решение по и\з Суяшева В.Н. к комитету по труду администрации города об обязании назначить ежемесечное пособие от 23.12.2010 г.



Дело № 2-1796/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.В.

при секретаре Болдыревой Н.А.

с участием истца Суяшева В.Н., представителя ответчика Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска по доверенности № 26-01-10/53 от 19.01.2010 года Шумейко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суяшева В.Н. к Комитету по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска об обязании назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией в установленном законом порядке, об обязании включать в списки на выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета, о взыскании за счет средств федерального бюджета в возмещение недополученных ежемесячных сумм единовременно возмещения вреда здоровью за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года,

Установил:

Суяшев В.Н. обратился в суд с иском к Комитету по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска об обязании назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией в установленном законом порядке, об обязании включать в списки на выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета, о взыскании за счет средств федерального бюджета в возмещение недополученных ежемесячных сумм единовременно возмещения вреда здоровью за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года, в котором указано, что Суяшев В.Н. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 21.08.1986 года по 16.09.1986 года, является инвалидом <данные изъяты> и получает ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. От 24.11.1995 г.) инвалидам – чернобыльцам гарантируется «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей». Согласно норме Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции от 24 ноября 1995 года инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. В период участия в работах по ликвидации последствий аварии заработка Суяшев В.Н. не имел. Так как был призван на специальные военные сборы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС через Пролетарский РВК г. Саранска Мордовской АССР. В 1996 году ему была установлена инвалидность, связанная с исполнением служебных обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС и потерей 80% трудоспособности. Однако Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ предоставляет ему возможность исчислять размер возмещения вреда из заработка, не ниже семикратной суммы установленного Законом минимального размера оплаты труда на момент участия в этих работах. А, поскольку минимальная заработная плата в 1987 году составляла <данные изъяты> рублей, то размер возмещения вреда должен исчисляться из суммы <данные изъяты> рублей с учетом процента утраты потери трудоспособности и дальнейшем повышением этих сумм в соответствии с ростом минимальной заработной платы. Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска, начисляет возмещение ущерба исходя из его заработка за 12 месяцев перед наступлением инвалидности, а не на день причиненного вреда. Кроме того, Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска, не учло того, что выплачиваемое ему возмещение ущерба не возмещает ему в полном объеме вред, причиненный его здоровью. В соответствии с п. 8 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 02.06.2000 года № 6 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)», регулировавшего порядок назначения и выплаты сумм возмещения вреда, индексация сумм заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производится с учетом коэффициентов, установленных абзацем первым пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 года № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечья, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» для возмещения вреда, определенного в 1986 году в 6,7 раза. В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровью, полученным до 01 января 1991 года в 6 раз: <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. * 6,7 * 6 = <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. Подсчитанная указанным путем сумма заработка увеличивается начиная с 01 ноября 1992 года с применением индексов увеличения минимальных размеров пенсии с 01 ноября 1992 года – в 2,5; с 01 февраля 1993 года – в 1,9; с 01 мая 1993 года – в 1,9; с 01 августа 1993 года – в 1,8; с 01 апреля 1994 года – в 1,8; с 01 мая 1994 года – в 1,3; с 01 октября 1994 года – в 1,51; с 01 ноября 1994 года – в 1,2; с 01 мая 1995 года – в 1,27; с 01 июня 1995 года – в 1,2; с 01 августа 1995 года – в 1,05; с 01 января 1996 года – в 1,15; с 01 мая 1996 года – в 1,1; процент утраты профессиональной трудоспособности – 80%. Деноминация – 0,001 и составляет – <данные изъяты> руб. За период с 1992 года по январь 1997 года размер сумм возмещения вреда, выплаченных ему ежемесячно, индексировался в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда. При этом рост минимального размера оплаты труда соответствовал росту цен или превышал его. С 01.02.1997 года по 30.06.2000 года минимальный размер оплаты труда не изменялся и Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска индексацию ежемесячных сумм возмещения вреда не производило. С 01 июля 2000 года минимальных размер оплаты труда увеличился с <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. до <данные изъяты> руб., то есть рост составил 1,581 раза. С января 2001 года минимальный размер оплаты труда увеличился со <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб., то есть рост составил 1,515 раза. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять: с 01 июля 2000 года – <данные изъяты> руб., с 01 января 2001 года - <данные изъяты> руб. В связи с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ставропольском крае, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П, истец полагает, что размер ежемесячной суммы возмещения вреда с 01.01.2002 года должен составлять <данные изъяты> рублей (индексация в 1,682 раза), с 01.01.2003 года – <данные изъяты> рублей (индексация в 1,222 раза), с 01.01.2004 года – <данные изъяты> рублей (индексация в 1,195 раза). С 01.01.2005 года в силу изменений, вносимых в Федеральные законы «О Федеральном бюджете на 2005 год», «О Федеральном бюджете на 2006 год», «О Федеральном бюджете на 2007 год», размер ежемесячной компенсации должен увеличиваться в 1,11, в 1,09, в 1,08 раза, соответственно с 01 января каждого года и составляет по состоянию на 01.07.2007 год – <данные изъяты> руб. Согласно Постановлениям Правительства, предусматривающим индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011», размер компенсации истцу должен увеличиваться в 1,105 раза – с 01.01.2008 года, в 1,13 – с 01.01.2009 года, в 1,11 – с 01.01.2010 года и составлять с 01.01.2010 года – <данные изъяты> рублей. С учетом фактически выплаченных истцу за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года сумм, размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приведенному расчету, составляет <данные изъяты> рублей. Просит обязать Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01.07.2010 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей ее индексацией в установленном законом порядке, обязать Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска, включать в списки на выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета с указанием суммы в размере <данные изъяты> рублей, взыскать с Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска, единовременно в пользу за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в возмещение недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года.

