Дело № 2- 622/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Филатовой В.В.
при секретаре судебного заседания Забара Н.П.
с участием заявителя Бочаровой О.Е., заинтересованного лица нотариуса по городу Невинномысску Солодянкиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бочарова О.Е. об обязании нотариуса по г. Невинномысску Солодянкиной А.Е. выдать свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу Рублев И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ,
Установил:
Бочарова О.Е. обратилась в суд с заявлением об обязании нотариуса по г. Невинномысску Солодянкиной А.Е. выдать свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу Рублев И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее троюродный брат Рублев И.Ф., который проживал и был зарегистрирован на день смерти по адресу: <адрес>. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома, в котором он проживал. Завещания Рублев И.Ф. не оставил. Других наследников по закону нет. В установленный законом срок она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако постановлением от 02.12.2010 года выдача свидетельства о праве на наследство была приостановлена, так как она не представила всех документов, подтверждающих родственные отношения с наследодателем Рублевым И.Ф. Решением Невинномысского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт родственных отношений между ней и Рублев И.Ф., умершим ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении гражданского дела было установлено, что у ее дедушки Сирота В.К., отца ее матери Сирота А.В., по браку – Бочарова А.В., была родная сестра Мартыненко А.К. (до брака – Сирота А.К.), которая приходится родной тетей ее матери Бочарова А.В.. Мартыненко А.К. имела дочь Мартыненко А.К. Сирота О.С.. У Рублева О.С. был сын Рублев И.Ф., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ее родной дедушка (по матери) Сирота В.К. и родная бабушка Рублев И.Ф. (по матери) Мартыненко А.К. были родными братом и сестрой. Дочь ее дедушки Сирота В.К. – Бочарова А.В. и дочь его родной сестры Мартыненко А.К. – Рублева О.С. (мама Рублев И.Ф.) были двоюродными сестрами. Следовательно, она и Рублев И.Ф., как дети двоюродных сестер, являются троюродными сестрой и братом. 11.04.2011 года она обратилась к нотариусу по г. Невинномысску с судебным решением, но постановлением нотариуса ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Полагает, что она является наследницей по закону пятой очереди по праву представления к имуществу умершего, как троюродная сестра наследодателя. В связи с изложенным просила суд обязать нотариуса по г. Невинномысску Солодянкину А.Е. выдать свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу Рублев И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявительница Бочарова О.Е. заявленные требования, изложенные в заявлении, оглашенном в судебном заседании, поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо нотариус по г. Невинномысску Солодянкина А.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что троюродные сестры могут являться наследниками по закону восьмой очереди наследования при условии, что они ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года со смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним, а также при отсутствии других наследников. Поскольку факты совместного проживания и нахождения на иждивении троюродного брата Рублева И.Ф. Бочаровой О.Е. не подтверждены в установленном законом порядке, оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу умершего 22.09.2010 года Рублева И.Ф. не имеется. В связи с изложенным просила отказать в удовлетворении заявления.
Заслушав объяснения заявительницы, заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приняв к обозрению гражданское дело №, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Действующим гражданским законодательством РФ установлены следующие очереди наследников по закону:
наследники первой очереди - дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ),
наследники второй очереди - полнородные и неполнородные братья и сёстры наследодателя, дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 1143 ГК РФ),
наследники третей очереди - дяди и тёти наследодателя (то есть полнородные и неполнородные братья и сёстры родителей) (ст. 1144 ГК РФ),
наследники четвертой очереди - прадедушки и прабабушки наследодателя (ч. 2 ст. 1145 ГК РФ),
наследники пятой очереди - двоюродные: дедушки и бабушки, внуки и внучки (то есть дети родных племянников и племянниц наследодателя и родные братья и сёстры его дедушек и бабушек) (ч. 2 ст. 1145 ГК РФ),
наследники шестой очереди - двоюродные: правнуки и правнучки, племянники и племянницы, дяди и тёти (ч. 2 ст. 1145 ГК РФ),
наследники седьмой очереди - пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Статья 1445 ГК РФ исчерпывается указанием на перечисленные семь очередей наследников, однако существует и восьмая очередь, определенная в ч. 3 ст.1148 ГК РФ, согласно которой:
наследники восьмой очереди – это нетрудоспособные лица, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (при отсутствии иных наследников). При наличии иных наследников по закону эти граждане наследуют вместе с наследниками той очереди, которая призывается к наследству.
Следует отметить, что в силу ст. ст. 1146, 1148 ГК РФ при наследовании по праву представления, в том случае, если наследник по закону умирает до открытия наследства или одновременно с наследодателем, его доля переходит к его потомкам. Однако такое правило установлено не для всех очередей, а только для первой, второй и третьей.
