Приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований и условий



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 августа 2010 года р.п. Николаевка

Судья Николаевского районного суда Ульяновской области Янина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химии, нефтехимии, нефтепереработки и проектированием ОПО Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении юридического лица

Общества с ограниченной ответственностью «Ключиковский нефтеперерабатывающий завод», расположенного по адресу Адрес обезличен, Дата обезличена привлеченного к административной ответственности по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ,

Установил:

В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ключиковский нефтеперерабатывающий завод» (далее ООО «Ключиковский НПЗ») составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано следующее. При проведении внеплановой выездной проверки ООО «Ключиковский НПЗ» в период с Дата обезличена по Дата обезличена выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а также обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, установленных Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599, а именно:

  1. Консервация опасного производственного объекта(установки) осуществлена в отсутствии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на консервацию, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом, чем нарушен п.1 ст. 8 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  2. При строительстве опасного производственного объекта допущены отклонения от проектной документации: не построены дизель-генераторная площадью 31,0 кв.м и навес для наливных стояков; вместо электродегидратора установлен дегидратор; на месте «площадки временного складирования отходов» установлены три вертикальных цилиндрических резервуара для сырой нефти; не установлена одна емкость объемом 50 куб. м для бензина; не установлены предохранительные клапана на колонках К-1 и К-2 и системы контроля и сигнализации уровня жидкости(с выводом на щит в операторной) в емкостях Е 1/1-Е1/7, Е2, Е3/1, Е 3/2, Е 5/1, Е 5/2, Е 6/1-Е 6/5, а также устройства заземления автоцистерн У. на наливных стояках; ограда территории установки вместо бетонных стеновых панелей выполнена листами плоского шифера, чем нарушен п.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»(далее ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ), п.п. а п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. № 599Отсутствует договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, чем нарушена ст. 15 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»(далее ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ), п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  3. Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности: директор предприятии не аттестован в области промышленной безопасности, чем нарушены п. 10,13 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом от 29.01.2007г. № 37, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  4. Не обеспечено предотвращение проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц: в ограждении имеются многочисленные сквозные проемы, чем нарушена ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  5. Не обеспечено выполнение комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность законсервированного опасного производственного объекта; материальную сохранность объекта, предотвращение его разрушения, в т.ч. вследствие коррозии; а также обеспечение его работоспособности после реконсервации: периодический контроль за состоянием объекта не проводится, отсутствуют сметы на содержание законсервированных объектов, пункт 1.4, 2.4 Типового положения «О порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000г. № 64, ч.1. ст.8, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  6. Не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта: отсутствует предусмотренный рабочим проектом обслуживающий персонал(по проекту- 13 чел. в смену или 24 чел. в сутки, фактически-0 чел.), чем нарушена ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  7. Отсутствует документальное подтверждение выполнения организационно-технических мероприятий по консервации опасного производственного объекта, в т.ч. сведений: по количеству и местонахождению остатков сырья, полуфабрикатов, продукции и вспомогательных материалов; количеству и местонахождению «мертвых» остатков в емкостях, аппаратах, блоках и коммуникациях; перечня отключенного заглушками или видимыми разрывами оборудования, цеховых и межцеховых коммуникаций; перечня демонтированного ценного оборудования (технологического, электрического, КИПиА) и места их хранения; перечня технической документации, журналов по установке и снятию заглушек, паспортов на оборудование и места их хранения; штатного расписания, остающихся работников производства и их обязанностей, чем нарушен п. 2.13 Типового положения «О порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000г. № 64, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  8. Отсутствует договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, что является нарушением статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункт а) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599;
  9. Не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, чем нарушена ст. 10 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  10. На предприятии отсутствуют нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте, чем нарушена ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  11. Не разработана декларация промышленной безопасности по критерию «горючие жидкости», используемые в технологическом процессе», при наличии их на установке переработки нефти, согласно проекта, в количестве более 600 тонн, что превышает их предельное количество согласно, указанным в таблице 2 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ(200тонн), чем нарушена ст. 14 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а, е п. 5 Положения о лицензировании,
  12. В проекте: «Малогабаритная бензино-дизельная установка БДУ-2Э в Адрес обезличен» и технологическом регламенте указанной установки, не указаны критические значения параметров ведения технологического процесса переработки нефти, что не позволяет установить регламентированные значения параметров, определяющих безопасное проведение технологического процесса, что нарушает пункты 3.2, 3.3.. 6.3.6 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29. часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункт а) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599;
