. Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 №529) жилые дома относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа жилого дома, либо его несущих конструкций. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома, техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания представляет опасность для жизни людей, если физический износ жилого дома, либо его отдельных несущих конструкций, составляет свыше 65%.

Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что из представленного суду акта обследования помещения Бортнева Б.К. от 28.11.2011 нельзя сделать однозначный вывод о состоянии дома, в котором он проживает, поскольку в акте не отражена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, в связи с чем, не ясно, на основании чего комиссия пришла к выводу пригодности жилого дома для проживания. Ссылка в акте на справку БТИ об определении физического износа дома 48%, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанный процент износа определен на 03.03.2011, а обследование проводилось 28.11.2011 года, и проведено без технического отчета БТИ на 01.11.2011 года. В связи с чем, действия межведомственной комиссии по обследованию жилого дома истца, а также вынесенные акт обследования помещения от 28.11.2011 года и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 28.11.2011 года следует признать незаконными.

Имеющееся в деле заключения эксперта ЗАО «М. деловой центр», а также технический отчет БТИ, свидетельствует о том, что дом истца находится в неудовлетворительном состоянии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца и его представителя к администрации муниципального образования «К. сельское поселение».

Поскольку для оценки пригодности жилого дома для проживания истцом была проведена экспертиза, то заявленные требования о взыскании с администрации МО «К. сельское поселение» расходов по оплате проведения экспертизы в сумме 17500 рублей в его пользу, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бортнева Б.К. удовлетворить.

Признать незаконными действия межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «К. сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области по обследованию жилого дома Бортнева Б.К., расположенного по адресу: <адрес>.

Признать незаконными акт обследования помещения от 28.11.2011 года и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 28.11.2011 года межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «К. сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области.

          Признать Бортнева Б.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального образования К. сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области зарегистрировать Бортнева Б.К. в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 01.03.2011 года.

         Взыскать с администрации муниципального образования К. сельское поселение» <адрес> в пользу Бортнева Б.К. расходы по оплате экспертизы, проведенной ЗАО «М. деловой центр», в размере 17500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Николаевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                             С.Н. Агафонов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200