Дело № 2-1649/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 25 ноября 2010 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Трачук А.А.,
при секретаре Токовой Э.И.,
с участие представителя истца Фроловой И.Г. по доверенности Борисенкова С.С.,
представителя Управления Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края Беспаловой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой И.Г. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску о признании незаконным решения комиссии ГУ – УПФ по г. Невинномысску от 21.07.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и о возложении обязанности на ГУ – УПФ по г. Невинномысску включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Фролова И.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску о признании незаконным решения комиссии ГУ – УПФ по г. Невинномысску от 21.07.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и о возложении обязанности на ГУ – УПФ по г. Невинномысску включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и произвести выплату пенсии с момента обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Исковые требования мотивирует тем, что она работала в должности врача <данные изъяты> в МП «Городская поликлиника» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача <данные изъяты> этого же отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача <данные изъяты> в терапевтическом отделении №3. За период ее работы, с ДД.ММ.ГГГГ МП Городская поликлиника была переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника» (постановление Главы администрации города Невинномысска № 1350 от 01.10.1997г.), а с ДД.ММ.ГГГГ переименована в МУЗ «Городская поликлиника №1» (Постановление Главы г. Невинномысска Ставропольского края № 1362 от 28.06.2002 г.). В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. 21.07.2010 г. ответчиком было принято решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего медицинского стажа в учреждениях здравоохранения. В частности, ответчик не включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача <данные изъяты> МП «Городская поликлиника».
Ответчик принял данное решение по следующим основаниям:
- в связи с тем, что постановлением Главы Администрации города Невинномысска № 790 от 12.10.1992 г. городская поликлиника зарегистрирована как муниципальное предприятие «Городская поликлиника» (с 01.10.1997 г. - муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника»), включить в льготный стаж нет основания, так как Федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3, а также списками должностей и учреждений от 29.10.2002 г. № 781 и от 06.09.1991 г. № 464 предусмотрена работа только в учреждениях здравоохранения.
Считает, что ее работа, осуществляемая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривающим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Она осуществляла одну и ту же лечебную деятельность на протяжении всего периода работы в городской поликлинике независимо от наименования последней. Лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации". Это также подтвердил Конституционный суд РФ, указав следующее: Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П). В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 вступившего в силу с 1 января 2002 года Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости". Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию, можно сделать вывод о том, что принятое ответчиком решение от 07.10.2009 г. № об отказе в установлении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости однобоко, ошибочно, несправедливо, незаконно, необоснованно, и подлежит отмене в связи с допущенными при его принятии существенными нарушениями норм пенсионного права.
Фролова И.Г. в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствии, с участием ее представителя.
В судебном заседании представителя истца по доверенности Борисенков С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску по доверенности Беспалова Л.П. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении согласно возражению на исковые требования Фроловой И.Г.
Выслушав стороны, исследовав и изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Фроловой И.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно трудовой книжке, Фролова И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача <данные изъяты> МП «Городской поликлиники», что также подтверждается справкой, выданной начальником отдела кадров МУЗ «Городской поликлиники № 1» г. Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Администрации г. Невинномысска № 1350 от 01.10.1997 года, муниципальное предприятие «Городская поликлиника» переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника».
Решением комиссии УПФ РФ по г. Невинномысску от 21.07.2010 года Фроловой И.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии (протокол №).
Федеральный Закон № 173-ФЗ от 17.12.2001г. вступил в силу с 01.01.2002г., а Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которое вступило в силу с 4.11.2002 г.
Согласно же ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (с изменениями от 19.02.2001 г.) «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления.
При этом, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным Списком устанавливалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Придя к выводу об удовлетворении требований истца, суд учитывает то обстоятельство, что, выбирая работу в определенных условиях, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период времени законодательством. Следовательно, к вышеуказанным правоотношениям не могут применяться изменения законодательства, ухудшающие положение истицы.
Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанным в части 3 статьи 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ранее действовавшим Законом РФ № 340-1от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», его ст. 81 гарантировалось предоставление пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения по выслуге лет всем работникам на равных основаниях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности учреждений (организаций) здравоохранения.
По делу бесспорно установлено и не оспаривается ответчиком, что истец работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача <данные изъяты> МП «Городской поликлиники», которая переименовывалась 01.10.1997 г. в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника», с выполнением все тех же функций. Данный факт подтверждается копией трудовой книжки Фроловой И.Г.; справкой о переименовании поликлиники, выданной главным врачом Ерховой Е.Г.; справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУЗ «Городская поликлиника № 1», согласно которой Фролова И.Г. была принята в МУЗ «Городская поликлиника № 1» г. Невинномысска на должность врача <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); копией постановления главы администрации г. Невинномысска от 01.10.1997 года № 1350 о реорганизации МП «Городская поликлиника» в МУЗ «Городская поликлиника».
Таким образом, суд считает, что решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску от 21.07.2010 г. №, об отказе Фроловой И.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости следует признать незаконным, и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску включить период работы Фроловой И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Фроловой И.Г. - удовлетворить.
Признать решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края № от 21.07.2010 года об отказе Фроловой И.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края включить период работы Фроловой И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края произвести выплату пенсии Фроловой И.Г. с момента обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Невинномысский городской суд.
Судья Невинномысского
городского суда А.А. Трачук
Решение не вступило в законную силу.
Исполнил помощник судьи Н.С. Карханина.