Дело № 2-184/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 сентября 2010 года р.п. Николаевка Николаевский районный суд Ульяновской области в составе Председательствующего судьи Зеленцовой И.А. С участием прокурора Заикина А.Б. При секретаре Мартышеве П.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту интересов Аюпов М.М., Терехин А.Я., Болонов М.Т. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району о взыскании единовременно недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, Установил: Прокурор обратился в суд с названным иском в интересах Аюпов М.М., являющегося инвалидом 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы, в обоснование требований указал следующее. В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст. 14 п. 15 указанного закона Аюпов М.М. имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 2.500 рублей. Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года, поскольку, в указанный период этот показатель не изменялся. Поскольку, денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, необходимо проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»(далее ФЗ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ) и статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»(далее ФЗ от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ). Однако, если такая индексация была проведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000 года до 01.01.2001 года. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1779-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ(в редакции действовавшей с 01.01.1995 г. по 29.11.2002 г.), статьей 1 ФЗ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с июля 2000 года равного 1, 581(132:83,49), с января 2001 года с учетом коэффициента равного 1,515(200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 01.07.2000года не производилась индексация указанных сумм на основании части 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в редакции ФЗ от 24.ё1.1995 г. № 179-ФЗ), статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1779-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»(в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. В соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные частями 1 и 2 приведенной нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 01.02.2001года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с 01.01.2002 года. Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»( в редакции от 12.02.2001года) и части 3 статьи 2 Федерального Закона от 12.02.2001года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 г. ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Поскольку, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Сведения о величине прожиточного минимума, которые могут быть использованы для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного нормативным правовым атом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте РФ, либо от федерального органа исполнительной власти. Индекс величины прожиточного минимума по Ульяновской области на 2002 год составляет 1,17(соотношение 2001 года к 2000 году); на 2003 год-1,24(соотношение 2002 года к 2001 году); на 2004 год-1,16(соотношение 2003 года к 2002 году). Федеральным законом от 24.06.2004 года № 31-Ф внесены изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», которым предусмотрено ежегодно индексировать размеры выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Во исполнение названного закона Правительством РФ принятые следующие нормативные акты: Конституционный суд РФ в определении от 14.10.2005 года № 364-О указал, что не предполагается придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат(исходя из уровня инфляции) на период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 г. к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 г. по 29.05.2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации. Аюпов М.М. ранее в суд не обращался, несмотря на это, руководствуясь конституционным принципом равенства всех перед законом, необходимо в интересах Аюпов М.М. до 20.05.2004 г. применить ранее действующий порядок индексации компенсационных выплат, проиндексировать их на вышеуказанные индексы и взыскать образовавшуюся задолженность в соответствии со ст. 208 ГК РФ за три года, предшествовавших обращению в суд. Наиболее выгодным для Аюпов М.