об обязании органа местного самоуправления снести аварийный объект капитального строительства, расположенный в жилой застройке



Гр. дело №

Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

р/п Дмитриевка ДД.ММ.ГГГГ

Никифоровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Нищева В.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> <адрес> об обязании снести аварийный объект капитального строительства, расположенный в жилой застройке,

У С Т А Н О В И Л :

В Никифоровский районный суд обратился прокурор <адрес> с иском к администрации <адрес> <адрес> об обязании снести аварийный объект капитального строительства – бесхозных железобетонных и каменных конструкций наземной и подземной частей производственного корпуса бывшей лентоткацкой фабрики, расположенный в жилой застройке, принятию эффективных мер по недопущению посторонних лиц на аварийный объект.

В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал исковые требования, пояснив, что при проведении совместно с Инспекцией государственного строительного надзора <адрес> мероприятий был произведен осмотр конструкций бывшей лентоткацкой фабрики, расположенной на <адрес> р/п <адрес>. Было установлено, что конструкции из-за силовых, коррозионных, температурных и иных изменений подверглись разрушениям, свидетельствующим о потере их несущей способности и реальной опасности обрушения. Сооружение расположено в жилой застройке. В порядке благоустройства сооружения бывшей лентоткацкой фабрики должны быть снесены. В связи с тем, что сооружения находятся в черте населенного пункта, а собственник в настоящее время точно не установлен, снос сооружений лентоткацкой фабрики должен быть произведен администрацией <адрес>. Им же должны быть незамедлительно приняты эффективные меры по недопущению посторонних лиц к аварийному объекту.

Представитель ответчика – администрации <адрес> <адрес> ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ранее лентоткацкая фабрика работала, в ДД.ММ.ГГГГ годах принадлежала <адрес>, которое является собственником зданий фабрики. В настоящее время судьба <адрес> не известна, фабрика длительное время не функционирует, вследствие чего здания и сооружения фабрики стали разрушаться. Однако Дмитриевский поссовет не являлся и не является собственником зданий фабрики, не распоряжается и не владеет ими, какой-либо передачи прав в отношение зданий фабрики от <адрес> к <адрес> не производилось, бесхозяйными здания и сооружения фабрики не признавались. Строения бывшей лентоткацкой фабрики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории <адрес>» не отнесены к перечню объектов муниципального имущества, остающихся в муниципальной собственности <адрес>; соответственно, на балансе поссовета здания и сооружения фабрики не находятся. Таким образом, <адрес> не имеет какого-либо отношения к зданиям и сооружениям бывшей лентоткацкой фабрики, а в соответствии с требованиями Федерального Закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» обязанность по выводу объектов из эксплуатации, в том числе их сносу, должно производиться с составлением утвержденной в установленном порядке проектной документацией собственником этих объектов. Правилами благоустройства территории не может быть предусмотрен снос аварийных зданий, поскольку такой снос производится с соблюдением определенной установленной законом процедуры, а не в рамках мероприятий по благоустройству территории. Решением <адрес> народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства и содержания территории <адрес>, однако снос каких-либо зданий не предусмотрен и не может быть предусмотрен; в соответствии с Решением, обязанность благоустройству, содержанию возлагается на физических или юридических лиц, являющихся собственниками или арендаторами зданий, построек, сооружений, расположенных на территории <адрес>.

Представитель 3-го лица – Инспекции государственного строительного надзора <адрес> – в судебное заседание не явился, письменно просив о рассмотрении дела в его отсутствие, считает требования прокурора обоснованными. В соответствии с письменным отзывом, по итогам проведенной проверки инспекцией было рекомендовано: собственнику производственного корпуса бывшей лентоткацкой фабрики осуществить вывод объекта из эксплуатации согласно требований ст. 30 Федерального Закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; до проведения мероприятий по вывода объектов из эксплуатации принять меры, исключающие свободный доступ людей на объекты.

Выслушав ст. помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, учитывая мнение представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Согласно ст. 37 Федерального закона №384-ФЗ от 3012.2009года
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Таким образом, снос зданий или сооружений должен производиться с соблюдением установленного порядка, в том числе наличия утвержденной проектной документации, собственником здания (сооружения); на собственника зданий (сооружений) возлагается также и обязанность по соблюдению указанных требований по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.

В судебном заседании было установлено, что ранее лентоткацкая фабрика принадлежала <адрес> <адрес> не является собственником или владельцем зданий лентоткацкой фабрики, не распоряжается зданиями и сооружениями фабрики, какой-либо передачи прав в отношение зданий фабрики от <адрес> к <адрес> не производилось. Здания и сооружения фабрики бесхозяйными в установленном законом порядке не признавались. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории <адрес>» строения бывшей лентоткацкой фабрики не отнесены к перечню объектов муниципального имущества, остающихся в муниципальной собственности <адрес>, на балансе поссовета здания и сооружения фабрики не находятся. Мероприятия по благоустройству территории р/п Дмитриевка не содержат и не могут содержать каких-либо действий по выводу капитальных строений или производственных объектов из эксплуатации (сносу), поскольку действия по выводу таких объектов из эксплуатации (сносу) производятся в соответствии с регламентированными Законом требованиями при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на администрацию <адрес>, не являющемуся собственником зданий бывшей лентоткацкой фабрики, не имеющему каких-либо прав в отношение указанных зданий, не может быть возложена обязанность по сносу аварийного объекта – бесхозных железобетонных и каменных конструкций наземной и подземной частей производственного корпуса бывшей лентоткацкой фабрики, принятию эффективных мер по недопущению посторонних лиц на аварийный объект. Нахождение бывшей лентоткацкой фабрики в черте населенного пункта <адрес> не является основанием для обязания администрации <адрес> произвести указанные действия в силу тех же обстоятельств, равно как не может быть возложена обязанность на администрацию <адрес> в отношение иных зданий и сооружений, находящихся в собственности каких-либо физических или юридических лиц, но также расположенных в пределах населенного пункта <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> об обязании администрации <адрес> <адрес> снести аварийный объект капитального строительства – бесхозные железобетонные и каменные конструкции наземной и подземной частей производственного корпуса бывшей лентоткацкой фабрики, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, принятию эффективных мер по недопущению посторонних лиц на аварийный объект – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Никифоровский районный суд в течение 10 суток со дня его оглашения.

Судья Нищев В.В.