Эк._____ Дело №2-679/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года г.Невинномысск Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кистерева А.А. секретаря судебного заседания Рукояткиной Е.С., с участием помощника прокурора г.Невинномысска Тосунова Н.Л., представителя администрации г.Невинномысска Матюшенко А.Н., представившего доверенность, при секретаре судебного заседания Рукояткиной Е.С., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Невинномысска о признании незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившегося в непринятии правового акта, определяющего комплекс мер направленных на профилактику правонарушений и преступлений, а также профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города Невинномысска, и возложении обязанности на администрацию разработать и утвердить комплекс мер направленных на профилактику правонарушений и преступлений, а также профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города Невинномысска, У С Т А Н О В И Л: В Невинномысский городской суд с заявлением обратился прокурор города Невинномысска о признании незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившегося в непринятии правового акта, определяющего комплекс мер направленных на профилактику правонарушений и преступлений, а также профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города Невинномысска, и возложении обязанности на администрацию разработать и утвердить комплекс мер направленных на профилактику правонарушений и преступлений, а также профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города Невинномысска. В судебном заседании помощник прокурора г.Невинномысска Тосунов Н.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме, и в обоснование заявленных требований пояснил, что проведенной прокуратурой города проверкой соблюдения органами местного самоуправления законодательства о местном самоуправлении, противодействии экстремизму и терроризму, установлено, что принимаемые органами местного самоуправления меры, направленные на профилактику правонарушений в городе Невинномысске, являются недостаточными. Кроме того, выявлено, что в нарушение ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация не обеспечивает решение вопросов местного значения, как участие в профилактике терроризма и экстремизма, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. Считает, что принятая постановлением администрации города Невинномысска от 29.07.2010г. №2596 муниципальная целевая программа «Профилактика правонарушений в городе Невинномысске на 2008-2010 годы» признана неэффективной, ожидаемые результаты действия программы достигнуты не были, что подтверждается ростом зарегистрированных преступлений по линии милиции общественной безопасности, а также ростом количества преступлений, совершенных в общественных местах и на улице, преступлений, совершенных несовершеннолетними, и с их участием. Указанные факты свидетельствуют о недостаточной работе по предупреждению и пресечению преступлений данной категории, а также неэффективности мер, принимаемых по профилактике правонарушений. В администрации города отсутствуют комплексные мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма. До настоящего времени администрацией города не разработан комплекс мер и не утверждена муниципальная целевая программа профилактики правонарушений и преступности на территории города на 2011 год. Решением Думы города от 17.12.2010 г. «О бюджете города Невинномысска на 2011 год» расходы на финансирование данной программы не предусмотрены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией города возложенных на нее полномочий. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму на территории Российской Федерации являются системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Согласно ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В 2010 и в истекшем периоде 2011 года прокуратурой города в адрес главы города Невинномысска вносились представления об устранении нарушений требований федерального законодательства о местном самоуправления, в том числе в сфере профилактики правонарушений, в сфере противодействия терроризму и экстремизму, о необходимости активизации работы по разработке муниципальной программы профилактики преступности, противодействия терроризму и экстремизму. Однако, в нарушение положений Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до настоящего времени не приняты муниципальные правовые акты, в том числе муниципальная целевая программа, направленные на комплексное решение вопросов профилактики правонарушений и преступности на территории города Невинномысска, профилактики терроризма и экстремизма. В соответствии с пунктами 37, 40 ч.1 ст.36 Устава города Невинномысска вопросы охраны общественного порядка, противодействия экстремизму и терроризму отнесены к полномочиям администрации города. Непринятие указанных мер нарушает право неопределенного круга лиц на территории города Невинномысска на приоритетность профилактических мер по предупреждению проявлений терроризма и экстремизма, установленную федеральным законодательством. В связи с этим просит удовлетворить заявление прокурора города Невинномысска. Представитель администрации г.Невинномысска Матюшенко А.