М. будет индексация за 2002-2004 гг. по индексу прожиточного минимума. Постановлением Правительства РФ № 292 от 07.05.2005 г. с 01.01.2005 г. установлено осуществить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с применением коэффициента- 1,11, постановлением Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 г. с 01.01.2006 г. установлено осуществить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с применением коэффициента-1,09, постановлением Правительства РФ № 171 от 21.03.2007г. с 01.01.2007г. установлено осуществить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с применением коэффициента-1,08, постановлением Правительства РФ № 655 от 03.09.2008г. с 01.01.2008г. установлено осуществить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с применением коэффициента-1,105, с 01.01.2009г. - 1,075, постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009г. с 01.01.2010г. установлено осуществить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с применением коэффициента-1,1. Таким образом, индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с 01.01.2002г. необходимо произвести с учетом индекса роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ульяновской области, с 01.01.2005 г. исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом на соответствующий год. С учетом приведенных норм размеры ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью Аюпов М.М. с 15.02.2001г. должны быть следующие: с 15.02.2001г.-2500 рублей, с 01.01.2002 г. 2925 руб., с 01.01.2003 г. 3627 руб., с 01.01.2004 г. 4207 руб. 32 коп., с 01.01.2005г. 4.670 руб. 13 коп., с 01.01.2006 г. 5090 руб. 44 коп, с 01.01.2007 г. 5497 руб. 68 коп., с 01.01.2008г. 6074 руб. 56 коп., с 01.01.2010г. 7183 руб. 62 коп. Указанные размеры сумм в возмещение вреда здоровью Аюпов М.М. не были своевременно выплачены, поэтому, задолженность по ним следует взыскать за последние три года, предшествующие обращению в суд, то есть с июля 2007 года. Согласно представленным данным о произведенных выплатах, Аюпов М.М. с 01.01.2007г. ежемесячно было выплачено 4508 руб. 09 коп., с 01.01.2008г. 4823 руб. 66 коп., с 01.04.2008г. 4891 руб. 28 коп., с 01.10.2008г. 4981 руб. 44 коп., с 01.01.2009г. 5404 руб. 86 коп., с 01.08.2009г. 5629 руб. 03 коп., с 01.01.2010г. 5629 руб. 03 коп., с 01.02.2010г. по 01.07.2010г. 6191 руб. 93 коп. Им за период с июля 2007 года по июль 2010 г. недополучено 40.953 руб. 73 коп. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор просит взыскать в пользу Аюпов М.М. единовременно недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы за период с июля 2007 года по июль 2010 года в размере 40.953 рубля 73 коп., взыскать в пользу Аюпов М.М. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы с 01.01.2010года в размере 7183 руб. 62 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Аналогичный иск предъявлен прокурором в интересах Терехин А.Я., являющегося инвалидом 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы. Аналогичный иск предъявлен прокурором в интересах Болонов М.Т., являющегося инвалидом 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы. Определением суда от 09.09.2010 года названные иски по ходатайству прокурора с согласия лиц, участвующих в деле, объединены в одно производство. В судебном заседании прокурор поддержал иск, просит взыскать единовременно в пользу соистцов денежную сумму, указанную ответчиком в расчете и разницу между размером компенсации за август 2010 года, в обоснование иска привел те же доводы, что изложены в иске. Соистцы Аюпов М.М., Терехин А.Я., Болонов М.Т. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело без их участия, иск прокурора поддерживают, согласны на индексацию ежемесячной денежной компенсации, назначенной им в твердом размере. Представители ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району Х.Е.А., З.С.Н. с иском согласны, полагают, что соистцам следует проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию, как просит прокурор. Соистцы являются инвалидами 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы, изначально каждому из них была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью в твердом размере. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(далее Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно пункта 2 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:… 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:…военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, Согласно пункта 15 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:…15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: … инвалидам II группы - 2 500 рублей;… Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 г., необходимо иметь в виду следующее. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ и от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ). Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г. 6. В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. 8. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 г., предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Анализ приведенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что индексацию ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью с 01.01.2002г. необходимо производить с учетом индекса роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ульяновской области, а с 01.01.2005 г. исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом на соответствующий год. Индекс величины прожиточного минимума по Ульяновской области на 2002 год составляет 1,17(соотношение 2001 года к 2000 году); на 2003 года-1,24(соотношение 2002 года к 2001 году); на 2004 год-1,16(соотношение 2003 года к 2002 году). Коэффициенты уровня инфляции ежегодно устанавливаются на основании постановления Правительства РФ, с 01.01.2005 г. коэффициент 1,11 (постановление от 07.05.2005 г. № 292), с 01.01.2006 г. коэффициент 1,09 (постановление от 25.04.2006 г. № 246), с 01.01.2007 г. коэффициент 1,08 (постановление от 21.03.2007 г. № 171), с 01.01.2008 г. коэффициент 1,105 (постановление от 21.12.2007г. № 914 с учетом изменений, внесенных постановлением от 24.12.2008г. № 992 ), с 01.01.2009 г. коэффициент 1,13 (постановление от 21.12.2007г. № 914 с учетом изменений, внесенных постановлениями № 181 от 17.03.2008г, № 655 от 03.09.2008г, № 992 от 24.12.2008г., № 545 от 07.07.2009г.), с 01.01.2010 г. коэффициент 1,1 (постановление от 16.12.2009г. № 1024). С учетом приведенного порядка индексации ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, назначенная в твердом размере, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, инвалиду 2 группы, начиная с 15.02.2001 г. должна выплачиваться в следующих размерах С 15.02.2001г. 2500 рублей, С 01.01.2002 г. 2.925 рублей(2.500х1,17=2.925руб.), С 01.01.2003 г. 3.627 руб.(2.925х1,24=3.627 руб.), С 01.01.2004 г. 4.207 руб. 32 коп.(3.627х1,16=4.207,32 руб.), С 01.01.2005г. 4.670 руб. 13 коп.(4.207,32х1,11=4.670,13 руб.), С 01.01.2006 г. 5.090 руб. 44 коп.(4.670,13х1,09=5.090,44 руб.), С 01.01.2007г. 5.497 руб. 68 коп.(5.090,44х1,08=5.497,68руб.), С 01.01.2008г. 6.074 руб. 94 коп.(5.497,68х1,105=6.074,94 руб.), С 01.01.2009г. 6.864 руб. 68 коп. (6.074,94х1,13=6.864,68 руб.), С 01.01.2010г. 7.551 руб. 15 коп.(6.864,68х1,1=7.551,15 руб.). Согласно пенсионному делу №, личному делу № № Аюпов М.М. с 20.10.1998г. до 01.11.2003 года установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание, связанное с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, с 12.11.1998 г. до 01.12.2003 года установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 16.10.2003 г. до 01.12.2008г. установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 29.03.2005 года до 01.04.2010г. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 01.04.2010г. на срок бессрочно, установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС. Ему же на период инвалидности установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40 %. Со времени установления группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности Аюпову М.М. назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в твердом размере. Согласно пенсионному делу № №, личному делу № № Терехин А.Я. с 27.03.1995 г. до 01.04.2000 г. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 10.03.2000 г. до 01.04.2005 г. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 30.03.2005 г. бессрочно установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС. Ему же на период инвалидности установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 80 %. Со времени установления группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности Терехин А.Я. назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в твердом размере. Согласно пенсионному делу №, личному делу № Болонов М.Т. с 03.07.1997 г. до 01.08.2002 г. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 09.07.2002 г. до 01.08.2007 г. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, с 22.05.2007г. бессрочно установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС. Ему же на период инвалидности установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40 %. Со времени установления группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности Болонов М.Т. назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в твердом размере. Аюпов М.М., Терехин А.Я., Болонов М.Т. согласно представленным сведениям ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, назначенная в твердом размере, за период с 01.07.2007г. была начислена и выплачена ежемесячно в следующих размерах с 01.07.2007г. 4.508,09 руб., с 01.01.2008г. 4.823,66 руб., с 01.04.2008г. 4.891,28 руб., с 01.10.2008г. 4.981,44 руб., с 01.01.2009г. 5.404,86 руб., с 01.08.2009г. 5.629,03 руб., с 01.02.2010г. 6.191,93 руб. При рассмотрении дела судом установлено, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, соистцам назначена и выплачивалась без учета требований статьи 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. не проиндексирована с учетом индекса роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ульяновской области, полученный в результате этого размер ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2005 г. не проиндексирован с учетом коэффициентов уровня инфляции, как следствие этому, соистцам выплачивалась ежемесячная компенсация в меньшем размере. Поэтому, в пользу соистцов следует взыскать разницу между причитающейся ежемесячной денежной компенсацией, проиндексированной в соответствии с приведенным порядком, и выплаченной ежемесячной денежной компенсацией, эту разницу следует взыскать в соответствии со статьей 208 ГК РФ, за период не более трех лет, предшествующих предъявлению иска, как просит прокурор с 01.07. 