  13. Технологическая система установки не оснащена средствами контроля за параметрами, определяющими взрывоопасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и противоаварийной защиты; блокировки, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в расходных емкостях от предельно допустимых значений; системами автоматического регулирования уровня и температуры жидкости в кубовой части колонн ректификации, а также температуры поступающих на разделение продуктов; системами автоматической защиты нагреваемых элементов(змеевиков) нагревательных печей, чем нарушены п.п. 3.9, 4.1.12, 4.3.3, 4.5.8.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 г. № 29, ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  14. Не предусмотрены специальные меры для обеспечения взрывобезопасности технологической системы при пуске в работу или остановке оборудования(аппаратов, участков трубопроводов и т.п.), в том числе продувка инертными газами, предотвращающие образование в системе взрывоопасных смесей: в проектной документации не разработаны, с учетом особенностей технологического процесса и не регламентированы режимы остановки оборудования, способы его продувки инертными газами, исключающие образование застойных зон; не предусмотрен контроль за эффективностью продувки по содержанию кислорода и (или) горючих веществ в отходящих газах с учетом конкретных условий проведения процесса, чем нарушен п. 7.3 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 г. № 29, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ,
  15. Не регламентированы параметры, определяющие взрывобезопасность технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ при заполнении и опорожнении резервуаров (давление, скорость перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни), чем нарушен п. 4.7.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 г. № 29, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  16. Отсутствует техническая документация организации-изготовителя и не имеют разрешения Ростехнадзора для применения на опасных производственных объектах следующие технические устройства: дегидратор, резервуары(3ед.) и емкости (11 ед.) для хранения нефти и нефтепродуктов, насосы для перекачки нефтепродуктов(6 ед.), чем нарушен п. 6.4 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 18.10.2002 г. № 61, п. 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.12.98 г. № 1540, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  17. Не предусмотрено удаление остатков продуктов из трубопроводов и насосов, установленных в технологической насосной по закрытым коммуникациям за пределы помещения, чем нарушен п. 5.4.2 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 г. № 44, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  18. Не обеспечено направление сбрасываемых горючих газов в закрытые системы для дальнейшей утилизации или в системы организованного сжигания, чем нарушен п. 3.24 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 г. № 29, ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  19. В технологических схемах установки не предусмотрены меры по максимальному снижению взрывоопасности технологических блоков, а именно, не предусмотрено предотвращение взрывов и пожаров внутри технологического оборудования; защита технологического оборудования от разрушения и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу, чем нарушен п. 3.1. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 г. № 29, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  20. Отсутствуют паспорта(эксплуатационные журналы) на технические трубопроводы установки, чем нарушен п. 9.4.1. Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003г. № 80, ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  21. Открытые насосные не оборудованы, обогреваемыми полами, чем нарушен п. 5.4.3 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 г. № 44, ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  22. Резервуары хранения нефти и нефтепродуктов не оснащены пробоотборниками, расположенными внизу, чем нарушен п. 5.2.6 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 г. № 44, ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  23. Узел слива сырой нефти в емкость для приема сырья установки БДУ-2Э не исключает возможности проливов нефтепродуктов и поступления горючих паров и газов в атмосферу при проведении сливоналивных операций, указанные узлы не оснащены огнепреградителями, чем нарушены п. 4.7.15, 5.6.9 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 г. № 29, ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  24. Повсеместно при сборке фланцевых соединений технологических трубопроводов не соблюдается требование по высоте выступающих над гайками концов болтов и шпилек: у центробежных насосов в заглубленной насосной, предназначенной для подачи сырой нефти в теплообменник и далее в электродегидратор в 18-ти случаях болты и шпильки установлены с указанным нарушением нормативного требования, чем нарушен п. 6.2.13 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003г. № 80, ч.1 ст. 9 от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  25. Не обеспечено наличие Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) на установке, чем нарушено постановление Правительства РФ от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании,
  26. Отсутствует исполнительный план коммуникаций, чем нарушен пункт 6.4 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 г. № 44, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании.
  27. Не осуществляется систематический контроль за осадкой оснований вертикальных стальных резервуаров, чем нарушен п. 4.5 Правил безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 г. № 33, ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании;
  28. На технологических аппаратах отсутствует обозначение позиции по технологической схеме, чем нарушен п. 5.1.2 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 г. № 44, ч.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, п.п. а п. 5 Положения о лицензировании.
  29. Отсутствует план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС), что нарушает пункт 2.5 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 29.05.2003 № 44, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункт а) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