Н., заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы местного значения по участию в профилактике терроризма и экстремизма решается администрацией города в полном объеме. На представление прокуратуры города давались ответы с пояснениями. Главу города не привлекали к административной ответственности по ст. 17.1 КоАП РФ, поскольку для этого не было оснований. Органы местного самоуправления в соответствии с Законом № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п.40 ст.36 Устава муниципального образования городского округа города Невинномысска Ставропольского края участвуют в профилактике терроризма и экстремизма в границах города. В городе Невинномысске действовала и выполнялась муниципальная целевая программа «Профилактика правонарушений в городе Невинномысске на 2008-2010 годы». 29 июля 2010 года на заседании администрации была заслушана информация начальника УВД по городу Невинномысску о ходе выполнения данной муниципальной программы. В ходе выполнения целевой программы по профилактике преступлений выделенные денежные средства были освоены в полном объеме. В 2009 году было выделено дополнительно 52,1 тысячи рублей на телефонизацию опорных пунктов, а в 2010 году - 173,0 тысяч рублей на приобретение транспортных средств. При выполнении программы были достигнуты определенные успехи в профилактике преступлений, но в то же время по результатам заслушивания выполнения целевой программы было признано неэффективным, так как не удалось стабилизировать состояние преступности в городе Невинномысске. По результатам заслушивания выполнения целевой программы было принято Постановление главы администрации №2596 от 29 июля 2010 года и распоряжение администрации города Невинномысска №106-р от 15.09.2010 года, согласно которым была создана рабочая группа по разработке муниципальных целевых программ: «Профилактика правонарушений в городе Невинномысске на 2011-2013 годы», разработчиком которой определили УВД по городу Невинномысску, и Муниципальной целевой программы «Безопасный Невинномысск на 2011-2012 годы», заказчиком и разработчиком которой стало муниципальное учреждение «Управление по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне» города Невинномысска, о чем были приняты соответствующие распоряжения администрации города №123-р от 08.11.2010 года и №131-р от 16.11.2010 года. Данная муниципальная целевая программа «Комплексная система безопасности «Безопасный город Невинномысск» на 2011-2013 годы утверждена постановлением администрации города от 01.12.2010 года №4052, в корой комплексно заложены все направления участия муниципального образования в профилактике терроризма и экстремизма. Кроме того, в бюджете города на 2011 год по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность были заложены средства в размере 11108,53 тысячи рублей. Прокурор требует возложить на администрацию разработать и утвердить комплекс мер направленный на профилактику правонарушений и преступности. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О полиции» обязанности по профилактике преступлений устранению причин преступных проявлений, а так же выявлению лиц, имеющих намерение совершить преступление - возложено на полицию. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти или государственной власти субъекта, не допускается, в соответствии с бюджетным законодательством. Кроме того, ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определен перечень нормативных актов, согласно которым правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. В связи, с этим считает, что органы местного самоуправления не в праве регулировать правоотношения связанные с терроризмом. Считает, что администрация города Невинномысска в полном объеме выполняет требования закона и участвует в профилактике терроризма и экстремизма на территории города Невинномысска, в связи, с чем просит отказать в удовлетворении заявления прокурора города Невинномысска. Суд, выслушав стороны и исследовав материал дела, считает, что требования прокурора г.Невинномысска удовлетворению не подлежат. В судебном заседании нашло свое подтверждение, что 29 июля 2010 года на заседании администрации г.Невинномысска была заслушана информация начальника Управления внутренних дел по городу Невинномысску о ходе выполнения муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в городе Невинномысске на 2008 – 2010 годы», по результатам которого было принято постановление главы администрации №2596 от 29 июля 2010 года и распоряжение администрации города Невинномысска №106-р от 15.09.2010 года, на основании которых была создана рабочая группа по разработке муниципальных целевых программ: «Профилактика правонарушений в городе Невинномысске на 2011-2013 годы», разработчиком которой определили УВД по городу Невинномысску, и муниципальной целевой программы - «Безопасный Невинномысск на 2011-2012 годы» заказчиком и разработчиком которой, стало муниципальное учреждение «Управление по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне» города Невинномысска. Данные обстоятельства подтверждены содержанием распоряжений администрации города №123-р т 08.1.2010 года и №131-р от 16.11.2010 года представленными администрацией города Невинномысска. Также в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы представителя заинтересованной стороны, что администрацией принята и утверждена Муниципальная целевая программа «Комплексная система безопасности «Безопасный город Невинномысск» на 2011-2013 годы, что подтверждается постановлением администрации города от 01.12.2010 года №4052, из содержания которого следует, что правовой основой для принятия такой программы стали: Федеральный закон от 25.06.