В судебном заседании истец Суяшев В.Н. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска в судебном заседании исковые требования Суяшева В.Н. не признала и пояснила, что с 18 мая 1995 года истец был признан инвалидом <данные изъяты> (утрата трудоспособности 100%) вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС. Именно этот факт явился основанием для назначения ему ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ). С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). При этом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, страховой случай – это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Истец на момент принятия решения о выплате ему сумм в возмещение вреда не признавался в установленном законом порядке ни инвалидом вследствие трудового увечья (несчастного случая на производстве), ни вследствие профессионального заболевания. К инвалидности и установлению факта утраты трудоспособности в 1996 году привели заболевания, развившиеся к этому времени вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, в соответствии с действовавшим законодательством для исчисления сумм возмещения вреда должен учитываться заработок за 12 последних месяцев работы, предшествовавших дате установления группы инвалидности, который и был предоставлен истцом. Вместе с тем, базовый Закон предусматривал, что заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Так как заработок Суяшева В.Н. был ниже семикратного МРОТ, компенсация возмещения вреда была рассчитана из минимального размера оплаты труда. С 06.05.2000 г. размер компенсации возмещения вреда был уменьшен в соответствии со справкой МСЭ (утрата трудоспособности составила 80%). С 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со статьей 2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. С 01 апреля 2001 года истец (заявление от 14.03.2001г.) получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, установленную в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, как инвалид <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей. Сохранить ранее установленную сумму в возмещение вреда, исчисленную до вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ было нецелесообразным, так как истец получал сумму возмещения вреда ниже ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренной статьей 1 этого Закона для инвалидов 2 группы в фиксированном размере <данные изъяты> рублей. Требования истца об исчислении ему размера возмещения вреда здоровью исходя из минимального размера оплаты труда на момент участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС противоречат законодательству. В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда от 05.04.2005г. №7 и от 11.05.2007г. № 23) закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение действовало до 1 января 2001 г., когда вступила в силу статья 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", которая изменила указанную норму базового Закона. Согласно внесенному изменению заработок, из которого исчислялся размер возмещения, не мог быть ниже <данные изъяты> рублей. При применении данного положения базового Закона семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов). Законодательство не допускает применение к размеру МРОТ коэффициентов и индексов, предусмотренных для индексации фактического заработка, из которого могли быть исчислены суммы в возмещение вреда и коэффициентов роста величины прожиточного минимума в Ставропольском крае. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, уведомленное судом о рассмотрении гражданского дела, в суд своего представителя не направило, уведомив суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в отсутствие данного лица.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно военному билету НП № Суяшев В.Н. с 21 августа 1986 года по 16 сентября 1986 года принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в составе в/ч №.

