приговор в отношении Жуковой В.И по ч. 1 ст. 105 УК РФ от 26.09.2011



дело № 1–418/2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года г. Невинномысск

Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Велиева Р.П. с участием:

государственного обвинителя – старшего помощника прокурора г. Невинномысска Гребенюка В.С., защитника – адвоката Поповой Е.А., представившей ордер № 074276 от 10.08.2011 года,

подсудимой Жуковой В.И.,

потерпевшей ФИО11

при секретаре Лобановой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 35 Невинномысского городского суда материалы уголовного дела в отношении:

Жуковой В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, гражданки РФ, <данные изъяты> образованием, <данные изъяты>, не работающей, не судимой, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,

у с т а н о в и л :

Жукова В.И. совершила убийство при следующих обстоятельствах.

14.01.2011 года, в период времени с 01 часа 45 минут до 04 часов 15 минут, Жукова В.И.,

находясь <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, действуя с прямым умыслом, то есть, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде смерти ФИО1 и, желая их наступления, в ходе ссоры, возникшей между ней и последним, на почве ревности ее ФИО1 к их общему знакомому ФИО5, взяв находящийся на кухонном столе нож, нанесла им один удар в область грудной клетки справа ФИО1, причинив ему телесное повреждение в виде проникающего ранения поверхности грудной клетки с повреждением правого легкого, осложнившееся массивным кровоизлиянием в правую плевральную полость и ткань правого легкого, тампонадой крупных бронхов кровью, развитием острой дыхательной недостаточности, влекущее за собой причинение тяжкого вреда здоровью, от которой наступила смерть ФИО1 на месте преступления, через непродолжительное время.

В судебном заседании подсудимая Жукова В.И. первоначально свою вину не признала и пояснила, что ФИО1 был ее сожителем. 13.01.2011 года в вечернее время в <данные изъяты> помещении общежития, расположенного по адресу <адрес>, она, ФИО1 ФИО5., ФИО9., сидя за столом, распивали спиртные напитки. Затем ФИО1 на почве ревности к ФИО5 начал ее оскорблять, хватать за одежду. Она дала ФИО1 пощечину и отвернулась. После чего, повернувшись, увидела, что у последнего кровь. При этом, кто ударил ФИО1 ножом, она пояснить не смогла.

Из её же пояснений следует, что они с ФИО1 проживали одной семьей с 2008г., и он систематически наносил ей телесные повреждения.

После опроса свидетелей и исследования материалов дела Жукова В.И. вину в предъявленном ей обвинении признала полностью, от дачи показаний отказалась, воспользовавшись правом, предоставленным ей ст. 51 Конституции РФ.

Вина подсудимой Жуковой В.И., помимо полного признания её подсудимой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УКРФ, объективно подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, потерпевшая ФИО11. суду показала, что ФИО1 приходился ей сыном. После встречи с подсудимой Жуковой В.И. в 2008 году он перестал работать, стал злоупотреблять спиртными напитками, дома почти не появлялся, общение с родственниками прекратил. Из ее же показаний следует, что ФИО1 и Жукова В.И. систематичестки злоупотребляли спиртными напитками, между ними происходили скандалы и драки, в результате чего у обоих были телесные повреждения в виде кровоподтеков и ссадин. Последний раз она видела сына в утреннее время 13.01.2011 года, о его смерти узнала от сотрудников милиции.

Из пояснений свидетеля ФИО5, следует, что 13.01.2011 года около 22 часов, с целью распития спиртных напитков, он пришел к своему знакомому ФИО9 в комнату общежития, расположенного по адресу: <адрес>, совместно с которым проживали Жукова В.И. и ФИО1

В процессе распития спиртных напитков в помещении кухни общежития, на почве возникшей к нему ревности, между Жуковой В.И. и ФИО1 начался скандал, в процессе которого ФИО1 стал хватать ее за одежду. Он, то есть ФИО5 сидел спиной к стене между обеденным столом и столом, на котором стоял телевизор, напротив него спиной к стене сидела Жукова В.И., рядом с ней, лицом к столу - ФИО1, а затем ФИО9 В тот вечер на столе было два ножа. Он отвернулся и стал смотреть телевизор, а когда через несколько минут повернулся, то увидел, что ФИО1 присел на корточки, а затем упал, и на одежде у него кровь. ФИО9 в это время сидел на стуле, опустив голову вниз, как будто спал, никого другого в помещении не было. Он спросил Жукову В.И. о том, зачем она ударила ФИО1 ножом, на что она ответила, что сделала это не сильно.

