Дело № 2-1359/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 октября 2011г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Яковенко М.Ю. при секретаре Апсава О.И. с участием старшего помощника прокурора г.Невинномысска Ворониной О.В. а также истца Марченко А.С., представителя ответчика Администрации г.Невинномысска Камышовой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Невинномысска в интересах Марченко А.С. к Администрации г.Невинномысска о понуждении предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение у с т а н о в и л : Прокурор г.Невинномысска в интересах Марченко А.С. обратился в суд с иском к Администрации г.Невинномысска и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о понуждении приобрести вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств краевого бюджета, ссылаясь на то, что Марченко А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включен в список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Невинномысска. В соответствии с п.2 ч.2. ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п.7 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004г. № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006г. № 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья). В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Постановлением главы г.Невинномысска от 29.04.2009г. на основании личного заявления Марченко А.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади согласно действующему законодательству. Однако до настоящего времени Марченко А.С. жильем не обеспечен. Данный факт указывает на то, что на протяжении длительного периода времени администрация города Невинномысска не предпринимает мер, направленных на обеспечение Марченко А.С. жилым помещением, что в свою очередь влечет грубое нарушение его социальных прав, поскольку он относится к социально незащищенной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно защитить свои права не может. Впоследствии Прокурор г.Невинномысска в интересах Марченко А.С. обратился в суд с уточненным иском к Администрации г.Невинномысска о понуждении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения. Старший помощник прокурора г.Невинномысска Воронина О.В. и истец Марченко А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просят обязать Администрацию г.Невинномысска за счёт средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Марченко А.С. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения. Представитель ответчика Администрации г.Невинномысска Камышова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Марченко А.С. действительно состоит на учёте как нуждающийся в жилом помещении. В результате недостаточного финансирования образовалась очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Марченко А.С. в указанном списке под номером 156. На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Невинномысска 22.09.2011г. ему было распределено по договору социального найма жилое помещение - квартиру № дома № по <адрес> в г.Невинномысске. Данная квартира соответствует всем требованиям: квартира находится в черте города Невинномысска, не является ветхой, в квартире имеются газовые и водные счётчики. Однако Марченко А.С. письменно отказался от получения квартиры по договору социального найма, написав заявление о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья. На сегодняшний день Марченко А.С. также состоит на учёте в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером № 156. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Изучив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора г.Невинномысска Воронину О.В., истца Марченко А.С., представителя ответчика Администрации г.Невинномысска Камышова А.А., суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.1 указанного выше Федерального закона относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Кроме того, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.7 ч.2 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. При этом ст.2 указанного выше Закона Ставропольского края предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. В соответствии со ст.1 п.7 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ставропольском крае отдельными государственными полномочиями ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, а в силу ст.6 указанного выше Закона Ставропольского края финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Как установлено в судебном заседании, Марченко А.С., 11.05.1992 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с ноября 2007г. и до совершеннолетия находился под попечительством Марченко А.И. Жилое помещение за ним закреплено не было, недвижимого имущества по праву собственности он не имеет. Постановлением главы г.Невинномысска № 1374 от 29.04.2009г. Марченко А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список общей очереди ( № 6106) и в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа ( № 226). Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. Таким образом, поскольку Марченко А.С. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исковые требования Прокурора г.Невинномысска, заявленные в его интересах, о возложении на Администрацию г.Невинномысска обязанности за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Марченко А.С. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Прокурора г.Невинномысска в интересах Марченко А.С. удовлетворить. Обязать Администрацию г.Невинномысска за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Марченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 14.10.2011г. Судья Яковенко М.Ю. Решение вступило в законную силу 24 октября 2011 года. Исполнил помощник судьи Рябинина М.Ф.