Дело № 2-23/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Солдатовой С. В.,
при секретаре судебного заседания Железняковой Е.В.,
с участием представителя истца Труш Н.А. – Толочкин Д.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску СК - Оборина В.А., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица - ОАО «<данные изъяты>» Волоковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев исковое заявление Труш Н.А. о назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Труш Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края о признании незаконным отказа ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску СК и о включении в специальный стаж периоды работы, мотивируя тем, что она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (далее – ГУ-УПФ РФ по г. Невинномысску) с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 14.08.2010 года. Протоколом № 2014 от 17.09.2010 ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на отсутствие требуемого стажа на работах с вредными условиями труда.
Однако истец считает данное решение незаконным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 17.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с особо тяжелыми условиями труда, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (далее – Список № 1).
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Как следует из обжалуемого отказа ответчика, в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщика производственных помещений цеха № ОАО «<данные изъяты>» (производство внилацетата, уксусной кислоты, уксусного ангидрида и бутилацетата). Указанный вид производства предусмотрен Списком № 1, раздел 13 «Химическое производство» позиция <данные изъяты>, пункт А. Обстоятельства работы истца в условиях, предусмотренных Списком № прямо усматриваются из инструкции по охране труда для уборщика производственных помещений, штатного расписания цеха № – уборщик производственных помещений входит в состав штата технологического персонала цеха.
Кроме того, по результатам аттестации рабочего места уборщика производственных помещений цеха № (карта аттестации) установлено, что он находится в тех же помещениях, в той же загазованной зоне, что и непосредственный технологический персонал. За все время существования цеха № все работники, выполняющие трудовые функции, аналогичные функциям, которые выполняла истец, получили право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №.
Истец считает, что фактически ответчиком был грубо нарушен принцип равенства граждан, гарантирующей защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, который означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
На основании изложенного, истец заявил исковые требования о признании незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску от ДД.ММ.ГГГГ года, о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и о включении в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период ее работы в ОАО «<данные изъяты>» в должности уборщика производственных помещений цеха № с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец участия не принимала, направив заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Толочкин Д.В. в судебном заседании поддержал доводы иска и просил его удовлетворить в полном объеме, уточнив заявленные исковые требования в части даты назначения пенсии, заявив о назначении пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ как указано в требованиях, а не с момента подачи истцом заявления ответчику.
Представитель ответчика Оборина В.А. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, в соответствии с которыми, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 вышеназванного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам. Назначение досрочных трудовых пенсий по старости производится в строгом соответствии со Списками № 1, 2 утвержденными постановлениями Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 и Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, обоснованность применения которых с 01.01.2002 подтверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.07.2003 № 537 и 24.04.2003 № 239. Списки №1 и № 2 составлены по производственному признаку, каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Не допускается приравнивание работ (профессий должностей) к аналогичным в Списках работам без учета связи с определенным видом производства.
Основанием для отнесения к какому-либо производству, указанному в Списках определенных работ могут быть технологический регламент, утвержденные проектные задания, документы плановых и производственных отделов, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), каждый выпуск которого представляет перечень профессий конкретного производства. В случаях, когда Списками предусмотрены дополнительные требования к характеру и условиям труда, предприятием должна представляться справка, уточняющая необходимые сведения на основании первичных документов, соответствующих по времени периоду работы, а также подтверждающая постоянную занятость выполнения работ, в течении полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
В расчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на основании представленных документов (справки от 10.08.2010 № 1654) включены следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
Общий период на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет 6 лет 6 мес. 27 дней.
Согласно записи в трудовой книжке, Труш Н.А. работала в ОАО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уборщиком производственных помещений цеха № (производство уксусной кислоты, винилацетата, ангидрида), однако справка, уточняющая характер работ, соответствующий требованиям Списка № не представлена.
В соответствии с пунктом 7 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, если в Списках указаны производства или работы без перечисления профессий и должностей, то правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все работники, независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах. При этом вопрос о том, кто из работников занят в технологическом процессе производства, предусмотренных Списками, определяется организацией на основании соответствующих документов.
Согласно Списку № 1 1956 года раздела Химическое производство правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, непосредственно занятые в цехах, производствах (на правах цехов)… Согласно Списку № 1 1991 года, правом на досрочное пенсионное обеспечение раздела Химическое производство пользуются рабочие химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производствах и работах.