Как следует из выписки из акта освидетельствования во МСЭК к справке серии МСЭ № №, Суяшеву В.Н. в результате освидетельствования 10.08.2000 года по 11.09.2000 год установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах – 80% в связи с аварией на ЧАЭС.

16 августа 2001 года Суяшеву В.Н. было выдано удостоверение серии Б № (л.д. 12).

Как следует из искового заявления, Суяшев В.Н. относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как военнообязанный, призванный на специальные сборы и привлеченный к выполнению работ, связанных ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, что подтверждается записью в военном билете.

В силу п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на момент обращения за назначением ему суммы возмещения вреда здоровью ему гарантировалось такое возмещение выплатой денежной суммы в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ 24.12.1992 (далее - Правила). В силу названных Правил во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 01.01.1991 года либо в период с 01.01.1991 года до 31.01.1993 года, суммы заработка после применения коэффициента 6,7 для определения возмещения вреда, определенного в 1987 году, должны увеличиваться соответственно в 6 либо в 3 раза, независимо от предъявления иска (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 (в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 11.05.2007 № 23).

Согласно ст. 14 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Понятие «трудовое увечье» в соответствии со ссылкой к статье 1 Правил включает в себя и увечье (как травма), и профзаболевание, и другое повреждение здоровья. В связи с этим, во всех случаях, кроме как в случае зарегистрированной травмы, фактом установления инвалидности является заключение учреждения медико-социальной экспертизы, которое служит основанием для определения периода, за который принимается заработок для исчисления возмещения вреда в соответствии со ст. 14 Правил.

Статьей 13 Правил определен так же состав заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда.

Данные Правила утратили силу с 06.01.2000 года на основании ст. 29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

Однако Суяшев В.Н. на момент обращения за выплатой ему сумм в возмещения вреда не признавался в установленном законом порядке ни инвалидом вследствие трудового увечья (несчастного случая на производстве), ни вследствие профессионального заболевания. К инвалидности и установлению факта утраты трудоспособности в 1995 году привели заболевания, развившиеся к этому времени вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, в любом случае, при исчислении сумм возмещения вреда здоровью значение имел размер заработка истца за один из предусмотренных названным законодательством период.

При этом действующее законодательство предусматривало право заявителя на выбор одного из предусмотренных периодов (за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием; в случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться так же за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекший такое заболевание) для подсчета именно среднемесячного заработка, а не для определения размера минимального размера оплаты труда.

В этой связи, утверждение Суяшева В.Н. о том, что он имел право на начисление суммы возмещения вреда, исходя из минимального размера оплаты труда на момент участия в работах по ликвидации на Чернобыльской АЭС является необоснованным и противоречащим нормам материального права.

В свою очередь, исходя из приведенных выводов суда, необоснованным является и применение истцом соответствующего коэффициента для определения возмещения вреда, определенного в 1986 году, увеличенного в 6 раз, а так же коэффициентов индексации пенсии, поскольку не имеется правового основания для применения к минимальному размеру оплаты труда повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации, прямо предусмотренных для заработка пострадавшего.

Более того, в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 (в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 05.04.2005 № 7 и от 11.05.2007 № 23), указано, что в п. 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение действовало до 01.01.2001 года, когда вступила в силу ст. 4 Федерального Закона от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», которая изменила указанную норму Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно внесенному изменению заработок, из которого исчислялся размер возмещения, не мог быть ниже <данные изъяты> рублей.