Указанные действия(бездействия) ООО «Ключиковский НПЗ» квалифицированы по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Николаевский районный суд Ульяновской области для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности общества.

В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в пояснениях указал, что завод закрыт на консервацию с Адрес обезличен.

Вина юридического лица ООО «Ключиковский НПЗ» в инкриминируемом ему правонарушении подтверждается, в том числе, актом проверки Номер обезличен от Дата обезличенаг., протоколом об административном правонарушении.

Действия юридического лица ООО «Ключиковский НПЗ» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, как грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в частности, лицензии по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, т.к. Дата обезличена года в деятельности указанного общества, расположенного по адресу Адрес обезличен, выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, закрепленных в подпункте а) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599, Федеральном законе от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (конкретные пункты, статьи законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности приведены в акте проверки и протоколе об административном правонарушении). В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании нарушение подпункта а) пункта 5 Положения квалифицируется как грубое нарушение.

Доказательства, на основании которых суд пришел к выводу о виновности юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении, отвечают требованиям относимости и допустимости, проверка проведена в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, на основании распоряжения и.о. руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 июля 2010 года № 1757-10-р, давшему указание о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Ключиковский НПЗ» в период времени с Дата обезличена по Дата обезличена в целях исполнения ООО «Ключиковский НПЗ» предписания от Дата обезличена года Номер обезличен

Суд отмечает, что в соответствии с Типовым Положением о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов (РД 09-390-00), далее Положение о консервации, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 4 ноября 2000 г. N 64, Положением установлен порядок работ по остановке на длительный период и (или) консервации объектов…нефтеперерабатывающей промышленности, взрывопожароопасных и химически опасных производств, складов и хранилищ взрывопожароопасных и химически опасных продуктов и других опасных производственных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России. На основании Положения о консервации, организации, владеющие перечисленными объектами или эксплуатирующие их, разрабатывают в установленном порядке: положение о порядке остановки на длительный период, консервации и расконсервации объектов организации; инструкции по консервации (расконсервации) основных видов оборудования, для которых отсутствуют указания заводов - изготовителей; инструкции для сменных мастеров, бригадиров, оперативных дежурных, работников охраны и т.п. на время длительной остановки объекта, детализирующие требования применительно к конкретному производству, оборудованию(раздел 1, 2 Положения). Как следует из материалов административного дела, консервация Ключиковского нефтеперерабатывающего завода в установленном законом порядке не проведена, поэтому ссылка общества на консервацию завода с 2006 года, по мнению суда, не дает обществу права игнорировать требования промышленной безопасности к опасному производственному объекту.

При назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, выявленные нарушения являются грубыми, и создают непосредственную угрозу возникновения техногенной катастрофы, как следствие этому угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей.

Принимая во внимание, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, при выявленных нарушениях лицензионных требований, учитывая отягчающее наказание обстоятельство - повторное привлечение лица к административной ответственности за однородное правонарушение, следует назначить наказание только в виде административного приостановления деятельности общества сроком на 40 суток.

Руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ключиковский нефтеперерабатывающий завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 3 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица по адресу Адрес обезличен, сроком на сорок суток, назначенное наказание следует исчислять с момента введения временного запрета деятельности юридического лица - с Дата обезличена.

Постановление подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня вручения копии настоящего постановления путем подачи жалобы или представления через Николаевский районный суд.

Судья И.В. Янина