После чего он испугался всего произошедшего и убежал из общежития. Однако по дороге он понял, что этого нельзя было делать и вернулся назад в общежитие, где уже были сотрудники милиции.

Свидетель ФИО9 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ он, ФИО1 и Жукова В.И. находились в общежитии в комнате <адрес>. Примерно в 22 часа пришел ФИО5 и, они в помещении кухни общежития, распивали спиртные напитки. Через некоторое время между ФИО1 и Жуковой В.И. произошла ссора, в ходе которой последняя взяла со стола кухонный нож и ударила им ФИО1 в грудную клетку в область сердца, а затем положила нож на стол. После нанесения удара ФИО1 сначала сидел, а потом упал со стула на пол. При этом он подумал, что Жукова В.И. не сильно ударила ФИО1 и тот просто сидя заснул. Затем он, то ФИО9, из-за состояния сильного алкогольного опьянения уснул, сидя на стуле, а когда проснулся, на кухне были сотрудники милиции.

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что ранее он занимал должность милиционера <данные изъяты> <адрес>, в связи с чем был знаком с Жуковой В.И. и ФИО1, которые являлись сожителями. За время его работы в качестве милиционера <данные изъяты> <адрес> в отношении указанных лиц им неоднократно составлялись протоколы об административных правонарушениях, в том числе, в связи с тем, что между ними постоянно происходили конфликты, ссоры, в основном в состоянии алкогольного опьянения. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о том, что ФИО1 убит. В течение дня он находился на рабочем месте <данные изъяты> <адрес>, и, проходя по второму этажу, он увидел сидящую в холле <данные изъяты> Жукову. Так как ранее он был знаком с ней, то подошел к ней и спросил: «Ну что, убила?», на что она ответила: «Так получилось».

Свидетель ФИО7. суду показала, что ранее она проживала в общежитии по <адрес>. Между 02 и 03 часами 14.01.2011 года она, приехав домой, увидела, что на кухне общежития в состоянии алкогольного опьянения находились ФИО9, Жукова В.И., ФИО1 и ФИО5, слышался громкий разговор.

Затем, 14.01.2011г. около 07 часов ее разбудила соседка и сообщила, что у них в общежитии произошло убийство. Когда она вышла на кухню, то увидела труп ФИО1, а также находящихся на кухне ФИО9, Жукову В.И. и ФИО5 При этом ФИО5 говорил Жуковой В.И., что это она убила ФИО1

Свидетель ФИО8. показала, что ночью с 13.01. на 14.01.2011 года. ее муж – ФИО2 вышел из комнаты <адрес>. Затем она услышала, что муж сказал, что они допились и убили его. Когда она вышла из комнаты, то увидела труп ФИО1, который лежал на полу в кухне, а также Жукову В. и ФИО9 в состоянии опьянения. ФИО5 ушел, а затем вернулся. Со слов ФИО5 ей стало известно о том, что ФИО1 убила Жукова В.И..

Из показаний свидетеля ФИО2, данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя с согласия сторон, следует, что на протяжении последнего месяца он вместе с женой снимает комнату в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> «в».

В комнате указанного общежития проживает мужчина по имени Владимир. Последние дни к Владимиру постоянно приходили его знакомые, в том числе, погибший мужчина и его сожительница. Приходившие к Владимиру люди постоянно распивали спиртные напитки.

13.01.2011 примерно в 17 часов 30 минут он пришел в общежитие после работы. На кухне находились хозяин комнаты - <данные изъяты>, примерно в половине восьмого вечера он увидел, что на кухне находятся еще один мужчина и впоследствии погибший <данные изъяты>. Затем он пошел спать в свою комнату.

14.01.2011 он проснулся, примерно в 06 часов 30 минут вышел в кухонное помещение, чтобы умыться. Зайдя туда, он увидел, что на полу, вытянувшись во весь рост, лежит <данные изъяты>, на его лице была кровь, рядом, свернувшись «калачиком», лежал второй мужчина, по имени <данные изъяты> на стульях около стола сидели <данные изъяты> - хозяин комнаты и <данные изъяты> Как он понял, все они находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Сидевший на стуле <данные изъяты> сказал: «вот напились, валяются», на что он ему сказал, что лежащий <данные изъяты> мертв, после чего тот пощупал пульс на шее <данные изъяты>, и, обратившись к женщине, сказал: «<данные изъяты>, он мертвый. Зачем ты его убила?». <данные изъяты> ничего не ответила. Он вернулся к себе в комнату, где рассказал о случившемся жене, они вместе вышли в коридор, где также находились соседки, которые решили вызвать сотрудников милиции. (Том №1д.д. 107-109)

