решение по и/з Багаевой Л.И. к ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края о признании недействительным акт государственного органа от 21.06.2011г.



дело № 2-823/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Коневой С.И.,

при секретаре Шестаковой И.С.,

с участием истца Багаевой Л.И.,

представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Беспаловой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаева Л.И. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края о признании недействительным акт государственного органа и о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с длительной лечебной деятельностью и о включении в стаж, дающий такое право, периодов осуществления соответствующей деятельности в учреждениях здравоохранения, не являющимся государственными и муниципальными,

у с т а н о в и л :

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Невинномысску от ДД.ММ.ГГГГ Багаевой Л.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью по п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Багаева Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать решение комиссии незаконным и обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Невинномысску включить период её работы в должности медсестры участковой Невинномысского филиала ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и досрочно назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента её первоначального обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Невинномысску с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании Багаева Л.И. поддержала доводы искового заявления, просила удовлетворить исковые требования.

В исковом заявлении указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7, возраста: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 года указанные положения закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой или иной деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. Ответчик в протоколе отказа в назначении пенсии ссылается на понятие учреждения, данном в ст. 120 ГК РФ. В связи с чем, период работы в должности медицинской сестры участковой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Невинномысском филиале ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» не подлежит включению в стаж лечебной деятельности, т.к. акционерное общество не является учреждением.

Однако, п. 3.3 вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации предусматривает, что по смыслу ст. 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 06.12.2001 года № 310-О. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочее, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» проводится на общих основаниях. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения, в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Таким образом, в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2) в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации могут быть, по сути, взаимообусловлены. То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр. само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Исходя из этих же оснований, обстоятельства, касающиеся вопросов создания учреждений здравоохранения в том числе как в форме учреждений в смысле ст. 120 ГК РФ, так и в иных формах, предусмотренных ГК РФ, не могут служить критериями ограничения гарантированных ст. 19 Конституции РФ прав граждан. Подобная же правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 года № 233-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», ст. 43 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и ст. 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ», согласно которой принцип равенства, закрепленный в ст. 10 (ч. 1,2) Конституции РФ, позволяет законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требования, связанных с определенной работой, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 111, не считаются дискриминацией. Таким образом, указанные различия не должны связываться ни с формой собственности и ни с организационно-правовой формой юридического лица, с которым гражданин заключает договор о выполнении трудовой функции по соответствующей специальности и квалификации. Кроме того, до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (до 01.01.2002 г.) медицинские работники независимо от того, в каком учреждении - государственном, муниципальном или частном они работали, имели право на получение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста: им устанавливалась пенсия за выслугу лет; закон не проводил разграничения между организацией, предприятием или учреждением. Все работники имели равные пенсионные права. Ныне действующий закон допускает ущемление пенсионных прав работников по сравнению с положениями ранее действовавшего закона.

В соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ Невинномысский филиал ЗАО

«Краевой клинический диагностический центр» является плательщиком единого социального налога. Невинномысский филиал ЗАО «ККДЦ» пользуется льготой по налогу на добавленную стоимость согласно ст. 239 Налогового кодекса РФ, как учреждение, созданное для лечебно-оздоровительных целей, и находится на частичном финансировании и Министерстве здравоохранения СК. Условия, содержание и характер ее работы как медицинской сестры участковой ничем не отличаются от работы медицинской сестры участковой любого другого медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Согласно Конституции РФ гражданин не должен ставиться в неравные условия и ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, льготную пенсию независимо от принадлежности медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства и свобод граждан. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без каких-либо дискриминаций, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав работников учреждений здравоохранения независимо от того, в чьей собственности они находятся. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют граждане, получившие диплом о высшем или среднем профессиональном образовании и имеющие сертификат специалиста, без каких-либо условий, ограничивающих их работу по охране здоровья населения.

Считает, что необходимое образование она имеет, что подтверждается дипломом и сертификатом специалиста, то есть имеет право на осуществление медицинской деятельности в области здравоохранения.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Невинномысску Беспалова Л.П. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

В возражениях на исковое заявление указывает, что, согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

За периоды работы граждан до 01.11.1999 г. применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а за периоды работы граждан после 01.11.1999-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781.

Согласно представленным документам Багаева Л.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры участковой в Невинномысском филиале ЗАО «Краевой клинический диагностический центр». Указанный период работы не может быть включен в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по следующим основаниям: Так как Закрытое акционерное общество «Краевой клинический диагностический центр» не отнесено к учреждениям и не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, включить в медицинский стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нет основания. Так как стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> года <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня, Комиссия вынесла решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Багаева Л.И. в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что согласно представленным документам Багаева Л.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры Невинномысского филиала закрытого акционерного общества «Краевой клинический диагностический центр». Списками от 06.09.1991 № 464 и Списками от 29.10.2002 № 781, как и п.п. 11п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены учреждения здравоохранения, но не общества либо товарищества, в связи с чем, комиссия вынесла решение не включать в специальный медицинский стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Медицинский стаж работы заявительницы на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, вместо требуемых по закону 30 лет, в связи с чем, Комиссия при ГУ - УПФР по г. Невинномысску Ставропольского края вынесла решение об отказе Багаевой Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в силу болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они отражают смысл применения законов (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 этого же закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из норм действующего Закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, включены ли в настоящее время в Список те должности и те учреждения, в которых проходила их трудовая деятельность по осуществлению лечебной деятельности, если в период их выполнения, в соответствии с ранее действовавшим законодательством они засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую, независимо от возраста, при наличии определенного стажа. Иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.

В силу ст. 4 ч.2 и 15 ч.1 и 4 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции и исходить из такого толкования подзаконных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ст. 115 Конституции РФ).

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 ФЗ от 17.12.2001г. предусматривалось, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7 возраста: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Однако положения подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 во взаимосвязи с п. 1 и 2 ст. 31 данного Закона в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П. Позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, также позволяет сделать вывод о том, что утвержденные Правительством РФ Списки, определяющие применительно к пенсионному обеспечению понятие "учреждения здравоохранения", позволяют отнести к данным учреждениям и коммерческие организации здравоохранения.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ в ФЗ № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. внесены соответствующие изменения, действие которых в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяется на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.

Согласно представленной копии трудовой книжки, медицинский стаж работы Багаевой Л.И. составляет более 30 лет. В связи с этим, она обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску своим решением от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что медицинского стажа недостаточно для назначении такой пенсии, поскольку период ее работы в должности медицинской сестры ЗАО «ККДЦ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - не может быть включен в медицинский стаж, ссылаясь, что ЗАО «ККДЦ»- это акционерное общество, которое не является учреждением, а Списками от 06.09.1991г. №464 и списками от 29.10.2002 г. №781, как и п.п. 11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены учреждения здравоохранения, но не общества.

В силу вышеприведенных доводов указанное решение ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску является незаконным, поскольку оно нарушает права Багаевой Л.И. на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а период её работы в должности медицинской сестры кабинета ультразвуковой диагностики в Невинномысском филиале ЗАО «ККДЦ»» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковое заявление Багаева Л.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску от 04.03.2011 года об отказе Багаева Л.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску включить Багаева Л.И. период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску досрочно назначить Багаева Л.И. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение 10 дней с момента его изготовления в мотивированном виде 24.06.2011 года.

Судья С.И. Конева

Решение не вступило в законную силу.

Исполнил помощник судьи Власов П.А.