Эк.____ Дело № 2-304/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 г. г. Невинномысск
Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Кистерев А.А.,
с участием истица Рябоконь А.С.,
представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края - Беспаловой Л.П., представившей доверенность,
при секретаре судебного заседания Рукояткиной Е.С.,
рассмотрев исковое заявление Рябоконь А.С. к Управлению пенсионного фонда РФ по городу Невинномысску о признании незаконным отказ в перерасчете пенсии в связи, с нахождением на его иждивении нетрудоспособного лица, возложении на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии со дня начисления пенсии, и взыскании с ответчика компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Рябоконь А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ по городу Невинномысску о признании незаконным отказ в перерасчете пенсии в связи, с нахождением на иждивении нетрудоспособного лица и возложении на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии со дня начисления пенсии, то есть с 23.12.2008 года, а также о взыскании с УПФ РФ по г.Невинномысску компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Рябоконь А.С. уточнил исковые требования и просил взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей с УПФ РФ по г.Невинномысску, подержав исковые требования, и, в обоснование заявленного иска пояснил, что 23.12.2008 года он обратился с заявлением в ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края о назначении ему трудовой пенсии по старости. Данное заявление он заполнял собственноручно, и в графе о наличии иждивенцев указал, что таковых у него нет, не смотря на то, что на день обращения в УПФ РФ по городу Невинномысску у него и у жены находился на иждивении сын, 11.07.1979 года рождении, инвалид с детства. Так как сотрудник пенсионного фонда не объяснил ему законодательство, то он не указал иждивенца, в связи, с чем пенсия ему была назначена без учета нахождения на его иждивении нетрудоспособного члена семьи. Он стал изучать пенсионное законодательство и выяснил, что ему положен увеличенный размер базовой пенсии, поскольку у него имеется иждивенец. Он обратился в УПФ г. Невинномысска с заявлением по этому поводу, и ему предложили обратиться в суд, чтоб подтвердить факт нахождения на его иждивении сына. Он обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта нахождения на иждивении сына, и 15 октября 2010 года суд установил данный юридический факт. 09 ноября 2010 года, после вступления решения суда в законную силу, он обратился в УПФ РФ по городу Невинномысску с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии, с учетом нахождения на его иждивении сына, и просил произвести перерасчет с 23.12.2008 года, представив ответчику все необходимые документы. Однако ответчик произвел перерасчет базовой части трудовой пенсии только с 01.12.2010 года, а не со дня начисления ему трудовой пенсии. Считает, что ответчик нарушил требование п.3 статьи 20 ФЗ от 24.07.2009 года №213. Просит признать незаконным отказ УПФ РФ по городу Невинномысску произвести перерасчет пенсии с учетом нахождения на его иждивении сына инвалида с детства и обязать ответчика произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии с 23.12.2008 года, то есть со дня её назначения. Он неоднократно обращался с данным вопросом к ответчику, но ему отказывали в удовлетворении требования. Незаконными действиями ему были причинены нравственные страдания, так как он длительное время не мог добиться справедливого решения по вопросу перерасчета пенсии, в связи, с чем просит взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей.
Представитель ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Беспалова Л.П. исковые требования Рябоконь А.С. не признала, просила отказать в их удовлетворении, обосновав тем, что 23.12.2008 года Рябоконь А.С. обратился в УПФ РФ по городу Невинномысску с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости, где указал, что у него нет иждивенцев, в связи, с чем ему была назначена пенсия в соответствии с требованием Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ.
24.09.2010 года Рябоконь А.С. обратился в УПФ РФ по городу Невинномысску с требованием о перерасчете базовой части трудовой пенсии в связи, с тем, что на его иждивении находится нетрудоспособный сын.
Заявителю было предложено предоставить в пенсионный фонд подтверждающие документы. 9 ноября 2010 года истец обратился в УПФ РФ по городу Невинномысску с заявление о перерасчете базовой части трудовой пенсии в связи, с изменением количества нетрудоспособных членов семьи, в подтверждение чего предоставил решение Невинномысского суда от 15 октября 20010 года об установлении юридического факта нахождения на иждивении сына, и другие подтверждающие документы. В связи с этим УПФ РФ по городу Невинномысску произвело истцу перерасчет размера базовой части трудовой пенсии с 01.12.2010 года, в соответствии требованием п. 2 ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ.
Также считает необоснованными требования Рябоконь А.С. о взыскании с УПФ РФ по городу Невинномысску денежной компенсации морального вреда, поскольку ответчик не причинил Рябоконь А.С. какой-либо моральный вред.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, считает, что нет законных оснований для удовлетворения исковых требований заявленных Рябоконь А.С.
Трудовые пенсии в Российской Федерации с 1 января 2002 года устанавливаются и выплачиваются на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Согласно ст. 14, выше названного закона, в состав страховой части трудовой пенсии по старости входит фиксированный базовый размер, который устанавливается в твердой сумме.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, фиксированный базовый размер устанавливается в повышенном размере.
Согласно содержанию заявления Рябоконь А.С. о назначении пенсии от 23 декабря 2008 года, регистрационный номер 2772, следует, что в строке о количестве иждивенцев им собственноручно указано, что таковые отсутствуют, в связи, с чем фиксированный базовый размер истцу был установлен без учета иждивенцев.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 года "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.(кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
На основании пункта 2 ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
В ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы ответчика, что заявление Рябоконь А.С. от 09.11.2010 года о перерасчете страховой части трудовой пенсии и вступившее в законную силу 02.11.2010 года решение Невинномысского городского суда от 15 октября 2010 года, установившего факт нахождения на иждивении нетрудоспособного лица, поступили ответчику 10.11.2010 года, в связи, с чем истец имел право на перерасчет страховой части трудовой пенсии с 01.12.2010 года, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, что соответствует требованию пункта 1 ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, отсутствуют основания для перерасчета размера базовой части трудовой пенсии Рябоконь А.С. со дня её назначения, то есть с 23.12.2008 года.
Также суд не находит законных оснований для удовлетворения иска Рябоконь А.С. в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что УПФ РФ по городу Невинномысску при назначении пенсии, а также при перерасчете размера базовой части трудовой пенсии Рябоконь А.С., действовало в соответствии с требованием Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173 –ФЗ.
Суд находит необоснованным требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, так как это противоречит ст.1099 ГК РФ, поскольку специального закона, допускающего возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001г. №173 –ФЗ., ст.151, ч.2 ст.1099 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного иска Рябоконь А.С. отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 04.03.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение 10 дней, начиная с 05.03.2011 года.
Судья
Невинномысского городского суда А.А. Кистерев
Решение не вступило в законную силу
Исп. помощник судьи Облаков Д.Н.