Опрошенный в судебном заседании судебно - медицинский эксперт ФИО3, подтвердил в полном объеме сделанное им письменное заключение от 15.06.2011 г. и пояснил, что причиной смерти ФИО1 явилось проникающее ранение передней поверхности грудной клетки с повреждением правого легкого, осложнившееся массивным кровоизлиянием в правую плевральную полость и в ткань правого легкого, тампонадой крупных бронхов кровью, развитием острой дыхательной недостаточности. Кроме того, из его пояснений следует, что указанное повреждение было причинено потерпевшему ФИО1 именно в кухонном помещении общежития, скорее всего в положении сидя.

Свидетель ФИО10 показала, что в январе 2011 года присутствовала в качестве понятой при проверке показаний на месте свидетелей ФИО5 и ФИО9, которые по очереди рассказывали, как происходили события того дня, и месторасположение присутствующих. При этом, месте следственных действий проводилась фотосъемка, следователь составляла протокол.

Показания данных свидетелей суд находит правдивыми, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, оснований не доверять им у суда не имеется, в связи с чем суд кладет их за основу доказанности вины подсудимой Жуковой В.И.

Кроме того, вина подсудимой Жуковой В.И. также объективно подтверждается следующими исследованными в судебном заседании письменными доказательствами:

- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ - кухонного помеще­ния четвертого этажа подъезда <адрес> края, в котором отражена обстановка места обнару­жения трупа ФИО1 с раной на передней поверхности грудной клетки справа, а также были обнаружены и изъяты два ножа, (Том№1 л.д. 5-12);

- протоколом проверки показаний на месте ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Жукова В.И. в кухонном помещении четвертого этажа подъезда <адрес>, в ночь с 13 на 14.01.2011 года нанесла один удар ножом ФИО1 в область груди (Том л.д. 70-74);

- протоколом проверки показаний на месте ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Жукова В.И. в кухонном помещении четвертого этажа подъезда <адрес>­го края, в ночь с 13 на 14.01.2011 года нанесла один удар ножом ФИО1 в область груди (Том л.д. 63-68);

- протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрены полувер, спортивные брюки, трусы, носки, кроссовки, в которых находился ФИО1 в момент совершения в отношении него преступления, а также фут­болка и брюки, в которых находилась Жукова В.И. в момент совершения в от­ношении ФИО1 преступления и два ножа, одним из которых Жукова В.И. нанесла один удар в область груди справа ФИО1 (Том л.д. 229-232);

- протоколом очной ставки между Жуковой В.И. и ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому свидетель ФИО9 показал, что удар ножом в область грудной клетки ФИО4 нанесла Жукова В.А. (Том л.д. 237-243);

- осмотренными в судебном заседании вещественными доказательствами (полувер, спортивные брюки, трусы, носки, кроссовки, в которых нахо­дился ФИО1 в момент совершения в отношении него преступления, фут­болка и брюки, в которых находилась Жукова В.И. в момент совершения в от­ношении ФИО1 преступления и два ножа, одним из которых Жукова В.И. нанесла один удар в область груди справа ФИО1

- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств (Том№1 л.д.233).

- Заключениями экспертов:

- заключением судебно- медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводов которой причиной смерти ФИО1 явилось проникающее ранение передней поверхности грудной клетки с повреждением правого легкого, осложнившееся массивным кровоизлиянием в правую плевральную полость и в ткань правого легкого, тампонадой крупных бронхов кровью, развитием острой дыхательной недостаточности, что подтверждается наличием раны на передней поверхности грудной клетки справа, раневой канал которой проникает в ткань правого легкого; наличием кровоизлияний по ходу раневого канала, наличием большого количества крови (1500мл) в правой плевральной полости, наличием сгустков крови в просветах крупных бронхов, эмфизематозным вздутием легких, наличием кровоизлияний под легочную плевру, наличием признаков быстро наступившей смерти, а также результатом судебно-гистологического исследования.

Стадия развития трупных явлений (неполное охлаждение кожных покровов, слабо выраженное окоченение мышц, трупные пятна в начальной стадии стаза, не выраженность явлений гниения) указывает, что смерть ФИО1 наступила ориентировочно за 6-8 часов до начала исследования трупа.

При исследование трупа обнаружена проникающая рана передней поверхности грудной клетки справа, раневой канал которой проникает в ткань средней и нижней доли правого легкого.