2007 года по 31.08.2010 года. Так за период с 01.07.2007 года по 31.08.2010 года Аюпов М.М., Терехин А.Я., Болонов М.Т. каждому выплачена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы с учетом доплат в связи с индексацией в общей сумме 203.977 руб. 24 коп.(210.627,24-6.650,00(индексация за 2004 год)=203.977, 24 руб.). За тот же период каждому из них следовало выплатить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в общей сумме 248.670 рублей 72 коп., расчет причитающей ежемесячной компенсации следующий С 01.07.2007г. по 31.12.2007г. - 6 месяцев:5.497,68х6=32.986,08 руб., 2008 год-12 месяцев: 6.074,94х12=72.899, 28 руб., 2009 год-12 месяцев: 6.864,68х12=82.376,16 руб., С 01.01.2010 г. по 31.08.2010г.-8 месяцев : 7.551,15х8=60.409,20 руб., всего 248.670 руб. 72 коп. С учетом приведенных правовых норм, установленных по делу обстоятельств, в пользу каждого соистца единовременно следует взыскать недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы за период с 01 июля 2007 года по 31 августа 2010 года в общей сумме 44. 693(сорок четыре тысячи шестьсот девяносто три)руб. 48 коп.(248.670,72-203.977,24=44.693,48). Выплату образовавшейся задолженности по ежемесячной денежной компенсации следует произвести за счет средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поскольку, в настоящее время соистцам выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в меньшем размере(согласно личных дел выплачивается ежемесячно 6.191,93 руб.), чем причитается, по 31.08.2010г. взыскана недополученная сумма ежемесячной денежной компенсации, причитающейся соистцам, начиная с 01.09.2010 года каждому соистцу следует взыскать ежемесячную денежную компенсацию в размере 7.551(семь тысяч пятьсот пятьдесят один)руб. 15 коп., ежемесячно, с последующей индексацией с применением коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом о Федеральном бюджете на соответствующий год. При рассмотрении настоящего дела судом не принимается во внимание, расчеты, предложенные прокурором и ответчиком, поскольку, коэффициент инфляции, приведенный ими в расчете за 2009 год(1,075) не соответствует коэффициенту, установленному постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 ( в редакции постановлений Правительства РФ от 17.03.2008г. № 181, от 03.09.2008г. № 655, от 24.12.2008г. № 992, от 07.07.2009г. № 545). Согласно пункту 1 указанного постановления, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", индексацию следует осуществить с 1 января 2009 г. с применением коэффициента 1,13, индексации подлежит согласно приложению 1, в том числе и ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 15 части первой статьи 14 Закона). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 191,194-197,199,338 ГПК РФ, суд Решил: Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району в пользу Аюпов М.М. единовременно недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы за период с 01 июля 2007 года по 31 августа 2010года в общей сумме 44. 693(сорок четыре тысячи шестьсот девяносто три)руб. 48 коп. за счет средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 7.551(семь тысяч пятьсот пятьдесят один)руб. 15 коп., ежемесячно, начиная с 01 сентября 2010 года с последующей индексацией с применением коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом о Федеральном бюджете на соответствующий год. Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району в пользу Терехин А.Я. единовременно недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы за период с 01 июля 2007 года по 31 августа 2010года в общей сумме 44. 693(сорок четыре тысячи шестьсот девяносто три)руб. 48 коп. за счет средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 7.551(семь тысяч пятьсот пятьдесят один)руб. 15 коп., ежемесячно, начиная с 01 сентября 2010 года с последующей индексацией с применением коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом о Федеральном бюджете на соответствующий год. Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району в пользу Болонов М.Т. единовременно недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы за период с 01 июля 2007 года по 31 августа 2010года в общей сумме 44. 693(сорок четыре тысячи шестьсот девяносто три)руб. 48 коп. за счет средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 7.551(семь тысяч пятьсот пятьдесят один)руб. 15 коп., ежемесячно, начиная с 01 сентября 2010 года с последующей индексацией с применением коэффициента исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом о Федеральном бюджете на соответствующий год. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд путем подачи кассационной жалобы или представления через Николаевский районный суд Ульяновской области. Председательствующий судья И.А. Зеленцова. 27.09.2010 года изготовлено мотивированное решение суда.