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 06.03.2006 года 335-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты местного самоуправления. Нашло свое подтверждение, то, что Муниципальная целевая программа «Комплексная система безопасности «Безопасный город Невинномысск» на 2011-2013 годы» утверждена постановлением администрации города от 01.12.2010 № 4052. В ходе судебного разбирательства была исследована представленная заинтересованным лицом целевая программа - «Комплексная система безопасности «Безопасный город Невинномысск» на 2011-2013 годы», задачей, которой является: создание системы, предназначенной для автоматизированного управления процессами, влияющими на безопасность жизнедеятельности населения города, защиту жизни и здоровья граждан, сохранность материальных ценностей, безопасность дорожного движения; профилактика, предупреждение и объективная фиксация правонарушений, чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий; повышение уровня управления нарядами всех подразделений милиции в городе; предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; обеспечение координации оперативной деятельности правоохранительных органов и служб городской инфраструктуры; повышение уровня антитеррористической защищенности учреждений, объектов социально-бытового назначения, мест массового пребывания населения; создание единого ситуационного центра в управлении внутренних дел по городу Невинномысску; повышение оперативности взаимодействия МУ «Управление по ЧС и ГО» города Невинномысска с УВД по городу Невинномысску, органами местного самоуправления города и населением. Из содержания представленного суду копии письма правительства Ставропольского края следует, что правительство Ставропольского края истребовало у администрации предложения для подготовки заявки о софинансировании из федерального бюджета мероприятий программы «Безопасный город (село), что подтверждает факт поддержки разработанной программы на краевом уровне. Также в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы представителя администрации города Невинномысска, что для выполнения требований Федеральных законов от 25.06.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 06.03.2006 года 335-ФЗ «О противодействии терроризму» администрацией города было принято решение о создании муниципального бюджетного учреждения ответственного за реализацию муниципальной целевой программы «Комплексная система безопасности «Безопасный город Невинномысск» на 2011-2013 годы». Данные доводы подтверждаются постановлением администрации города от 03.02.2011 №165 о создании муниципального бюджетного учреждение «Безопасный город» города Невинномысска. Из содержания постановления следует, что одной из основных целей деятельности муниципального бюджетного учреждение «Безопасный город» города Невинномысска является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. Также нашли свое подтверждение доводы заинтересованного лица, что в бюджете города на 2011 год, по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», предусмотрены средства в размере 11108,53 тысяч рублей, что вытекает из содержания Решения Думы города Невинномысска Ставропольского края от 25 февраля 2011 года 31081-85, представленной суду. Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что вопросы местного значения городского округа, по участию в профилактике терроризма и экстремизма, определенные в статье 16 Федерального закона № 131-ФЗ, и уставом, администрацией города решаются. Так же суд находит, что администрацией города Невинномысска представлены суду относимые и допустимые доказательства, что муниципальную целевую программу - «Профилактика правонарушений в городе Невинномысске на 2011-2013 годы» должно было разработать и представить на утверждение администрации города Невинномысска УВД по городу Невинномысску, что подтверждается соответствующим нормативными документами представленными суду Поскольку в ходе судебного разбирательства заявителем не представлены доказательства в подтверждение того, что принятая программа не отвечает по своему содержанию требованиям закона или каким-либо нормативным актам, или не прошла правовую экспертизу и публичную оценку, то суд не находит оснований для признания незаконным бездействие администрации города Невинномысска в непринятии правового акта определяющего комплекс мер, направленных на профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города, и возложении обязанности разработать и принять такой правовой акт. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п.2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ 2 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.254-257 ГПК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявленных требований, прокурора города Невинномысска о признании незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившегося в непринятии правового акта, определяющего комплекс мер направленных на профилактику правонарушений и преступлений, а также профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города Невинномысска, и возложении обязанности на администрацию разработать и утвердить комплекс мер направленных на профилактику правонарушений и преступлений, а также профилактику проявлений терроризма и экстремистской деятельности на территории города Невинномысска, отказать. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 18.05.2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд, в течение 10 дней, начиная с 19.05.2011 года. Судья Невинномысского городского суда А.А. Кистерев Решение не вступило в законную силу Исп. Помощник судьи Облаков Д.Н.