Таким образом, по ранее действовавшему законодательству уборщики производственных помещений пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение, поскольку состояли в штате цехов по производству химической продукции, то есть, до 31.12.1991 года.
Уборщики производственных помещений не участвуют в технологическом процессе производства какой-либо продукции, а заняты обслуживанием производственных помещений, поэтому они не могут пользоваться правом на пенсионные льготы как технологический персонал.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что по данному иску ГУ – УПФ РФ по г. Невинномысску не может нести ответственность, поскольку для назначения досрочной трудовой пенсии истцом была представлена справка ОАО «<данные изъяты>», уточняющая особый характер работы истца, не содержащая сведения о спорном периоде работы истца.
Представитель третьего лица – ОАО «<данные изъяты>» в судебном заседании пояснила, что проведенная в 1995 году аттестация рабочего места, копия карты которой представлена в материалы дела, является аттестацией не рабочего места уборщика производственных помещений, а машиниста газодувных машин. При этом при аттестации этого рабочего места были отражены все условия работы на этом месте, а также условия работы всего персонала, также имеющего отношение к данному рабочему месту, в том числе, и уборщиков производственных помещений.
По существу заявленных исковых требований представитель третьего лица пояснила, что считает их необоснованными, поскольку уборщики производственных помещений действительно не были заняты в технологическом процессе.
Суд, выслушав стороны и изучив материалы дела, находит, что исковые требования Труш Н.А. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании копией трудовой книжки истца (л.д.12-14) нашло свое подтверждение указание истцом в иске на период ее работы в ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в качестве уборщицы производственных помещений цеха № (производство уксусной кислоты, винилацетата, ангидрида). Приведенный факт также не оспаривался в судебном заседании представителем ответчика.
Указанный вид производства предусмотрен Списком №, раздел 13 «<данные изъяты>» позиция <данные изъяты>, пункт А.
Как обоснованно указано представителем ответчика в возражениях по иску, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 вышеназванного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам.
Назначение досрочных трудовых пенсий по старости производится в строгом соответствии со Списками № 1, 2 утвержденными постановлениями Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 и Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, обоснованность применения которых с 01.01.2002 подтверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.07.2003 № 537 и 24.04.2003 № 239.
Списки №1 и № 2 составлены по производственному признаку, каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Не допускается приравнивание работ (профессий должностей) к аналогичным в Списках работам без учета связи с определенным видом производства.
Как следует из оспариваемого истцом протокола решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, отказывая истцу в досрочном назначении трудовой пенсии, ответчик исходил из отсутствия у истца документов, подтверждающих наличие у нее специального трудового стажа, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Кроме того, в возражениях по иску ответчик, уточняя занятую им правовую позицию, отмечает, что уборщики производственных помещений не участвуют в технологическом процессе производства какой-либо продукции, а заняты обслуживанием производственных помещений, поэтому они не могут пользоваться правом на пенсионные льготы как технологический персонал.
Анализируя правомерность приведенных суждений ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
В силу же п. 3 ст. 19 названного федерального закона в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Вместе с тем, п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
В п. 17 Постановления Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19 пб от 27.02.2002 «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002) указано, что список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда РФ и отмечается в расписке-уведомлении, выдаваемой при приеме у заявителя прилагаемых им к заявлению о назначении пенсии документов.
Самим ответчиком в письменных возражениях по иску отмечено, что в соответствии с пунктом 7 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, если в Списках указаны производства или работы без перечисления профессий и должностей, то правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все работники, независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах. При этом вопрос о том, кто из работников занят в технологическом процессе производства, предусмотренных Списками, определяется организацией на основании соответствующих документов.
В протоколе решения об отказе Труш Н.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ответчик ссылается на то, что основанием отнесения к какому-либо производству, указанному в списках определенных работ могут быть технологический регламент, утвержденные проектные задания, документы плановых и производственных отделов, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).
В свою очередь, при приеме документов Труш Н.А. ответчиком было указано о необходимости предоставления не позднее 03.11.2010 «<данные изъяты>», как указано в заявлении Труш Н.А., поданном в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (копия заявления представлена ответчиком) – без указания на необходимость подтверждения конкретных периодов работы истца, наличие которых определяло бы ее право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Требуемая справка была представлена истцом ДД.ММ.ГГГГ, однако, как следует из оспариваемого отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, содержала в себе подтверждение наличия у истца специального трудового стажа, недостаточного для досрочного назначения ей трудовой пенсии.
