№ 2-1334/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Невинномысск 12 сентября 2011 года Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Товчигречко М.М., при секретаре Хатуовой А.С., с участием истца Заиченко Е.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г.Невинномысску Безкоровайной Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заиченко Е.В. к Государственному учреждению – Пенсионный фонд РФ по г. Невинномысску о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, УСТАНОВИЛ: Заиченко Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии указав, она, имея 25- летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, обратилась в марте 2011 г. в ГУ Управление за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Она работала воспитателем детского сада №11 Невинномысского шерстяного комбината с 01.08.1985 по 19.03.1986 г., воспитателем детского сада №28 треста Ставропольхимстрой с 01.04.1986 по 01.03.1991г. С 05.11.1991 г. по настоящее время она работает воспитателем в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» с момента открытия школы. На момент ее трудоустройства учебное заведение имело название - «Дом детства-школа», затем постановлением главы администрации г. Невинномысска №939 от 17.07.1997 г. дом-детства-школа переименовано в «Муниципальную школу - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением главы г.Невинномысска от 04.03.2002 г. № 309, учебное заведение переименовано в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». На основании распоряжения министерства имущественных отношений СК № 682 от 21.05.2005 г. у школы новое наименование - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школе- интернат № 23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VII вида» Приказом министерства образования СК от 01.02.2010 г. № 68-пр, школа переименована в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа- интернате № 23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида», так она и называется в настоящее время. 12 августа 2011 г. она получила из ГУ УПФ РФ г.Невинномысску решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости № 1072 от 20.07.2011 г., в связи с тем, что в Списке -должностей и учреждений от 06.09.1991 г. № 463 и от 29.10.2002 № 781 учреждение — дом-детства- школа- не предусмотрено. Считает решение об отказе ГУ УПФ РФ по г.Невинномысску незаконным, так как оно нарушает ее права на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку она имеет 25 лет стажа, дающего право на получение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Согласно п.3 ст. 28 этого же закона, списки соответствующих профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлениями Правительства РФ от 06 сентября 1991 года № 463 и от 29 октября 2002 года № 781 утверждались списки соответствующих должностей и учреждений. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, расчет стажа педагогическим работникам может производиться с учетом правил и норм ранее действовавшего законодательства. Считаю, что ее работа воспитателем в доме детства-школе г.Невинномысска может быть включена в стаж работы педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку согласно трудовой книжке, являющейся основным документом, подтверждающей мой трудовой стаж, она была принята 05.11.1991 г. в Дом детства-школу, а затем, как ранее указано, наименование учебного заведения менялось. С момента переименования в 1997 г. школы в «Муниципальную школу -интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управление ПФ засчитывает ей педагогический стаж. Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии как "дом детства- школа" в вышеуказанных Списках действительно отсутствует. В постановлении исполкома Невинномысского городского Совета народных депутатов от 11.07.1991 г. № 505 указано: «в связи с введением в строй учебного заведения на 340 мест, открыть в микрорайоне №11 «Дом-детства — школу» - учебное заведение нового типа краевого значения», изначально указано, что дом детсва-школа является школьным образовательным учреждением. С 1991 г. она работала в должности воспитателя с одними и теми же обязанностями. Цели, задачи указанного школьного образовательного учреждения после реорганизаций и переименований не изменились, стались прежними. В соответствии с законом РФ «Об образовании» образовательным -является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Закон об образовании кроме того содержит перечень учреждений, относящихся к образовательным и причем данный перечень не является исчерпывающим. Дом детства- школа осуществляла образовательный процесс и являлась образовательным муниципальным учреждением. Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, приведет к ограничению ее конституционного права на социальное обеспечение. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и предусмотренные ст. 39 Конституции РФ - право на пенсию, могут быть ограничены лишь Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государства. Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Пунктом 1.1 устава муниципального образовательного учреждения муниципального образовательного учреждения Невинномысского специализированного дома детства-школы», утвержденного городским отделом образования от 01.09.1995 г., определено, что данное образовательное учреждение является муниципальным общеобразовательным учреждением «Невинномысский специализированный Дом детства -школа для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также умственно отсталых детей г.Невинномысска. Учреждение призвано осуществлять обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития по специальным формам и учебным планам, профессионально- рудовое обучения и проф.