решение по и\з Болдырева А.В. к ГУУ ПФ РФ о признании незаконным решения комиссии ГУ УПФ РФ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 20.09.2011



Дело № 2- 1411/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.В.

при секретаре Забара Н.П.

с участием истца Болдырева А.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ по доверенности № 01/01-23-80 от 31.08.2011 года Бовтута Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева А.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, об обязании ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края включить в специальный стаж период работы с 14.02.1983 года по 02.02.1994 года,

установил:

Болдырев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ (далее ГУ УПФ РФ) по г. Невинномысску, в котором просит признать незаконным решение от 02 августа 2011 года об отказе ему в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с момента его обращения с заявлением о назначении такой пенсии.

Истец Болдырев А.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить. В обоснование заявленных исковых требований, пояснил что обратился в ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п 1 п. 1 ст. 27 ФЗ 173 «О трудовых пенсиях в РФ» с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 указанного закона, на 1 год за каждый 1 год такой работы при условии достижения мужчинами 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, должностное лицо – начальник ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску своим решением отказал в назначении такой пенсии, мотивируя тем, что в расчет стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включены периоды работы, по причине отсутствия уточняющих справок и несоответствия с перечнем профессий и должностей, содержащихся в Списках № 1, 2. В итоге оказалось, что он имеет общий трудовой стаж для определения права на пенсию 28 лет 4 месяца 28 дней, в том числе стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости 2 года 3 месяца 26 дней. Он не согласен с вынесенным решением, так как он имеет необходимый стаж, который дает ему право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке, архивными справками. Предприятие ГИПМП «Северодонецкий ОРГХИМ», на котором он работал, занималось производством аммиака, аналогично его работе в ОАО «Невинномысский Азот», справка из которого принята к расчету в ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску. Характер и условия его работы в «Северодонецкий ОРГХИМ» соответствуют Списку № 1 раздела VIII Химическое производство подраздел «А», дающего право на льготное пенсионное обеспечение.

Представитель ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Бовтута Е.В. иск не признала и пояснила, что назначение досрочных трудовых пенсий по старости производится в строгом соответствии со Списками № 1,2, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 и Кабинета министров ССР от 26.01.1991 года № 10, обоснованность применения которых с 01.01.2002 года подтверждена постановлениями Правительства РФ от 18.07.2003 года № 537 и от 24.04.2003 года № 239. В случаях, если Списками предусмотрены дополнительные требования к характеру и условиям труда, предприятием должна предоставляться справка, уточняющая необходимые сведения на основании первичных документов, соответствующих по времени периоду работы, а также подтверждающая постоянную занятость выполнения работ в течение полного рабочего дня. Из справки от 28.01.2011 года № 4, представленной Болдыревым А.В., выданной ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ», следует, что в период с 14.02.1983 года по 02.02.1994 года он работал в позиции 1080А010 подраздела № 1 раздела VIII Химическое производство Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, однако не усматривается, что ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ» относится к химической или нефтехимической отрасли промышленности и отнести период с 14.02.1983 года по 02.02.1994 года к подразделу «А» раздела VIII Списка № 1, согласно которому правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, руководители и специалисты нет основания. Таким образом, должностное лицо – начальник ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску вынес законное решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Заслушав объяснения истца Болдырева А.В., представителя ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Бовтута Е.В., исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 января 2001 года № 173 – ФЗ, право на досрочную трудовую пенсию по достижении возраста 50 лет имеют мужчины, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не м менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 вышеназванного Федерального закона, на один год за каждый год такой работы.

Назначение досрочных трудовых пенсий по старости производится в соответствии со Списками № 1, 2 утвержденными постановлениями Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 и кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, обязанность применения которых с 01 января 2002 года подтверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 537 и 24 апреля 2003 года № 239.

Болдырев А.В. работал в ГИПМП «Северодонецкий ОРГХИМ» в цехах и производствах, предусмотренных Списками № 1 и 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10:

- с 14 февраля 1983 года по 01 августа 1985 года в качестве инженера по производству аммиака, что соответствует разделу VIII «Химическое производство» Списка № 1.

- с 01 августа 1985 года по 02 ноября 1987 года в качестве старшего инженера, что соответствует разделу VIII «Химическое производство» Списка № 1.

- с 02 ноября 1987 года по 02 февраля 1994 года в качестве инженера по наладке и испытаниям 2 категории, что соответствует разделу VIII «Химическое производство» Списка № 1.

Основным документом, подтверждающим работу с особыми условиями труда, является трудовая книжка. Как следует из материалов дела, трудовая книжка Болдырева А.В. заполнена в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, и в нее внесены записи о работе истца в ГИПМП «Северодонецкий ОРГХИМ».

Однако, суд учитывает доводы представителя ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску о недостаточности при назначении досрочной трудовой пенсии только трудовой книжки, поскольку анализ Списка № 1 показывает, что необходимы дополнительные требования к характеру и условиям труда.

Согласно документам, имеющимся в материалах дела, в частности справки, уточняющей льготный характер работ, подтвержден факт работы Болдырева А.В., в указанные периоды и на указанных должностях.

Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на иск о том, что справка, уточняющая льготный характер работ, не принята для назначения песни в связи с тем, что в ней не усматривается, что ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ» относится к химической или нефтехимической отрасли промышленности и из данной справки не усматривается, что Болдырев А.В. в должности инженера по наладке и испытаниям выполнял функции, соответствующие функциям ремонтного персонала, а должность инженера по наладке и испытаниям Списком № 1 не предусмотрена, суд находит несостоятельными, поскольку согласно Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190… в подтверждение трудового стажа принимаются справки предприятий, учреждений, организаций, выданные работнику своевременно, при увольнении с работы, в которых не имеется основание их выдачи. Помимо этого, справка от 28.01.2011 года ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску не оспорена и содержит все необходимые данные, предъявляемы к справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения трудовой пенсии по старости и, подтверждающие постоянную занятость в особых условиях труда.