Граждане, относящиеся к наследникам по закону второй-седьмой очередей, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.
Граждане, которые не входят в круг наследников по закону первой-седьмой очередей, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним, наследуют по закону вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. При отсутствии других наследников по закону такие нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.
В случае если наследодатель умер после 01.03.2002 года, троюродные сестры и братья могут являться наследниками по закону восьмой очереди наследования при условии, что они ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним, а также при отсутствии других наследников по закону (пункт 2, 3 статьи 1148 ГК РФ). При наличии же других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
Факты совместного проживания и нахождения на иждивении наследодателя подлежат установлению в судебном порядке.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ нетрудоспособными гражданами являются - инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" /с последующими изм. и дополн./).
В силу требований закона срок нетрудоспособности для призвания к наследованию иждивенцев значения не имеет - главное, чтобы на момент открытия наследства нетрудоспособность наступила.
Гражданский Кодекс РФ (ст. 1148 ГК РФ) выделяется две группы иждивенцев. Первая - наследники 2-7 очередей (для наследников первой очереди статус иждивенца не имеет значения, так как они в любом случае призываются к наследованию); вторая - субъекты, наследниками по закону не являющиеся. Указанная дифференциация необходима для установления еще одного условия призвания к наследованию нетрудоспособных иждивенцев - для иждивенцев первой группы (наследников 2-7 очередей) проживание совместно с наследодателем не обязательно; для иждивенцев второй группы (не являющихся наследниками) - обязательно. При этом для определения статуса иждивенца, не принадлежащего к числу наследников по закону, обязательным является признак совместного с наследодателем проживания.
В судебном заседании установлено, что решением Невинномысского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №) установлен юридический факт того, что Рублев И.Ф., умерший ДД.ММ.ГГГГ, является троюродным братом Бочаровой О.Е. Данное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и имеет при рассмотрении настоящего гражданского дела преюдициальное значение в силу ст. 61 ГПК РФ.
Из материалов настоящего гражданского дела, гражданского дела № года, принятого судом к обозрению, а также из содержания вышеназванного судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сирота В.К. доводился заявительнице родным дедом и являлся отцом ее матери Бочаровой (Сирота) А.В.
И Сирота В.К., и Бочарова (Сирота) А.В. умерли до открытия наследства после смерти Рублев И.Ф., который как установлено решением Невинномысского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ являлся троюродным братом Бочаровой О.Е.
Таким образом, Сирота В.К. умер ранее наследодателя Рублева И.Ф., и, соответственно, в силу данного обстоятельства, бесспорно, не мог подать заявление на принятие наследства после смерти Рублева И.Ф. и не мог принять наследство, открывшееся после смерти Рублева И.Ф.
Учитывая вышеизложенное, а также решение Невинномысского городского суда от 02.03.2011 года, которым установлено что Рублев Иван Федорович, умерший 22.09.2010 года, является троюродным братом Бочаровой О.Е., суд приходит к выводу о том, что Бочарова О.Е. не является наследником по закону к имуществу Рублева И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не принимает во внимание доводы заявительницы, изложенные в заявлении, поддержанные в судебном заседании о том, что она является наследником пятой очереди, как основанные на ошибочном толковании закона.
Отказывая в совершении нотариального действия – в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу умершего 22.09.2010 года Рублева И.Ф. нотариус Солодянкина А.Е. в постановлении от 11.04.2011 года указала, что, троюродные сестры могут являться наследниками по закону восьмой очереди, в случае если наследодатель умер после 01.03.2002 года, при условии, что они ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним, а также при отсутствии других наследников по закону, при этом факты совместного проживания и нахождения на иждивении наследодателя должны быть установлены в судебном порядке.
Поскольку Бочаровой О.Е. нотариусу не было представлено судебное решение об установлении фактов совместного проживания и нахождения на иждивении наследодателя у нотариуса не имелось законных оснований для признания Бочаровой О.Е. наследником по закону к имуществу умершего и, соответственно, оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство по закону.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факты нахождения на иждивении троюродного брата Рублева И.Ф. и совместного проживания с последним, Бочаровой О.Е. в судебном заседании также не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных Бочаровой О.Е. требований об обязании нотариуса по г. Невинномысску Солодянкиной А.Е. выдать свидетельство о праве на наследство по закону следует отказать.
На основании ст. ст. 1141, 1142-1145, 1146, 1148 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 56, 61, 194-199, 311- 312 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Отказать Бочарова О.Е. в удовлетворении заявления об обязании нотариуса по г. Невинномысску Солодянкиной А.Е. выдать свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу Рублев И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 26.04.2011 года.
Судья В.В. Филатова
Решение в законную силу не вступило, по делу поступила кассационная жалоба.
Исполнил помощник судьи Бакаева О.И.