При этом истцу не было указано на необходимость предоставления в течение оставшегося до ДД.ММ.ГГГГ времени недостающих документов, подтверждающих наличие у нее заявленного права.
Более того, решение ответчика об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было принято им ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до истечения трехмесячного срока, установленного законом для представления недостающих документов.
Обстоятельств, опровергающих приведенный вывод суда, из представленных ответчиком документов и возражений по иску – судом не усматривается.
Из изложенного следует, что истец, по независящим от нее причинам, не располагала на момент обращения к ответчику документами, подтверждающими ее право на назначение досрочной трудовой пенсии, и не смогла представить их в установленный трехмесячный срок.
При таких обстоятельствах, суд не может принять во внимание позицию представителя ответчика об отсутствии оснований для возложения на ответчика соответствующей обязанности по результатам разрешения настоящего спора.
Что касается обоснованности требований истца о включении спорного периода ее работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии, суд считает необходимым отметить, что в данном случае следует принимать во внимание результаты аттестации условий труда истца за спорный период ее работы в ОАО «<данные изъяты>», поскольку результаты такой аттестации по смыслу вышеприведенных разъяснений Минтруда РФ также служат основанием для отнесения той или иной профессии (должности) к числу работ (должностей, профессий), указанных в Списках.
В силу Инструкции о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР от 08.01.1992 № 2, она разработана в соответствии с Постановлениями Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 № 557 «О государственной экспертизе условий труда РСФСР» и от 02.10.1991 № 517 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В свою очередь, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» руководители предприятий (объединений), организаций обязаны обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков №№1и2 (с 01.01.1992), провести аттестацию рабочих мест, определить с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными Списками установлено льготное пенсионное обеспечение и ознакомить с ними трудящихся.
В соответствии с п.п. 1.2,1.3 названной Инструкции о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда задачами аттестации рабочих мест по условиям труда являются: определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на этих рабочих местах, оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах, предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах, разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Сроки проведения аттестации устанавливаются самим предприятием, исходя их изменений условий и характера труда, техники, технологии, но не реже 1 раза в 3 года (не реже 1 раза в 5 лет – в соответствии с положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 № 12).
Так, в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда в подразделении цеха №, проведенной в 1995 году (л.д.10-11), должность уборщика производственных помещений отнесена к Списку ДД.ММ.ГГГГ, а сама должность – к технологическому персоналу цеха.
Как следует из материалов дела, письменных объяснений по иску представителя третьего лица – ОАО «<данные изъяты>», в период с 1995 года по 2004 год аттестация рабочих мест в ОАО «<данные изъяты>» - более не проводилась.
Таким образом, объективных данных, свидетельствующих об изменении условий труда истца и характера ее работ, отраженных в представленной аттестации, - не имеется, что также подтверждает в письменных объяснениях по иску представитель ОАО «<данные изъяты>».
Названные результаты аттестации никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались, в установленном порядке – не отменены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы истца в ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку характер ее работы в данный период отвечал требованиям, необходимым для применения Списка № 1.
Факт того, что данный период не представлен ее работодателем как работа, соответствующая Списку № в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на нее, при таких обстоятельствах, по мнению суда, сам по себе, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца в соответствующей части.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением специально предусмотренных этой же статьей случаев, к числу которых рассматриваемый случай не относится, но не ранее наступления права на пенсию.
В свою очередь, истец достигла возраста 45 лет (пункт 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») 14.08.2010.
Руководствуясь ст. ст. 39, 55 Конституции РФ, ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Труш Н.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края удовлетворить.
Решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края от 17 сентября 2010 года (протокол № 2014) об отказе Труш Н.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края включить в специальный трудовой стаж Труш Н.А. период её работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщицы производственных помещений цеха № (производство <данные изъяты>) в ОАО «<данные изъяты>».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края досрочно назначить Труш Н.А. трудовую пенсию по старости, начиная с 14.08.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме, то есть, с 19.01.2011.
Судья С. В. Солдатова
Решение не вступило в законную силу
Исполнил помощник судьи Хатков Р.М.