Указанная рана образовалась незадолго до смерти в результате однократного действия острого предмета, обладающего колюще-режущими свойствами, каким мог быть клинок ножа шириной не более 3,5 см и длиной не менее 10 см, двигавшийся в направлении спереди-назад, несколько слева-направо и несколько сверху-вниз по отношению к передней поверхности тела ФИО1

Проникающая рана грудной клетки причинила тяжкий вред здоровью по квалифицирующему признаку опасности для жизни с расстройством жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано самостоятельно (угрожающее жизни состояние).

Между причинением ФИО1 указанной выше раны грудной клетки и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь…

В случае причинения повреждений ФИО1 другим человеком потерпевший и нападавший, наиболее вероятно, располагались лицом к лицу на расстоянии, не превышающей длины вытянутой руки нападавшего.

При судебно-химическом исследовании крови и мочи от трупа ФИО1 обнаружен этиловый спирт в концентрации: в крови -1,6%, в моче-1,2%, что у живых лиц может соответствовать алкогольному опьянению средней степени. Признаков внутривенного введения наркотических веществ при исследовании трупа не обнаружено (Том№1 л.д. 165-168);

-заключением эксперта ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого на ноже, брюках и футболке Жуковой В.И. обнаружена кровь человека, произошедшая от ФИО1 и не произошедшая от ФИО5, ФИО9 и Жуковой В.И. (Том№1 л.д. 126-152);

Согласно заключения комиссии экспертов от 22.02.2011 года, следует, что Жукова В.И. хроническим психическим расстройством не страдает, обнаруживает синдром зависимости от алкоголя…

Состояние простого алкогольного опьянения не исключает частичного запамятования Жуковой В.И. некоторых моментов правонарушения (ссылка на полное запамятование своих действий носит защитный характер). Поэтому во время инкриминируемого ей деяния Жукова В.И. могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время она также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. В стационарном обследовании и принудительных мерах медицинского характера она не нуждается. В момент правонарушения Жукову В.И. не находилась в эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на сознание и поведение (Том№1л.д. 117-119);

Из заключения эксперта 08.02.2011 года, следует, что у Жуковой В.И. обнаружены повреждения кожных покровов в виде кровоподтеков в области век правого глаза, с переходом на подглазничную область, поясничной области справа, правой ягодичной области, в нижних ее квадратах и в области передней и наружнобоковой поверхности левого бедра в средней трети, которые могли возникнуть от неоднократных, разновременных ударных воздействий тупых твердых предметов с ограниченной ударяющей поверхностью, в период времени до момента начала освидетельствования: в области правой ягодицы и левого бедра за 5-7 дней, в области век правого глаза, с переходом на подглазничную область, и правой поясничной области - за 7-15 дней.

Как каждое из указанных повреждений, так и их совокупность, обладают квалифицирующим признаком поверхностного повреждения, не причинившего вреда здоровью (Том№1 л.д. 158-159).

Суд признает данные доказательства допустимыми и кладет их в основу обвинительного приговора, каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального законодательства, влекущих признание перечисленных выше доказательств недопустимыми, судом не установлено.

Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, а также на основании их сравнительного анализа, суд считает, что вина Жуковой В.И. полностью доказана в инкриминируемом ей деянии, и квалифицирует ее действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ по признакам: убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Обстоятельств, отягчающих наказание Жуковой В.И., судом не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой Жуковой В.И., являются признание подсудимой своей вины, раскаяние в содеянном.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, данные о личности подсудимой, влияние назначенного наказания на ее исправление, представленную на подсудимую характеристику по месту жительства, состояние ее здоровья, поскольку с 1990 года Жукова В.И. состоит на учете у врача психиатра–нарколога с диагнозом «<данные изъяты> конкретные обстоятельства дела.

Кроме того, при назначении наказания суд учитывает, что оно применяется в целях перевоспитания осужденной, предупреждения совершения ею новых преступлений, влияние назначенного наказания на ее исправление и считает, что исправление Жуковой В.И. возможно только в условиях изоляции от общества, с учетом смягчающих вину обстоятельств - с назначением минимального наказания, предусмотренного санкцией ч.1 ст.105 УК РФ.

Руководствуясь изложенным, ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ,

п р и г о в о р и л :

Жукову В.И. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - содержание под стражей.

Срок наказания с учетом предварительного содержания под стражей исчислять с 14.01.2011 года.

По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства: два ножа, полувер, футболку, спортивные брюки, трусы, носки, кроссовки, хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств Невинномысского городского суда - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденной в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья: Р.П. Велиева

Приговор вступил в законную силу: 07.10.2011Г.

Исполнила помощник судьи Никитенко И.В.