Довод же представителя ответчика об отсутствии у последнего Устава ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ», из содержания которого усматривалось бы принадлежность предприятия к химической или нефтехимической отрасли промышленности, не может быть принят во внимание, поскольку из объяснений представителя ответчика следует, что данный документ ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску не истребовался, истец о необходимости представления данного документа в известность не ставился, и, соответственно, последним ответчику была представлена вышеназванная справка, уточняющая особый характер работы. Кроме того, обязанность представлять Устав предприятия действующим законодательством на гражданина не возлагается.

Следует также отметить, что в материалах пенсионного дела Устав ОАО «Невинномысский Азот» отсутствует, и данное обстоятельство не явилось препятствием к включению в льготный стаж периодов работы истца на указанном предприятии. В то время как отсутствие Устава ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ» явилось одной из причин не включения оспариваемого периода работы истца.

Кроме того, по подразделу «А» досрочная трудовая пенсия по старости назначается всем рабочим, руководителем и специалистам независимо от наименования профессии или должности, которые перечислены в Списке №1.

При этом, в справке от 28.01.2011 года № 04, выданной ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ» четко указано, что в период с 14.02.1983 года по 02.02.1994 года Болдырев А.В. работал в условиях соответствующих позиции 1080А010 подраздела № 1 раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

Список № 1 раздела VIII «Химическое производство» разделен на два подраздела «А» и «Б». При этом подраздел «А» включает в себя еще два подраздела «1» и «2». Общий код позиции для раздела VIII «Химическое производство» отмечен как 10800000. Если это подраздел «А», то в общий код позиции добавляется буква А, указывающая на этот подраздел. Если это подраздел «Б», то в общий код позиции добавляется буква Б (то есть 1080А000 или 1080Б000). В данной справке указана позиция 1080А010, что означает подраздел «А», а цифра 1, указанная в позиции 1080А010, говорит о том, что он работал полный рабочий день в производстве аммиака.

Справка была выдана на основании следующих документов: личной карточки формы Т – 2, приказов, договоров с предприятиями, расчетно-платежных ведомостей, табелей учета рабочего времени во вредных условиях труда, учетной карточки специалиста, журнала учета рабочего времени во вредных условиях труда. Из представленных документов усматривается, что предприятие ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ» относится к химической отрасли промышленности и имеются основания в расчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии включить стаж работы Болдырева А.В. в условиях соответствующих позиции 1080А010 подраздела № 1 раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1 в организации ГИПМП «Северодонецкий ОРГХИМ» в период с 14.02.1983 года по 02.02.1994 года.

Кроме того, согласно должностной инструкции инженера по наладке и испытаниям, что не опровергнуто ответчиком, инженер по наладке и испытаниям относится к категории специалистов, но не к ремонтному персоналу как об этом указано в протоколе ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску, а специалисты согласно подразделу «А» раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1 пользуются правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В связи с чем, указанный период подлежит зачету в специальный стаж по Списку № 1. К вышеуказанному выводу суд пришел так же исходя из письма № 40 -1733 исх. от 26 мая 1995 года Министерства социальной защиты населения РФ «О льготном пенсионном обеспечении работников предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности.

Рассматривая настоящий спор, суд приходит к выводу о том, что протокол решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Болдыреву А.В. № 1188 от 02.08.2011 года в части не включения в льготный стаж периода работы Болдырева А.В. в должности инженера по производству аммиака, старшего инженера, инженера по наладке и испытаниям П категории в ГИМПМП «Северодонецкий ОРГХИМ», в том числе носит предположительный характер, а, именно, из текста протокола следует: «…Болдырев А.В. работал в должности инженера по наладке и испытаниям, которая не может быть отнесена к основным работника, занятым в производстве химической продукции. Данная должность может быть отнесена к ремонтному персоналу». Такие выводы, носящие предположительный характер (может быть, не может быть), при решении вопроса о праве гражданина Российской Федерации на социальное обеспечение по возрасту, закрепленном основным Законом Конституцией РФ не допустимы, носят ограничительный и неконституционный характер.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и предусмотренные ст. 39 Конституции РФ – право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.., могут быть ограничены лишь Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государства.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, в связи с чем решение должностного лица ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску об отказе в назначении Болдыреву А.В. пенсии на льготных условиях от 02 августа 2011 года, вынесенное по документам, представленным истцом, в том числе по справке ОАО «Невинномысский Азот» № 191 от 14.02.2011 года, по справке ЗАО «Северодонецкий ОРГХИМ» № 04 от 28.01.2011 года (л.д. 25, 26) следует признать незаконным, обязать ответчика ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску включить в льготный стаж оспариваемый период работы в ГИМПМП «Северодонецкий ОРГХИМ» и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 28 апреля 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 39, 55 Конституции РФ, ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17 декабря 2001 года, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Болдырева А.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску № 1188 от 02 августа 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Болдыреву А.В..

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску включить Болдыреву А.В. периоды работы с 14 февраля 1983 года по 02 февраля 1994 года в должности инженера по производству аммиака, старшего инженера, инженера по наладке и испытаниям П категории в ГИМПМП «Северодонецкий ОРГХИМ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску назначить Болдыреву А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 28 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня составления со дня составления мотивированного решения 26.09.2011 года.

Судья В.В. Филатова

Решение в законную силу не вступило.

Исполнил помощник судьи Бакаева О.И.