решение по и/з прокурора г. Невинномысска в интересах Богданова С.А. к администрации г. Невинномысска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения от 21.11.2011г.



Дело № 2-1738/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск 21 ноября 2011 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Солдатовой С.В.,

при секретаре судебного заседания Железняковой Е.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г. Невинномысска Дудченко Е.Н., лица, в чьих интересах действует прокурор г. Невинномысска – Богданова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Невинномысска в интересах Богданова С.А. к администрации г. Невинномысска о возложении обязанности по предоставлению вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор г. Невинномысска, действуя в интересах Богданова С.А., обратился в суд с иском к администрации г. Невинномысска об обязании администрации города Невинномысска Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Богданову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, ссылаясь на то, что в прокуратуру города Невинномысска обратился Богданова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлением о защите его прав и оказании помощи в получении жилого помещения. Установлено, что Богданов С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включен в список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Невинномысска. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п.7 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края ни социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья). В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Данным Постановлением уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Постановлением главы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ Богданов С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно действующему законодательству, однако до настоящего времени Богданов С.А. жильем не обеспечен. Данный факт указывает на то, что на протяжении длительного периода времени администрация города Невинномысска не предпринимает мер, направленных на обеспечение Богданова С.А. жилым помещением, что в свою очередь влечет грубое нарушение его социальных прав, поскольку он относится к социально незащищенной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно защитить свои права не может. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если он обратился к нему с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Помощник прокурора г. Невинномысска Дудченко Е.Н. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить исковые требования.

Богданов С.А. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Невинномысска в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.

В отзыве на исковое заявление указала, что в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз (ред. от 04.02.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывает на то, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате недостаточного финансирования образовалась очередь нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Богданова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в указанном списке под номером 79. Предоставление ему жилья в обход детей-сирот, вставших на учет раньше Богданова С.А., будет являться нарушением их права на обеспечение жильем в льготном порядке.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, известив телефонограммой о рассмотрении дела в его отсутствие, заявив о разрешении спора на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством, отметив, что администрации г. Невинномысска было выделено соответствующее финансирование в объеме действующих лимитов.

Суд, выслушав представителя истца, Богданова С.А., изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Невинномысска, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Богданов С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включен в список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Невинномысска.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края ни социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья).

В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Данным Постановлением уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Постановлением главы города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ Богданов С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно действующему законодательству, однако до настоящего времени Богданов С.А. жильем не обеспечен.

Суд считает необходимым отметить, что Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи, с чем несостоятельны доводы ответчика о том, что Богданов С.А. стоит в очереди под номером 79 и предоставление ему жилья в обход детей-сирот, вставших раньше на очередь, будет являться нарушением их прав.

На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора г. Невинномысска в интересах Богданова С.А. об обязании администрации города Невинномысска Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Богданову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора г. Невинномысска удовлетворить.

Обязать администрацию города Невинномысска Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Богданову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней.

Судья С.В. Солдатова

Решение не вступило в законную силу

Исп. помощник судьи Хатков Р.М.