ориентацию с целью наиболее полной адаптации и интеграции к жизни в обществе», в соответствии с п. 3.5 Устава, дом детства-школа осуществляет образовательный процесс на основании специальных учебных планов и программ Истец Заиченко Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Безкоровайная Ю.Е., в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в обжалуемом решении комиссии. Изучив материалы дела, выслушав истицу, представителя УПФ РФ по г.Невинномысску, суд считает, что исковые требования Заиченко Е.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Согласно п.3 ст. 28 этого же закона, списки соответствующих профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В судебном заседании было установлено, что заявительница, имеющая специальный стаж работы 25 лет на 19.04.2011г., обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Невинномысску с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ УПФ РФ по г.Невинномысску № 1072 от 20.07.2011г. Заиченко Е.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с тем, что из специального стажа был исключен период работы с 05.11.1991г. по 17.07.1997г., а именно тот период времени когда «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида» была зарегистрирована как «дом детства- школа». Данное решение УПФ РФ по г.Невинномысску, по мнению суда, незаконно. В силу п. 3 ст. 1 ФЗ № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.10 п. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В целях единообразного применения настоящего закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям пп.10 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ и Правила исчисления периодов такой работы утверждены постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г., которые применяются при разрешении вопроса о наличии права на досрочное назначение пенсии по старости за любые периоды педагогической деятельности. Указанным Списком, утвержденным Постановлением Правительства № 781, предусмотрены такие учреждения для детей как школы всех наименований. Разделом «Наименование должностей» Списка предусмотрены должности «учитель» и « воспитатель». Доводы ответчика о недопустимости включения в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периода работы истца в должности воспитателя в «дом детства- школа» с 05.11.1991г. по 17.07.1997г. по тем основаниям, что действующий Список не предусматривает такое учебное заведение, суд считает несостоятельными, поскольку действующим Списком предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по правилам пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ школы всех наименований. В спорные периоды реализация пенсионных прав осуществлялась в рамках иных пенсионных законов- закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» и ФЗ РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. При этом Постановлением № 463 от 6 сентября 1991 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет предусматривалось. Что в указанный стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком. Данным Списком № 463 предусматривались школы всех типов и наименований, школы-детские сады. Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства ( ст. 7 ч. 1 ) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в том числе и предоставление человеку средств к существованию, каковым является пенсионное обеспечение. Принципы правовой справедливости предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. придание обратной силы закону, ухудшающему положения граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1,2,18,54,55 и 57 Конституции РФ. Правовая позиция, изложенная КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г., конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 г., Постановлении КС РФ № 2-П от 29.01.2004 г. и означает, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Реализуя названные предписания Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17 октября 2003 г. № 70 утвердило Разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28 ФЗ № 173-ФЗ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ № 173-ФЗ. При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Кроме этого, суд отмечает, что несмотря на отсутствие Дома детства-школы в Списке, истец выполняла обязанности воспитателя, аналогичные обязанностям воспитателя в иных учреждениях, предусмотренных Списком. С учетом изложенного суд считает установленным, что ответчиком неправомерно не был включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Заиченко Е.В. период ее работы в должности воспитателем в Невинномысском доме детства - школе с 05.11.1991 по 17.07.1997 г. Поскольку специальный стаж истицы на момент рассмотрения Управлением пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску её заявления о назначении досрочной трудовой пенсии составлял более 25 лет, следовательно, она имеет право на получение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Заиченко Е.В. удовлетворить. Признать решение ГУ Управления пенсионного фонда РФ по СК в г.Невинномысске об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Заиченко Е.В. № 1072 от 20.07.2011 г. незаконным. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю в г.Невинномысске включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Заиченко Е.В. период работы воспитателем в Невинномысском доме детства- школе с 05.11.1991 по 17.07.1997 г., и назначить ей пенсию по старости с момента обращения за назначением досрочной пенсии по ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 19.04.2011 г. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Невинномысского городского суда М.М. Товчигречко решение не вступило в законную силу исп. помощник судьи С.В. Прокопов