Дело № 2-1450/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2010г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Яковенко М.Ю.
при секретаре Галичьянц С.Ю.
с участием заявителя Ус В.В., заинтересованного лица Ус И.В., представителя Администрации г.Невинномысска Камышовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ус В.В. о признании незаконным отказа в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке, признании незаконным отказа в предоставлении жилья и понуждении предоставить жилую площадь,
у с т а н о в и л :
Ус В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Невинномысска в предоставлении ему и его семье жилья, предусмотренного ст.30 Закона «О милиции», и понуждении предоставить ему и его семье в соответствии со ст.30 Закона «О милиции» жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам, ссылаясь на то, что постановлением главы г.Невинномысска № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления его жены Ус И.В. его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а постановлением главы г.Невинномысска № от ДД.ММ.ГГГГ признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». ДД.ММ.ГГГГ у них родился второй ребенок, в связи с чем им был собран необходимый пакет документов и ДД.ММ.ГГГГ представлен с оригиналами документов в жилищный отдел Администрации г.Невинномысска для приобщения к имеющимся документам на его семью. Также им была предоставлена справка из ГУВД по Ставропольскому краю о том, что он является сотрудником органов внутренних дел. Предоставив указанные документы, он в устной форме задал вопрос о том, какие необходимо ещё представить документы для получения жилья в порядке, предусмотренном ст.30 ч.1 Закона «О милиции», но внятного ответа он так и не получил. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ им было направлено в Администрацию г.Невинномысска письменное заявление о предоставлении ему и его семье жилья на основании ст.30 ч.1 Закона «О милиции». ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ, согласно которому Администрация г.Невинномысска отказалась предоставить ему жилье, ссылаясь на то, что в настоящее время ни в Ставропольском крае, ни в Российской Федерации не принят закон, утверждающий методики распределения субвенций местным бюджетам на исполнение обязанностей РФ по обеспечению жилыми помещениями сотрудников милиции. В качестве основания для отказа Администрация г.Невинномысска сослалась на ст.133 Бюджетного кодекса РФ, постановление Правительства РФ № 625 от 18.10.2005г. «Об утверждении Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета», Определение Высшего Арбитражного Суда РФ № 13569/08 от 22.12.2008г. Однако ни один из вышеперечисленных нормативно-правовых актов не указывает на то, что функция по предоставлению жилья сотрудникам милиции, предусмотренной Законом «О милиции», до разработки методики о распределении субвенций не должна осуществляться. При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и признана гарантировать право собственности муниципальных образований, несмотря на то, что федеральным законодателем не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органами местного самоуправления при реализации данной льготы. Так, в соответствии со ст.ст.1069, 1071 ГК РФ понесенные органами местного самоуправления убытки в связи с возложенной на них обязанностью ст.30 Закона «О милиции» должны быть взысканы с казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа – Министерства финансов Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой. Таким образом, считает, что отказ Администрации г.Невинномысска в предоставлении ему и его семье жилья в соответствии со ст.30 Закона «О милиции», является незаконным.
Впоследствии Ус В.В. обратился с дополнительным заявлением о признании незаконным отказа Администрации г.Невинномысска в постановке его на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со ст.30 Закона «О милиции» на основании представленных в Администрацию г.Невинномысска заявления и документов.
В судебном заседании Ус В.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что в 2009г. его женой Ус И.В. было подано заявление в Администрацию г.Невинномысска о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также постановке на учет в подпрограмму «Молодая семья». При этом она задала вопрос сотрудникам Администрации г.Невинномысска, может ли он получить жилье как сотрудник милиции, ей отказали и сказали, что такой программы у них нет. Их семья была поставлена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и подпрограмму «Молодая семья». Как сотрудник милиции он поставлен в очередь не был. В июле 2010г. после рождения второго ребенка он обратился в Администрацию г.Невинномысска с заявлением о включении второго сына в число нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставил справку ГУВД по Ставропольскому краю, что является сотрудником милиции. Им был задан вопрос, какие документы еще необходимо предоставить для получения жилья как работнику милиции, но сотрудники Администрации г.Невинномысска ему ничего не пояснили, сказали только, что он может обратиться в ГУВД по Ставропольскому краю по вопросу получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ он направил письменное заявление в Администрацию г.Невинномысска с просьбой предоставить ему жилье как сотруднику милиции и попросил указать, какие документы необходимо еще предоставить. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ Администрации г.Невинномысска о том, что его заявление рассмотрено и в настоящее время выделить денежные средства или жилье Администрация не может, в связи с непринятием субъектом Ставропольского края закона о распределении субвенций между местными бюджетами. С данным отказом он не согласен и решил обжаловать его в суд. В соответствии со ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции имеет право на получение квартиры или дома. Просит признать незаконным отказ Администрации г.Невинномысска в постановке его на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со ст.30 Закона «О милиции» на основании предоставленных в Администрацию г.Невинномысска заявления и документов, признать незаконным отказ Администрации г.Невинномысска в предоставлении ему и его семье жилья в соответствии со ст.30 Закона «О милиции» и обязать Администрацию г.Невинномысска предоставить ему и его семье в соответствии с п.1 ст.30 Закона «О милиции» жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома по установлению законодательствам нормам.
