дело № 2- 1435/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Невинномысск 24 октября 2011 г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Мирошниченко Д.С., при секретаре судебного заседания Степановой К.С., с участием заявителя Сурковой С.А., полномочного представителя ответчика по доверенности ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края Беспаловой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сурковой С.А. об оспаривании решения ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края, УСТАНОВИЛ: Суркова С.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску указав, что решением ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Невинномысску от 9.08.2011 г. ей, Сурковой С.А., отказано в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с педагогической деятельностью. В обосновании отказа в досрочном назначении Комиссией не были включены периоды работы: 12.05.1983 года по 2.07.1986 года - в связи с работой на выборной должности секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ; с 2.07.1986 г. по 26.08.1987 года - работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, как должность не предусмотренную списками должностей и учреждений от 6.09.1991 г. № 463, а также от 29.10.2002 г. № 781. Неправомерные действия Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Невинномысску подтверждаю следующим: В соответствии с п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Согласно п. 3 ст. 28 этого же закона, списки соответствующих профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены списки соответствующих должностей и учреждений. Также в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, расчет стажа педагогическим работникам может производиться с учетом правил и норм ранее действовавшего законодательства. В период с 12.05.1983 г. по 2.07.1986 г. Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ. Считает, что указанный период подлежит включению в стаж ее педагогической работы по следующим основаниям: - в соответствии п. п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397) «Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах». Указанное постановление не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 г. согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953. Следовательно, период с 12.05.1983 года по 02.07.1986 года по 31.08.1995 года подлежит включению в специальный стаж ее работы, то есть в педагогический стаж. В период с 2.07.1986 года по 26.08.1987 года она работала в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе с детьми. В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением правительства РФ, указана должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Фактически она занималась воспитательной работой с детьми. Запись в трудовую книжку была внесена не точно. Соответственно период с 2.07.1986 г. по 26.08.1987 г. подлежит включению в педагогический стаж моей работы. Таким образом, на 15.08.2011 г. ее педагогический стаж составляет 25 лет 6 дней, и она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Кроме того, право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по вопросу для граждан, работающих в сфере образования, то отказ в назначении пенсии в зависимости от ошибочной записи в трудовой книжки является необоснованным и ведет к ущемлению ее конституционных прав. Истец Суркова С.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просив включить ей в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ, в период с 17.05.1983 г. по 2.07.1986 г., а так же просила назначить ей трудовую пенсию с 15.07.2011 г.. От остальных исковых требований в части взыскании с УПФ РФ судебных расходов по уплате государственной пошлины отказалась. Представитель ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Беспалова Л.П. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, полностью поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление из которых следует, что С заявлением Сурковой С.А. о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по городу Невинномысску Ставропольского края (далее Управление), об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ не согласны, по следующим основаниям: Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости определяется в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В указанных статьях Закона обозначены условия назначения гражданам досрочных трудовых пенсий по старости и определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781). В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. За периоды работы граждан до 1.11.1999 г. применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463, а за периоды работы граждан после 1.11.1999 г. список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067. Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 г. производится в соответствии со списком № 781 и правилами № 781. Согласно представленным документам Суркова С.А. в период с 17.05.1983 г. по 2.07.1986 г. работала в выборной должности секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 1 октября 1993 г. (отменено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой) предусматривалось включение в выслугу лет выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Согласно постановлению Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Так как, на день отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Сурковой С.А. не отработано достаточного педагогического стажа (25 лет), включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической работой, период работы в выборной должности с 17.05.1983 г. по 2.06.1986 г., нет основания. Не включен в педагогический стаж и период работы Сурковой С.А. с 3.07.1986 г. по 25.08.1987 г. в должности воспитателя внеклассной и внешкольной работы с детьми, поскольку действующим пенсионным обеспечением предусмотрено право на досрочное назначение пенсии организаторам по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми. Так как, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии составляет 20 года 8 месяцев 19 дней, что не достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Управлением отказано в назначении пенсии с 15.07.2011 г.. Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в процессе, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: В соответствии с п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Согласно п. 3 ст. 28 этого же закона, списки соответствующих профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены списки соответствующих должностей и учреждений. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены списки соответствующих должностей и учреждений. В судебном заседании было установлено, что заявительница, имеющая специальный стаж работы 25 лет 6 дней на 15.07.2011 г., обратилась в УПФ РФ по г. Невинномысску с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ УПФР РФ по г. Невинномысску, протокол № 1876 от 9.08.2011 г., исследованным судом, в назначении досрочной пенсии по старости истице действительно было отказано за отсутствием требуемого по закону 25 летнего педагогического стажа, дающего право для назначения пенсии. К зачету не был принят период ее работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, с 2.07.1986 г. по 26.08.1987 г. со ссылкой на то, что наименование должности «организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми» не предусмотрено разделом «списками должностей и учреждений» от 6.09.1991 г. № 463, и списка от 29.10.2002 г. № 781. Суд считает не основанными на законе выводы, содержащиеся в данном решении и положенные в обоснование отказа истцу в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, выборной и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, поскольку спорные периоды трудовой деятельности истца проходили в рамках действия иного пенсионного законодательства. В то время, когда истец работал в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, с 2.07.1986 г. по 26.08.1987 г. действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с которым пенсия за выслугу лет работникам просвещения назначалась при стаже по специальности не менее 25 лет, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения. Согласно правовой позиции, изложенной КС РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Изложенное свидетельствует о том, что период работы истца в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми подлежит зачету в стаж работы истца по специальности. Действительно, п. 4 данного Положения, предусматривалось, что время работы в должностях, предусмотренных п. 2 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Кроме того Сурковой С.А. также к зачету не был принят период ее работы в должности секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ, с 12.05.1983 г. по 2.07.1986 г.. Суд считает не основанными и вышеуказанные на законе выводы, содержащиеся в данном Решении и положенные в обоснование отказа истцу в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, выборной и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, поскольку спорные периоды трудовой деятельности истца проходили в рамках действия иного пенсионного законодательства. В соответствии п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397) «Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах». Указанное постановление не применяется на территории РФ с 1.10.1993 г. согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Следовательно, период с 12.05.1983 года по 2.07.1986 год подлежит включению в специальный стаж работы, то есть в педагогический стаж. Изложенное свидетельствует о том, что период работы истца в должности секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ подлежит зачету в стаж работы истца. Как усматривается из материалов дела на момент обращения истца к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости 9.08.2011 г. у нее без учета периода работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми и секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ, было выработано в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, поскольку принятый к зачету ответчиком педагогический стаж составлял 20 лет 8 месяцев 19 дней. С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что с учетом спорных периодов трудовой деятельности в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми и секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ у истца по состоянию на 15.07.2011 г. был выработан 25 летний педагогический стаж, дающий право для назначения пенсии, решение ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску протокол № 1876 от 9.08.2011 г. об отказе истцу в назначении пенсии является незаконным, следовательно она имеет право на получение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Сурковой С.А. - удовлетворить. Признать решение ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края № 1876 от 9.08.2011 г., которым Сурковой С.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью незаконным. Обязать ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края включить Сурковой С.А. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми в период с 2.07.1986 г. по 26.08.1987 г.. Обязать ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края включить Сурковой С.А. в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности секретаря Кочубеевского районного комитета ВЛКСМ, в период с 17.05.1983 г. по 2.07.1986 г.. Обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> края, назначить Сурковой С.А. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с первоначальной даты обращения то есть с 15.07.2011 г.. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Д.С. Мирошниченко Не вступило в законную силу Исполнил помощник судьи Чайкин Е.В.