Решение о включении в стаж периода работы, перерасчете базовой части трудовой пенсии



Дело № 2-118/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

28 июля 2010 года р.п. Николаевка

Николаевский районный суд Ульяновской области в составе

Председательствующего судьи Зеленцовой И.А.

При секретаре Костогрыз Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе о зачете в стаж, возложении обязанности по производству перерасчета базовой части трудовой пенсии,

Установил:

В суд обратилась Попова Л.Г., просит обязать ответчика засчитать ей увольнение в порядке перевода 14 и 15 марта 1992 года в трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и включить указанные дни для подсчета трудового стажа 15 лет работы в районах Крайнего Севера для назначения повышенного базового размера трудовой пенсии по старости, обязать ответчика произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости с даты назначения досрочной трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Дата обезличена года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости, ранее с 10.08.2009г. ей назначена пенсия по старости в соответствии с п.1 пп.19 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», повышенный базовый размер пенсии ей не был установлен. Согласно трудовой книжке истица отработала в районах Крайнего Севера 15 лет. В установлении повышенного размера базовой части трудовой пенсии истцу отказано, поскольку, стаж работы истца в районах Крайнего Севера по подсчетам ответчика составил 14 лет 11 месяцев 29 дней. В указанный стаж не был засчитан период увольнения истца в порядке перевода из средней общеобразовательной школы Номер обезличен г. Адрес обезличен в ясли сад «М.» с Дата обезличена г., несмотря на то, что законодательство в случае увольнения сохраняет за работником непрерывность трудового стажа. В случае увольнения в порядке перевода из одной организации в другую, промежутка в трудовой деятельности не может быть, одна из организаций должна была засчитать выходные дни в период её трудовой деятельности. В стаж для получения повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» засчитываются периоды работы, выполняемые течение полного рабочего дня в районах Крайнего Севера, при этом не имеет значения какой характер носила эта работа -постоянный или временный, производилась ли она вахтовым методом, направлялся ли работник в командировку для осуществлениях своих трудовых обязанностей, т.е. для наличия соответствующих правовых последствий необходимо доказать фактическое исполнение работником своей работы в районах Крайнего Севера. В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемым в страховой стаж является трудовая книжка установленного образца. Согласно статьи 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа при работе в районах Крайнего Севера устанавливается Правительством РФ. В стаж работы в районах Крайнего Севера засчитывается весь период работы в условиях Крайнего Севера, на который рабочий подлежал госсоцстрахованию, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. В соответствии с п. 31 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 21.11.90 г., непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение льгот и компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, сохраняется при условии поступления их на работу в период до достижения ребенком указанного возраста, независимо от причины увольнения, продолжительности перерыва в работе и работы в этот период в других районах страны. Указанный порядок сохранения непрерывного стажа женщинам применяется и в случаях их увольнения до выхода Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.90 г. № 458. Стаж женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, суммируется, независимо от причины увольнения, кроме перечисленных в п. 27 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.10.90 г. № 2, а также длительности перерывов в работе. В соответствии с приведенными нормами права стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет, что достаточно для назначения повышенной базовой части трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании Попова Л.Г. свои требования поддержала, пояснила, что была уволена в порядке перевода из школы Номер обезличен в ясли сад в тот период, когда ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до Дата обезличена г., сразу же после увольнения она устроилась в ясли сад, перерыва в работе не было, почему ей с ошибками оформили документы не знает, полагает, что эти ошибки не могут быть поставлены ей в вину. При увольнении со школы г. Адрес обезличен ей подсчитали стаж работы в районах Крайнего Севера, он составил 15 лет. Истец полагает, стаж работы в районах Крайнего Севере надо посчитать календарно. Только в мае 2010 года узнала о том, что ей не назначена базовая часть трудовой пенсии в повышенном размере, как имеющей 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера.

Представитель ответчика иск не признал, по существу исковых требований пояснил, что подсчет стажа ими ведется на основании приказа от 31.03.80 г., по нему месяц, независимо от его календарной продолжительности, принимается как средневзвешенное число-30 дней, периоды работы по количеству дней в месяце не считают. Для назначения истице базовой части трудовой пенсии в повышенном размере в связи с работой в районах Крайнего Севера ей не хватает несколько дней стажа.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Поповой Л.Г. с Дата обезличена года назначена досрочная трудовая пенсия, как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при этом ей не установлен повышенный базовый размер трудовой пенсии, как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, на дату обращения за пенсией установлено наличие стажа работы Поповой Л.Г. в районах Крайнего Севера 14 лет 11 месяцев 29 дней, страхового стажа 25 лет. Об этом свидетельствуют пенсионное дело, а также пояснения сторон.

Из копии трудовой книжки, копий приказов об увольнении с работы(Номер обезличен от Дата обезличена г.), о приеме на работу(приказ Номер обезличен от Дата обезличена г. ), о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, карточки формы Т-2 видно, что Попова Л.Г. работала в районах Крайнего Севера

С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. учителем начальных классов в средней школе Номер обезличен Адрес обезличен Якутской ССР,

С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. учителем начальных классов в средней школе Номер обезличен Адрес обезличен Якутской ССР, в том числе ей были предоставлены отпуска по уходу за детьми с Дата обезличена г. по Дата обезличенаг., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.(в приказе по Дата обезличена г.),

С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. воспитатель ясли-сада «Малыш» Адрес обезличен Якутской ССР,

С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. учителем начальных классов в средней школе Номер обезличен Адрес обезличен Якутской ССР.

Согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена г. Поповой Л.Г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена г. она уволена со средней школы Номер обезличен Адрес обезличен в порядке перевода с детский сад «М.» с Дата обезличена г. Поскольку, по день издания приказа истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, приказ об увольнении истицы издан Дата обезличена г., суд полагает, что с истицей трудовой договор расторгнут не Дата обезличена г., а Дата обезличена г., поэтому, Дата обезличена г. как последний рабочий день подлежит зачету в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) 7. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц…9. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах: 1) при наличии одного такого члена семьи - 5 124 рублей в месяц…

В соответствии со статьей 30 приведенной нормы 1. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал… В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц …под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую среди прочих периодов включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию… Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж… производится в календарном порядке по их фактической продолжительности…

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит установление пенсионной системы (статья 39, часть 2), располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий. Вместе с тем он должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения и действовать в рамках международно-правовых обязательств Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации), вытекающих, в частности, из Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22).

Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

В соответствии с приведенными положениями Конституции РФ и правовыми нормами, суд полагает, что трудовую деятельность Поповой Л. Г. в районах Крайнего Севера следует исчислять в календарном порядке по её фактической продолжительности, а не с применением порядка, предусмотренного п.3.4.9 Инструкции о порядке оформления и ведения дел пенсионеров и получателей ежемесячных пособий в районных (городских) отделах социального обеспечения, утвержденную приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.03.80 г. № 32-А. Применение положений пункта 3.4.9 указанной инструкции при подсчете стажа работы истца в районах Крайнего Севера, идет в разрез с положениями Конституции РФ, безусловно влечет нарушение прав истца на получение повышенного размера базовой части трудовой пенсии. При подсчете стажа работы истца в районах Крайнего Севера с применением положений пункта 3.4.9 указанной инструкции, ее стаж составит менее 15 лет, а при подсчете этого же стажа работы в календарном порядке по его фактической продолжительности стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составит 15 лет, что достаточно для назначения повышенного размера базовой части трудовой пенсии в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Средневзвешенное число дней в месяце-30 дней следует применять только в случае перевода календарных дней в месяцы при суммировании периодов работы, поскольку, при суммировании дней получается общее количество дней, в которое входят дни из месяцев с различной продолжительностью.

Календарный порядок исчисления приведенных выше периодов работы истца в районах Крайнего Севера выглядит следующим образом:

С 25.08.82 г. по 11.03.92 г. - 9 лет 6 месяцев 18 дней( в августе 1982 г. 7 дней-25,26,27,28,29,30,31, 4 месяца в 1982 г. с сентября по декабрь, 9 полных лет 1983,1984,1985,1986,1987,1988,1989,1990,1991, 2 месяца 1992 года с января по февраль, и 11 дней в марте 1992 г),

С 16.03.92 г. по 30.04.92 г. -1 месяц 16 дней(в марте 16 дней-16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31 и апрель - 30 дней как полный месяц),

С 20.08.92 г. по 14.12.97 г. - 5 лет 3 месяца 26 дней (12 дней в августе 1982 г. -20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31, 4 месяца в 1992 г. с сентября по декабрь, 4 полных года-1993,1994,1995,1996, 11 месяцев 1997 г. с января по ноябрь, и 14 дней декабря) и в целом составит 15 календарных лет.

Таким образом, на 10.08.2009г. стаж работы истцы в районах Крайнего Севера составляет не менее 15 лет, страховой стаж составляет 25 лет, следовательно, она имеет право на назначение повышенного размера базовой части трудовой пенсии с 10.08.2009г. как лицо, проработавшее в районах Крайнего Севера не мен ее 15 лет. Поскольку, до настоящего времени указанный размер базовой части трудовой пенсии ей не установлен, она имеет право на перерасчет базовой части трудовой пенсии с даты назначения досрочной трудовой песни по старости, т.е. с 10.08.2009г., поэтому ее требование о возложении на Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Николаевском районе Ульяновской области обязанности по производству перерасчета базовой части трудовой пенсии, как лицу, отработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, с 10 августа 2009 года, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Поскольку, в судебном заседании не установлено, что 14, 15 марта 1992 года истица работала в районах Крайнего Севера, у суда нет оснований для зачета указанных дней в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, поэтому в остальной части требований Поповой Л.Г. следует отказать. При этом следует обратить внимание на то, что нормы законодательства, позволяющие сохранять непрерывность стажа работы не дают суду право зачесть в стаж работы истца в районах Крайнего Севера промежутки времени, когда истица не работала, но имела право на сохранение непрерывного стажа работы ( перерывы между увольнением и очередным приемом на работу). Её довод о включении указанных периодов в стаж работы основан на ином толковании правовых норм.

Остальные доводы сторон правового значения для дела не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 191, 194-197,199, 338 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Поповой Л.Г. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Николаевском районе Ульяновской области Поповой Л.Г. произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии, как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, с 10 августа 2009 года, в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Николаевский районный суд.

Председательствующий судья: И.А. Зеленцова.

02.08.2010г. изготовлено мотивированное решение.

Председательствующий судья: И.А. Зеленцова.