Заинтересованное лицо Ус И.В. требования и доводы, изложенные Ус В.В., поддержала.
Представитель Администрации г.Невинномысска Камышова А.А. в судебном заседания заявленные требования не признала и пояснила, что семья заявителя была поставлена в общую очередь нуждающихся в жилых помещениях и включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». В соответствии с жилищным законодательством граждане имеют право состоять в нескольких очередях по своему желанию, на основании заявления, т.е. включение в очередь носит заявительный характер. Ус В.В. с семьей на сегодняшний день подали заявление о включении их в общую очередь нуждающихся в жилых помещениях и включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». О включении в другую очередь заявление подано не было. Справка о том, что Ус В.В. является работником милиции, была запрошена для предоставления в банк. Никаких заявлений о включении в очередь как работника милиции к справке не прилагалось. Очередь сотрудников милиции в Администрации г.Невинномысска имеется, это льготная очередь. Порядок постановки в эту очередь носит заявительный характер, предоставляется заявление, пакет документов и на основании постановления главы г.Невинномысска гражданин может быть поставлен на очередь как работник милиции. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя Ус В.В., заинтересованное лицо Ус И.В., представителя Администрации г.Невинномысска Камышову А.А., суд считает, что требования Ус В.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
В соответствии со ст.30 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Определении № 485-О от 17.10.2006г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции"», право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Однако Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий вправе принять специальные акты, на основании которых и должны разрешаться конкретные дела. В соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4). Сама по себе часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Однако Жилищный кодекс РФ, введенный в действие с 01.03.2005г., не предусматривает первоочередного предоставления жилой площади отдельным категориям граждан. В соответствии со ст.4 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, а в силу ст.6 указанного выше Федерального закона с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Ус В.В., являющийся сотрудником милиции, но не ставший на учет по улучшению жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, вправе получить жилое помещение по договору социального найма в случае принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, лишь на общих основаниях.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. При этом принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому общему списку. Из единого общего списка формируются отдельные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по каждой из категорий:
малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с законом Ставропольского края;
граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданин, имеющий право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, по своему выбору может быть принят на учет по одному из оснований или по каждому из оснований и учтен соответственно в одном или нескольких списках.
Кроме того, ст.6 указанного выше Закона Ставропольского края признание органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если законодательством Ставропольского края не установлен иной порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.
Тогда как Ус В.В., как сотрудник милиции, с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях для получения жилого помещения по договору социального найма в Администрацию г.Невинномысска не обращался, необходимые документы не предоставлял.
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ супруга заявителя Ус И.В. обратилась в Администрацию г.Невинномысска лишь с заявлением о принятии её с семьей из трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в Администрацию г.Невинномысска о включении её и членов её семьи в указанную выше подпрограмму.
Постановлением главы г.Невинномысска № от ДД.ММ.ГГГГ Ус И.В. с составом семьи из трех человек: она, муж Ус В.В. и сын Ус Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были признаны нуждающимися в жилых помещениях именно в целях включения в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а постановлением главы г.Невинномысска № от ДД.ММ.ГГГГ они были включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Таким образом, поскольку принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер, а Ус В.В., как указано выше, с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях для получения жилого помещения по договору социального найма в Администрацию г.Невинномысска не обращался, оснований для удовлетворения требований Ус В.В. о признании незаконным отказа в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке, признании незаконным отказа в предоставлении жилья и понуждении предоставить жилую площадь не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Ус В.В. о признании незаконным отказа в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке, признании незаконным отказа в предоставлении жилья и понуждении предоставить жилую площадь отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 06.10.2010г.
Судья Яковенко М.Ю.
Решение не вступило в законную силу.
Исполнил помощник судьи Рябинина М.Ф.