При применении данного положения Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01 января 2001 года семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствии с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов).

Анализируя правомерность и обоснованность доводов истца о необходимости применения в рамках настоящего спора к сложившимся правоотношениям по возмещению вреда здоровью норм законодательства, императивно устанавливающим зависимость размера возмещения вреда здоровью от заработка пострадавшего, суд исходит из того, что истцом сведений о заработке или иных выплатах, которые можно включить в состав заработка, в органы социальной защиты представлено не было. Иных же сведений истец в судебное заседание так же не представил.

В соответствии с Федеральным Законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы установлена в следующих размерах: инвалидам 1 группы – <данные изъяты> рублей; инвалидам 2 группы – <данные изъяты> рублей; инвалидам 3 группы – <данные изъяты> рублей.

Частью 3 статьи 2 этого Закона установлено, что размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Таким образом, законодатель в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда определил степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок.

Суяшев В.Н. с апреля 2001 года (заявление от 14.03.2001г.) получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, установленную в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, как инвалид <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, истец выразил свою волю на получение указанной денежной компенсации. При этом ранее он получал сумму возмещения вреда ниже ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ст. 1 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для инвалидов <данные изъяты>.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2002 года № 11-П признаны «не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. От 12.02.2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер».

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ (вступил в силу 29.05.2004 года) внесено изменение в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847 размер компенсации в возмещение вреда индексируется с 01.06.2004 года с применением коэффициента 1,38.

Правительством Российской Федерации также утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 – 2006 годах недополученных сумм (Постановление от 25 мая 2005 года № 326), которыми определяется порядок индексации размеров и возврата недополученных сумм.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 г. № 292 ежемесячная компенсация в возмещение вреда с 01 января 2005 года проиндексирована с применением коэффициента 1,11 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 года № 143), исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год». Размер компенсации составил <данные изъяты> рублей, единовременная денежная компенсация в сумме 20121,22 руб. (Решение Невинномысского городского суда от 15.05.2006 года).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 г. № 246 ежемесячная компенсация в возмещение вреда с 01 января 2006 года осуществлена индексация с применением коэффициента 1,09 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 года № 143), исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год». Размер компенсации составил <данные изъяты> руб.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2007 года произведена индексация с применением коэффициента 1,08. Размер компенсации составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 г. № 914 «Об индексации в 2008 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 г. № 655) с 01.01.2008 года произведена индексация с применением коэффициента 1,105. Размер компенсации составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 г. № 545 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914» с 01 января 2009 года произведена индексация с применением коэффициента 1,13 и размер индексации составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Правительство Российской Федерации с 1 января 2010 г. произведена индексация с применением коэффициента 1,1 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно приложениям N 1 и 2. Размер выплаты составил <данные изъяты> рублей.

Приведенные данные подтверждаются справкой Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска от 24.03.2010 года и материалами личного дела получателя пособия Суяшева В.Н.

Поскольку истцом заявлено об индексации ежемесячных выплат денежной компенсации в возмещение вреда, исчисленных именно из размера минимального размера оплаты труда, с применением не основанных на нормах материального права и принципах, правомерность индексации таких сумм, так же не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

При этом суд исходит из того, что он не наделен правом на изменение основания иска. В свою очередь, истцом об индексации установленных ему органами социальной поддержки сумм возмещения вреда в ходе разрешения его иска заявлено не было.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Суяшева В.Н. к Комитету по труду и социальной поддержке населения администрации города Невинномысска об обязании назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией в установленном законом порядке, об обязании включать в списки на выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета, о взыскании за счет средств федерального бюджета в возмещение недополученных ежемесячных сумм единовременно возмещения вреда здоровью за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 27.12.2010 года.

Судья В.В. Филатова

Решение в законную силу не вступило

Исполнил помощник судьи Мустафина В.Р.