Дело № 12-80/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Николаевского районного суда Волгоградской области, находящегося по адресу: Волгоградская область город Николаевск, улица Октябрьская, 27, Лахмаева Светлана Николаевна, рассмотрев с участием Веселова П.А.,
«22» ноября 2010 года жалобу Веселова П.А., <данные изъяты>, на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 № от 21 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
21 октября 2010 года государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 вынесено постановление № о привлечении директора МУК "Р." Веселова П.А. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Веселов П.А. подал в суд жалобу на указанное постановление, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы Веселов П.А. указал, что он не согласен с выводами государственного инспектора ФИО1 о том, что в здании библиотеки и сельского дома культуры (СДК) общей площадью 474 кв.м., находящемся в оперативном управлении МУК "Р." по адресу: <адрес>, выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а именно: эксплуатация МУК "Р." с января 2007 года и на момент проверки осуществляется без разработанного в обязательном порядке и утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ст. 22, 24, 34 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Утверждает, что МУК "Р." ежегодно поквартально осуществляет перечисление платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, что подтверждается платежными поручениями. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор между ООО "Э." и МУК "Р." на изготовление паспортов опасных отходов и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Ввиду того, что в Территориальном органе Ростехнадзора происходит реорганизация, документация в Управлении Росприроднадзор по Волгоградской области задерживается. С 01.07.2010 года действует договор № с Общественной организацией по Волгоградской области «ЦЭК» на выполнение работ по определению компонентного состава отходов. 07.09.2010 года МУК "Р." заключен договор № с ООО "К." на абонентское обслуживание по демеркуризации ртутьсодержащих ламп.
Веселов П.А. требования жалобы поддержал, просил отменить обжалуемое постановление за малозначительностью, поскольку возглавляемое им учреждение ежегодно поквартально осуществляет перечисление платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, а на изготовление требуемой документации учреждением уже заключены соответствующие договора.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании распоряжения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ (копия л.д.41-42) государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов 10.09.2010 года проведена проверка (копия акта проверки л.д.45-48) соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды МУК «"Р.".
В ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в ходе осуществления МУК «"Р." деятельности архивов, библиотек и учреждений клубного типа в нежилом помещении общей площадью 403 кв.м., по адресу: <адрес>, находящемся в оперативном управлении МУК "Р." образуются отходы производства и потребления 1,4,5 класса опасности (код по ФККО: 3533010013011 - ртутные лампы люминесцентные, ртуть содержащие трубки, отработанные и брак; 912004001004 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 9120140001005 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий и др. отходы), при этом с января 2007 года и на момент проверки не составлены паспорта на отходы 1, 4 класса опасности, не ведётся достоверный учёт образовавшихся в результате деятельности МУК "Р." отходов, обращение с отходами 1, 4 класса опасности осуществляется лицами, не имеющими профессиональной подготовки, подтверждённой свидетельством (сертификатом), не получены в установленном порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления, что является нарушением требований ч.ч. 2, 3 ст. 14, ст. ст. 15, 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
За совершение указанного правонарушения 10.09.2010 года в отношении Веселова П.А. составлен протокол № (копия л.д.50-51) об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Руководителю МУК "Р." Веселову П.А. предписано (копия предписания л.д.49) до 25.12.2010 года: получить лимиты на размещение отходов производства и потребления; составить паспорта на отходы 1, 4 класса опасности, организовать учёт образовавшихся и переданных отходов, организовать профессиональную подготовку лица для работы с отходами 1, 4 класса опасности, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Проверив на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья приходит к выводу о том, что несоблюдение МУК "Р.", руководителем которого является Веселов П.А., экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, имело место.
Статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий; нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 24 указанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу ст. 1 данного Федерального закона обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды (утв. приказом МПР РФ от 15 июня 2001 года № 511) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей среды, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. Для отходов 4 класса опасности (мало опасных) степень вредного воздействия на окружающую среду является низкой, экологическая система нарушается, период самовосстановления не менее 3 лет. Для отходов 5 класса опасности (практически неопасных) степень вредного воздействия на окружающую среду является очень низкой, экологическая система практически нарушается. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшение количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные государственные органы исполнительной власти или государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Таким образом, действия директора МУК "Р." Веселова П.А., выразившиеся в несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, формально содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако, принимая во внимание, что МУК "Р." осуществляется плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, 14.05.2010 года заключен договор между ООО "Э." и МУК "Р." на изготовление паспортов опасных отходов и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 01.07.2010 года заключен договор № с Общественной организацией по Волгоградской области «ЦЭК» на выполнение работ по определению компонентного состава отходов, 07.09.2010 года МУК "Р." заключен договор № с ООО "К." на абонентское обслуживание по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, в подтверждение чему представлены копии плановых расчётов платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, заявок на оплату расходов, справки ООО "Э." договора № от 01.07.2010 года, сметы и спецификации на выполнение работ по определению компонентного состава отходов, перечня отходов, акта сдачи-приемки выполненных работ, договора № на абонентское обслуживание по демеркуризации ртутьсодержащих ламп с приложениями (л.д.8-18), судья находит, что данное административное правонарушение не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и является малозначительными, в связи с чем с учётом предписаний ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора МУК "Р." Веселова П.А. прекратить и объявить устное замечание. Обжалуемое Веселовым П.А. постановление судья находит подлежащим отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Отменить постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 от 21 октября 2010 года №, которым директор "Р." Веселов П.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному штрафу в размере 10000 рублей.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора "Р." Веселова П.А. прекратить и вынести устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Николаевский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: