решение по и\з Биличенко М.В. к линейному Управлению МВД РФ на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по СевКавФО об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц от 28.11.2011



Дело № 2-1417/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Красновой Т.М.

при секретаре Лобановой Е.Е.,

с участием представителя заявителя Биличенко М.В. - Биличенко Н.А., адвоката Назарян С.С, представителей ответчиков <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу - Туряница Д.В., Райтаровской И.С, представителя ответчика отдела МВД России по <адрес>, третьего лица ГУ МВД России по Ставропольскому краю - Шевчук И.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Биличенко М.В. к <данные изъяты> линейному Управлению МВД РФ на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу, отделу МВД России по г. <адрес> об оспаривании действий ( бездействия) должностных лиц, о восстановлении на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, о признании незаконным отказ во включении в состав участников подпрограммы« Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, об обязании включения в число участников указанной подпрограммы, по встречному иску Управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу к Биличенко М.В. о признании утратившим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании несоответствующим требованиям, установленным п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 для включения в состав участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « Федеральной целевой программы « Жилище» на 2011- 2011 годы»

установил:

Биличенко М.В. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к <данные изъяты> линейному Управлению МВД РФ на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу, отделу МВД России по г. <адрес> об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, о восстановлении на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, о признании незаконными действия <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо - Кавказскому Федеральному округу, выразившиеся в отказе во включении Биличенко М.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, об обязании включения в число участников указанной подпрограммы.

Управление на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу обратились со встречным иском к Биличенко М.В. о признании его утратившим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое постоянное место жительства и прекращением трудовых отношений, о признании несоответствующим требованиям, установленным п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 для включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2011 годы».

Истец Биличенко М.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с участием его представителей Биличенко Н.А. и адвоката Назарян С.С., в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, учитывая при этом мнение сторон, рассматривает дело в отсутствие данного лица.

Представитель Биличенко М.В. – Биличенко Н.А в судебном заседании исковые требования Биличенко М.В. поддержала, в обоснование иска ею даны пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, из которых следует, что с марта 1992 года по январь 2011 года Биличенко М.В. проходил службу в органах внутренних дел. 29.05.1992г. Биличенко М.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на квартирный учет <данные изъяты> ОВД - номер очереди . Одновременно в администрации города <адрес> он также был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В декабре 1995 г. Биличенко М.В. был переведен для дальнейшего прохождения службы в УВД Мурманской области, где временно проходил службу до декабря 1997 г., с января 1998 г. продолжил службу в <данные изъяты> ОВД Ставропольского края. В августе 2001 г. приказом ГУВД по СК от 17.08.2001г. за он был откомандирован (переведен) в распоряжение Северо-Кавказского УВДТ МВД России и назначен на должность <данные изъяты> ЛОВД на станции <адрес>. После перевода он сразу же в конце августа 2001 года обратился с рапортом на имя начальника ЛОВД ст. <адрес> о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по ЛОВД, что являлось основанием для истребования его учетного дела для постановки на квартирный учет с места прежней службы. К рапорту были приложены все необходимые документы, в том числе о составе своей семьи (супруга, ребенок), отсутствии права на иное жилье и т.д. Впоследствии, он ежегодно предоставлял все требуемые для учета его как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, документы, в том числе из администрации г. <адрес>. 31.01.2011г. он был уволен из ЛОВД на <адрес> в связи с заболеванием. В последующем он обратился с заявлением в Управление на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу о включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.», однако ответчик письмом 22.06.2011г. уведомил, что истец не может принять участие в реализации указанной подпрограммы, по линии МВД России, поскольку после перевода из ОВД <адрес> в ЛОВД на <адрес> Биличенко М.В. не представил учетное дело для рассмотрения вопроса жилищно-бытовой комиссии и о включении его в соответствующий список сотрудников ЛОВД, а потому в настоящее время он не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах и подразделениях МВД России, с чем истец не согласен, так как и ОВД <адрес>, и ЛОВД станции <адрес> относятся к структуре МВД России, и у ответчика нет правовых оснований ограничивать истца, состоящего с 1992 года на квартирном учете, в получении государственного жилищного сертификата. В конце августа 2011 г. из справки, представленной в суд, истцу стало известно о том, что якобы 01.01.1996 года он был снят с квартирного учета в ОВД г. Невинномысска в связи с откомандированием его в распоряжение УВД Мурманской области, что он считает незаконным, так как ни в январе 1996 г., ни впоследствии должностные лица отдела МВД России по <адрес> его в известность об этом факте не поставили, вопрос о снятии его с квартирного учета на рассмотрение ЖБК Невинномысского УВД не выносился и не рассматривался, а потому он полагал, что по-прежнему стоит с 29 мая 1992 года на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел. По возвращению из Мурманской области в январе 1998 г., истец продолжал предоставлять в Невинномысский ОВД, документы о составе своей семьи и иные документы, необходимые для вышеуказанного учета. Считает, что действия должностных лиц отдела МВД России по <адрес> по снятию истца 01.01.1996 г. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, а также бездействие, связанное с не истребованием его учетного дела из УВД Мурманской области в целях постановки его на учет нуждающихся после января 1998 года, с неисполнением надлежащим образом требований закона по постановке его на учет, направлению в августе 2001 года его учетного дела в ЛОВД на <адрес>, являются незаконными, нарушающими его право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на2011-2015г.

Незаконными считает и бездействие должностных лиц ЛОВД на <адрес>, выразившиеся в не постановке истца на учет и не включения его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем истцу фактически стало известно лишь в мае 2011 года, а в ходе рассмотрения заявления об обжаловании действий должностных лиц, стало известно, что его учетное дело из УВД по <адрес> не было истребовано, в списке, подаваемом в ЖБК Управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу его имя отсутствует, как отсутствует и в книге учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя им фактически с момента перевода был подан рапорт с соответствующими документами и ежегодно весной предоставлял документы, требуемые для учета его как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел. Просит исковые требования истца удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречных требований отказать, так как истец не утратил состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел и соответствует требованиям, установленным п. 5 Правил, поскольку состоит на учете на улучшение жилищных условий в органах МВД РФ с 1992г., аналогично в администрации <адрес>, имеет требуемый стаж работы по линии МВД РФ, содержался за счет Федерального бюджета, уволен с органов МВД РФ по состоянию здоровья, а потому вправе участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050.

Представитель истца Биличенко М.В. – адвокат Назарян С.С. поддержала исковые требования Биличенко М.В., в удовлетворении встречных исковых требований ответчика просит отказать, обосновав свою позицию доводами, изложенными в исковом заявлении. Считает, что сроки исковой давности по заявленным истцом исковым требованиям об обжаловании действий должностных лиц ОМВД России по г. <адрес>, а также действий сотрудников ЛОВД на <адрес> не пропущены. Биличенко М.В. обратился в суд с соответствующим заявлением в трехмесячный срок со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Так, о том, что он не состоит в федеральном органе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЛОВД на <адрес> истец узнал только в конце апреля 2011 г. после получения сообщения от ответчика, после чего в предусмотренный законом срок 26.07.2011 г. он обращается за защитой своих прав в Невинномысский городской суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ. Уже после принятия заявления к рассмотрению, в ходе производства по делу стало известно о наличии спора о праве, подведомственном суду, в связи с чем в порядке главы 25 ГПК РФ требования истца рассмотрены быть не могли в силу объективных причин. Определением Невинномысского горсуда заявление Биличенко М.В., а не исковое заявление, было оставлено без рассмотрения и разъяснена необходимость оформления искового заявления с соблюдением правил ст. 131 и 123 ГПК РФ. Еще до вступления данного определения в законную силу истец уже обращается в суд с исковыми требованиями и его заявление принимается к производству судом. В ст. 204 ГК РФ речь идет о последствиях оставления без рассмотрения именно искового заявления. Законодатель, предусматривая соответствующие последствия, имел в виду виновные действия заявителя, который при обращении в суд не соблюдает условия, предусмотренные ст.ст. 131 и 132 ГПК РФ. Биличенко М.В., обращаясь в суд 26.07.2011 г., подал заявление в установленном законом порядке с соблюдением всей условий. Поэтому в данном случае предъявлением 26.07.2011 г. заявления в суд, в соответствии со ст. 203 ГК РФ трехмесячный срок исковой давности для Биличенко М.В. прервался и должен был возобновиться после вступления в законную силу определения суда от 02.09.2011 г. Однако, он не возобновился, поскольку Биличенко М.В. уже 9.09.2011 г. обращается в суд с исковыми требованиями с соблюдением правил о подсудности. В случае, если суд придет к выводу о том, что истцом все же пропущен срок исковой давности, просит его восстановить, поскольку он мог быть им пропущен только по уважительной причине. О наличии спора Биличенко М.В. стало известно только в ходе рассмотрения заявления в суде, которое было подано истцом в установленном законом порядке. О нарушении своих прав действиями сотрудников отдела МВД по <адрес>, связанных со снятием его в январе 1996 г. с учета нуждающихся истец узнал только в ходе рассмотрения данного гражданского дела после предоставления ответчиком соответствующей справки. В 1996 г. он никем о заседании ЖБК не уведомлялся, о снятии с учета его ни в 1996 г. ни в последствие никто не уведомлял. Ответчиками не предоставлено никаких доказательств уведомления истца о снятии его с соответствующего учета, по причине их отсутствия в отделе МВД России по <адрес>.

Представитель ответчика Управления на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу Туряница Д.В. исковые требования Биличенко М.В. не признал, встречные исковые требования поддержал, в суде им даны пояснения, аналогичные доводам, изложенным во встречном исковом заявлении и отзыве на иск Биличенко М.В., просил признать Биличенко М.В. утратившим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с выездом на другое постоянное место жительства и прекращением трудовых отношений, признать не соответствующим требованиям, установленным п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153. В судебном заседании дополнил, что в период с 1992 года по 2011 год Биличенко М.В. проходил в службу в органах внутренних дел. 29.05.1992 решением совместного руководства и жилищной комиссии Невинномысского ОВД Биличенко М.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на квартирный учет Невинномысского ОВД, № очереди 39 ( выписка из протокола от 29 мая 1992 года совестного заседания руководства и жилищной комиссии ОВД).

Согласно действующего на тот период жилищного законодательства ( ст.28 и 29 ЖК РСФСР), Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР N 335 от 31.07.1984 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (п.2, 8 Правил) обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений являлось постоянное проживание по месту жительства в данном населенном пункте. При этом, на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17 Правил). В декабре 1995 года Биличенко М.В. был переведен для дальнейшего прохождения службы в УВД Мурманской области, а потому в соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР в связи с выездом на другое постоянное место жительства и прекращением трудовых отношений обоснованно 01.01.1996 г. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой ОМВД России по <адрес> от 23.08.2011 . Выезд Биличенко М.В. на другое место жительства подтверждается: контрактами о службе в органах внутренних дел от 13.12.1995 (на должность милиционера роты ГШС <данные изъяты> ГОВД Мурманской области) и от 17.12.1997 (на должность участкового инспектора милиции отделения по организации участковых инспекторов милиции <данные изъяты> ГОВД Мурманской области); справкой - объективкой от 31.08.2011; рапортом о переводе от 06.11.1997г.

Кроме того, для принятия на учет гражданином подается заявление с соответствующими документами, заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое ведется по установленной форме (. п. 12 Правил), то есть носит заявительный характер и без обращения с указанным заявлением орган внутренних дел, в котором проходит службу сотрудник, не имеет правовых оснований для принятия решения о признании лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, получении жилого помещения.

За период прохождения службы с августа 2001 года по 31 января 2011 года в ЛОВД на <адрес> Биличенко М.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЖБК ЛОВД на станции Невинномысская не обращался. Кроме того, Биличенко М.В. прекратил трудовые (служебные) отношения с УВД по <адрес>, перейдя на службу в ГОВД Мурманской области, не входящий в структуру как УТ МВД России по СКФО, так и УВД по <адрес>. Таким образом, считает, что Биличенко М.В. утратил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в подразделениях органов внутренних дел.

23.05.2011 г., уже после увольнения из органов внутренних дел РФ, Биличенко М.В. обратился в УТ МВД России по СКФО с заявлением о включении его в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в чем ему обоснованно было отказано, так как правое положение истца не соответствует требованиям, установленным п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, поскольку Биличенко М.В. уволен из органов внутренних дел РФ и в настоящий момент не является сотрудником, волеизъявление Биличенко М.В. на участие в данной подпрограмме им было реализовано уже после утраты статуса сотрудника, после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти он не состоит. Действующее законодательство не позволяет ставить на учет граждан - бывших сотрудников после увольнения из ОВД, на момент же увольнения Биличенко М.В. в списке на улучшение жилищных условий в подразделениях УТ МВД России по СКФО не состоял.

Кроме того, считает, что истцом по неуважительной причине пропущен срок на обращение в суд с вышеуказанными требованиями, поскольку исчисление трехмесячного срока в данном случае, должно исчисляться с конца апреля 2011 года, т.е. с момента получения Биличенко М.В, ответа из ЛОВД на <адрес> от 18.04.11г., в то время как тот обратился в суд с заявлением 26.07.11 г., определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 02.09.2011 года заявление Биличенко М.В. оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, которое заявителем не обжаловано. Исковое же заявление подано истцом в установленном порядке с соблюдением всех установленных законом процедур лишь 09 сентября 2011 года, то есть спустя более трех месяцев с момента когда истец узнал о нарушении своего права, что считает является основанием для отказа в удовлетворении иска Биличенко М.В.

В судебном заседании представитель Минераловодского линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу - Райтаровская И.С. поддержала встречное исковое заявление, просила его удовлетворить по указанным в нем основаниям, в удовлетворении искового заявления Биличенко М.В. просила отказать в полном объеме за необоснованностью, а также в связи с пропуском срока обращения в суд.

Представитель ответчика отдела МВД России по <адрес>, третьего лица ГУ МВД России по Ставропольскому краю - Шевчук И.В., исковые требования Биличенко М.В. не признала, встречные исковые требования Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу поддержала, ссылаясь на представленные возражения. Считает, что истец, прося признать незаконным бездействие должностных лиц по неистребованию его учетного дела из УВД Мурманской области, вместе с тем не предоставил суду доказательств того, что ответчик должен был его истребовать, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он обращался в Управление на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу с заявлением о своем желании быть включенным в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные истцом нормативные правовые акты МВД РФ не содержат норм, на которые истец ссылается в обосновании своих требований к Отделу МВД России по <адрес>.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. № 335. Территориальные органы внутренних дел не вели самостоятельное жилищное строительство и не имели свой жилищный фонд. Они обеспечивались жилыми помещениями через органы местного самоуправления. В соответствии со ст.35 Жилищного кодекса РСФСР списки вновь принятых на учет сотрудников направляются в установленные сроки в органы местного самоуправления для осуществления контроля. В списках очередников Отдела МВД России по <адрес> истец Биличенко М.В. не числится, отсутствует учетное дело на Биличенко М.В. В период с 07.12.1995г. по 11.02.1998 год истец менял место жительства в связи с переездом в другой регион и в ежегодные списки нуждающихся в обеспечении жильем сотрудников с 01.01.1996 года уже не включался, в связи с чем орган местного самоуправления должен был снять его учета. Законодательством того периода не установлена возложение обязанности на орган внутренних дел -Отдел МВД России по <адрес> по снятию с учета истца 01.01.1996 года, истребованию учетного дела из УВД Мурманской области и направлении учетного дела в августе 2001 года в ЛОВД на <адрес>.

Кроме того, также считает, что истцом без уважительной причины пропущен срок обращения в суд. Рассматриваемый иск поступил в суд 13.10.11 года, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности относительно событий: 01.01.1996 год, январь1998 год, август 2001 год, а потому в удовлетворении иска касательно Отдела МВД России по г<адрес> просит отказать.

Представитель третьего лица – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, ранее в судебном заседании полагали рассмотрение спора на усмотрение суда. При этом, в судебном заседании представитель подтвердила, что с 29.05.1992 года Биличенко М.В. состоит в муниципальном органе в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с учета не снимался и ежегодно Биличенко М.В. выдавались соответствующие справки о том, что он состоит на учете, как лицо нуждающееся в получении жилого помещения, для предъявления по месту работы.

Представитель третьего лица – МВД России, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, с учетом мнения сторон, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей истца, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные доказательства, оценивая в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Биличенко М.В. подлежат частичному удовлетворению, а в удовлетворении встречных исковых требований Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу к Биличенко М.В. следует отказать.

Судом установлено, что с 28 февраля 1992 года по 31 января 2011 года Биличенко М.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, что сторонами не оспаривается.

Согласно справки о прохождении службы, представленной ответчиком - Минераловодского линейного Управления МВД РФ на транспорте, Биличенко М.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях в период с февраля 1992 года по декабрь 1995 года в Закубанском отделении милиции отдела внутренних дел г<адрес>; с декабря 1995 г. по январь 1998 г. - <данные изъяты> ГОВД Мурманской области; с января 1998 года по август 2001 года - УВД <адрес>; с августа 2001 года по 31.01.2011 года - ЛОВД на <адрес> (л.д. 111).

Приказом Минераловодского линейного Управления МВД РФ на транспорте от 31.01.2011 года л/с уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. ж (по болезни) ст.19 Закона РФ « О милиции» ( л.д. 12).

23.05.2011 года Биличенко М.В. обратился в Управление на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 40)

22.06.2011года Управление на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу за отказали Биличенко М.В. во включении его в состав участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы « Жилище» на 2011- 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050, по линии МВД РФ, мотивируя отказ тем, что право на получение сертификата имеют лица, состоящие в списках очередников на получение жилых помещений ( улучшение жилищных условий) в органах и подразделениях МВД России, однако Биличенко М.В., признанный 29.05.1992 г. нуждающимся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> ОВД в период прохождения там службы, после откомандирования его из <данные изъяты> ОВД исключается из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ОВД и после назначения на должность в ЛОВД на <адрес>, ему было необходимо представить в ЛОВД свое учетное дело, на основании которого после рассмотрения жилищно- бытовой комиссией, Биличенко М.В. был бы включен в соответствующий список сотрудников ЛОВД ст. Невинномысская, что им однако не было выполнено, в связи с чем в настоящее время Биличенко М.В. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах и подразделениях МВД России, а потому Биличенко М.В. не может принять участие в реализации указанной подпрограммы (л.д.9-11).

Между тем совокупность исследованных доказательств дает основание суду признать вышеуказанный отказ необоснованным.

Судом установлено, что 29 мая 1992 года Биличенко М.В., как сотрудник <данные изъяты> ОВД МВД РФ, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен вместе с членами своей семьи на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, № очереди , что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии <данные изъяты> ОВД от 29 мая 1992 г. (л.13), справкой отдела МВД России по <адрес> от 23.08.2011 г. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истца и членов его семьи 29.05.1992 г., показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2 – бывших сотрудников <данные изъяты> ОВД, членов жилищно- бытовой комиссии <данные изъяты> ОВД.

Так, из показаний свидетеля ФИО1 следует, что он являлся сотрудником <данные изъяты> ОВД, в последствие - УВД <адрес> с начала 80 –х годов до 2003 года, при этом по январь 1997 г. он работал в отделе кадров и в указанный период являлся членом жилищно- бытовой комиссии, где секретарем была ФИО2 В начале 1992 г. Биличенко М.В. был принят милиционером Закубанского отделения милиции и примерно через 2-3 месяца им было подано заявление о постановке на жилищный учет, которое было рассмотрено ЖБК и было принято решение о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, было заведено учетное дело, внесен в список очередников на получение жилого помещения. В это же время Биличенко М.В. был поставлен на учет на улучшение жилищных условий в администрации города <адрес>, поскольку отдел внутренних дел не имел собственного жилищного фонда и сотрудникам отдела жилые помещения предоставлялись администрацией города. При переводе по службе личное дело и учетное дело сотруднику милиции не выдаются, документы направляются особой связью.

Свидетелем ФИО2 в судебном заседании даны аналогичные показания, она также показала, что после приема Биличенко М.В. на службу в отдел, непосредственно лично она посоветовала Биличенко М.В. подать заявление о постановке его семьи на жилищный учет, поскольку хорошо знала их проблемы с жильем, так как его жена ФИО3 является подругой ее дочери. Заявление Биличенко М.В. было рассмотрено на заседании ЖБК, где она исполняла обязанности секретаря, поэтому ей известно, что в 1992 г. семья Биличенко М.В. была поставлена на жилищный учет в УВД <адрес>, а также в администрации <адрес> и с учета не снимались.

Свидетелям ФИО1 и ФИО2 на обозрение была предоставлена выписка из протокола заседания ЖБК от 29.05.1992 г. и каждый из них подтвердил достоверность указанного документа, подтвердили факт заседания жилищной комиссии, составления протокола и постановки 29.05.1992 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Биличенко М.В.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям вышеуказанных свидетелей, поскольку они являются лицами, незаинтересованными в исходе дела, их показания соответствуют другим доказательствам по делу, в том числе постановлению главы города Невинномысска от 29.05.1992 г о принятии на квартирный учет на улучшение жилищных условий Биличенко М.В. – <данные изъяты> (л.д. 29-33, дело ), заявлению Биличенко М.В. о принятии его семьи на учет для получения жилой площади (л.д. 57, дело ), акту обследования жилищных условий Биличенко М.В. на апрель 1992 г., составленного с участием зам. начальника ОВД ФИО4, начальника Закубанского отделения милиции ФИО5 (л.д. 58 дело ).

Кроме того, факт признания Биличенко М.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его с семьей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 29.05.21992 г. на основании совместного решения руководства и жилищной комиссии <данные изъяты> ОВД, то есть в подразделении министерства внутренних дел России, не оспаривается ответчиками (л.д. 10, 35).

Вместе с тем, действия должностных лиц отдела МВД России по <адрес> по снятию Биличенко М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.01.1996 г., выразившиеся в выдаче справки от 23.08.2011 г. о том, что Биличенко М.В. и члены его семьи с 01.01.1996 года были сняты с квартирного учета жилищной комиссией <данные изъяты> УВД, не включения с 1997 г. Биличенко М.В. в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемые в администрацию <адрес>, суд находит незаконными.

Статьей 32 ЖК РСФСР, действовавшей в период прохождения Биличенко М.В. службы по срочному контракту в <адрес> Мурманской области с 13.12.1995 г. по декабрь 1998 г., предусматривался перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условии, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Доводы ответчиков о том, что Биличенко М.В. подлежал снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по УВД по <адрес> в связи с переездом к новому месту службы в Мурманскую область в соответствии с п.п.1, 4 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, не могут быть приняты во внимание, поскольку Биличенко М.В. не прекращал трудовых отношений с МВД РФ, являвшимся работодателем истца.

Судом установлено, что за весь период прохождения им службы в качестве сотрудника внутренних дел с 1992 г. по 2011 г., Биличенко М.В. заключал контракты о прохождении службы именно с МВД РФ с указанием конкретных сроков прохождения службы, в лице начальников отделов МВД РФ, в которых непосредственно исполнял свои обязанности сотрудника внутренних дел. Данное обстоятельство подтверждается письменными доказательствами - контрактами, заключаемыми между Биличенко М.В. и МВД РФ, копии которых приобщены к материалам дела.

Кроме того, согласно справки-объективки от 31.08.2011 г., выданной начальником ОРЛС <данные изъяты> ЛУ МВД России на транспорте, увольнение Биличенко из органов внутренних дел РФ было произведено только 31.01.2011 г. по п. «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) ст. 19 Закона «О милиции», что также подтверждается копией трудовой книжки Биличенко М.В., согласно записи, которой тот проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации непрерывно с 28.02.1992 г. по 31.01.2011 года. До этого, истец из МВД не увольнялся, а лишь менял место службы, переходя из одного отдела МВД в другой, что не может являться прекращением трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, влекущим по смыслу ст. 32 ЖК РСФСР, снятие с жилищного учета, в том числе в федеральном органе исполнительной власти, коим является МВД РФ.

Исследованные доказательства также свидетельствуют, что Биличенко М.В. имел постоянное место жительства в г. Невинномысске, по адресу: <адрес>, был зарегистрирован вместе с членами своей семьи по указанному адресу. Указанного постоянного места жительства Биличенко М.В. в период с 1992 г. по 2005 г. не менял. В период с декабря 1995 г. по февраль 1998 г. Биличенко М.В. временно отсутствовал по адресу: <адрес>, поскольку с 13.12.1995 г. проходил службу по срочному контракту в <адрес> Мурманской области, заключенному с МВД в лице начальника <данные изъяты> ГОВД. В <адрес> он регистрации по какому-либо постоянному месту жительства не имел. Во время прохождения службы по контракту в отделе МВД РФ по <адрес>, Биличенко М.В. не реализовал своих жилищных прав на обеспечение жилой площадью, предусмотренных ст. 30 Законом РФ «О милиции», что подтверждается сообщением отделом МВД России по <адрес> Мурманской области от 15.11.2011 года за (л.д.135), справкой РЭУ «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» г. Мончегорска от 09.11.2011 г.

Согласно данным домовой книги прописки граждан, проживающих в <адрес>, представленной ответчиком отделом МВД России по <адрес>, Биличенко М.В. и члены его семьи в 1998 году возвратились на постоянное место жительства и службы, о чем имеются сведения в соответствующей графе - «цель приезда» (л.д. 144-145).

Представителем ответчика - отдела МВД России по <адрес>, а также другими ответчиками не было предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт направления учетного дела Биличенко М.В. в <данные изъяты> ГОВД Мурманской области в связи с прохождением службы в указанном отделе МВД. Впоследствии, в 2002 году Биличенко М.В. переехал на другое место жительства в пределах одного административного населенного пункта - <адрес>. Другого постоянного места жительства Биличенко М.В. в период с 1992 г. по настоящее время не имел.

Более того, в указанный период времени с 1992 г. по 1998 год, во время своего временного отсутствия в <адрес>, Биличенко М.В. продолжал состоять на учете нуждающихся в органе местного самоуправления по месту своего постоянного жительства - <адрес> и с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снимался, что подтверждается справками администрации г. Невинномысска о состоянии Биличенко М.В. и членов его семьи на соответствующем учете в администрации <адрес>, вплоть до настоящего времени.

По возвращению из Мурманской области в январе 1998 г., Биличенко М.В. продолжал предоставлять в отдел, занимающихся личным составом Невинномысского УВД, документы о составе своей семьи и иные документы, необходимые для жилищного учета и с учета не снимался, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО2

Таким образом, оснований для снятия Биличенко М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти - МВД РФ, в связи с несением службы в <данные изъяты> отделе МВД Мурманской области, у ответчика отдела МВД России по <адрес> не было и более того допустимые, достаточные и достоверные доказательства, подтверждающих указанный факт суду не представлены.

Так, из пояснений представителя отдела МВД России по <адрес> следует, что архиве данного учреждения не сохранилось никаких документов как относительно постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и относительно снятия его с данного учета, отсутствуют сведения об учетном деле Биличенко М.В. и само учетное дело. Сведения о том, где находится учетное дело сотрудника Биличенко М.В., как нуждающегося в улучшении жилищных условий, направлялось ли оно в УВД Мурманской области, истребовалось ли оно после возвращения из УВД Мурманской области, также отсутствуют.

Согласно сообщения начальника отдела МВД России по <адрес> от 25.11.2011 года за Книги учета сотрудников отдела, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на 1992 г., протоколы заседаний ЖБК по рассмотрению заявлений о постановке на учет, по снятию с учета за период с 1992 г по настоящее время в отделе отсутствуют, как и правовые документы, на основании которых 23.08.2011 г. выдана справка за подписью должностного лица – начальника ОРЛС отдела МВД России по <адрес>.

Представленная суду Книга учета сотрудников УВД <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 87-131, дело ) не имеет сведений о дате ее составления и окончания, а Книга учета сотрудников УВД г<адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, начало которой датировано -06.12.2001 г. (л.д. 132- 143, дело ) не соответствует вышеуказанной Книги учета, а также спискам сотрудников УВД <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представляемым ежегодно в администрацию города Невинномысска (л.д. 144- 157, дело ), что дает основание к выводу о ненадлежащем учете сотрудников отдела, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, отсутствие в указанных Книгах и списках фамилии Биличенко М.В. не свидетельствует о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.01.1996 г., поскольку доказательства о том, что вопрос о снятии Биличенко М.В. с квартирного учета был предметом рассмотрения ЖБК <данные изъяты> ОВД суду не представлены, вместе с тем из показаний свидетелей ФИО1 и ФИО2, членов ЖБК <данные изъяты> ОВД в указанный период, следует, что Биличенко М.В. с учета не снимался, жилищная комиссия по данному вопросу не заседала. Кроме того, свидетель ФИО2 также суду пояснила, что в период деятельности ЖБК <данные изъяты> ОВД, в которую она избиралась секретарем, никого из поставленных на учет сотрудников отдела, не снимали.

Кроме того, согласно п. 20 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 35, Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденных Решением Исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 21.11.1990 г. , действовавших на момент спорных правоотношений, о принятом решении о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием оснований снятия с учета, однако ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие как факт снятия Биличенко М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и уведомлении его о принятом решении.

В соответствии с требованиями ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, чьи действия (бездействие) обжалуются, в связи с чем ответчик отдел МВД России по г. Невинномысску обязан был представить суду доказательства, подтверждающие обоснованность действий по выдаче 23.08.2011 г. справки о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.01.1996 г., не включения его в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения, бездействия, выразившегося в не направлении учетного дела при переводе в ЛОВД на <адрес>, что однако ответчиком суду не представлено, что дает основание признать исковые требования истца в этой части обоснованными.

Вместе с тем, суд считает в удовлетворении остальной части иска Биличенко М.В., предъявленного к отделу МВД России по <адрес>, следует отказать, поскольку доказательств того, что учетное дело Биличенко М.В. при его переводе было направлено в <данные изъяты> отдел МВД Мурманской области, суду не представлено, из сообщения ОМВД России по <адрес> следует, что учетная карточка на Биличенко М.В. отсутствует ( л.д.135).

Судом также установлено, что с 20 августа 2001 г. по 31.01.2011 г. Биличенко М.В. проходил службу в линейном отделе внутренних дел на <адрес> <данные изъяты> линейного управления внутренних дел на транспорте, что подтверждается справкой от 12.04.2011 г., был переведен из УВД по <адрес> (л.д.16).

Доводы истца о том, что после перевода в конце августа 2001 года им был подан рапорт на имя начальника ЛОВД <адрес> о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по ЛОВД, с предоставлением необходимых документов, а в последствие ежегодно предоставлялись соответствующие справки, в том числе из администрации города о том, что он с семьей состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые суд находит соответствующими действительности.

Кроме того, свидетель ФИО9, в судебном заседании также подтвердил, что Биличенко М.В. в период службы и после увольнения обращался к нему по поводу получения им жилья, ему были известны его жилищные условия, что тот проживал с родителями супруги, своего жилья не имеет, что тот состоял на учете в администрации <адрес> и в УВД <адрес>.

Вместе с тем показания вышеуказанного свидетеля в части того, что Биличенко М.В. сам должен был забрать учетное дело в УВД г. <адрес> и предоставить в их отдел, что он разъяснил Биличенко М.В. о его праве состоять на жилищном учете в ЛОВД на ст. <адрес>, но Биличенко М.В. заявление не представил, а от начальника ЛОВД на ст. <адрес> в ЖБК не поступало никаких документов о постановке Биличенко М.В. на жилищный учет, суд оценивает критически, учитывая, что указанный свидетель в период его службы в ЛОВД на ст. <адрес> с 1996 г. по июнь 2010 г., являлся помощником начальника по кадрам, заместителем начальника ЛОВД на ст. <адрес>, в должностные обязанности которого входило обеспечение социальных гарантий сотрудников внутренних дел, в том числе обеспечение жилищных условий, также являлся председателем жилищно- бытовой комиссии, что свидетельствует о его заинтересованности в исходе дела, поскольку исследованные доказательства свидетельствуют, что учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЛОВД ст. <адрес> <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте осуществлялся недолжным образом, с нарушением жилищного законодательства, Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденных Решением Исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 21.11.1990 г. № 325, Приказов МВД РФ от 05.01.1996 г. № 18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилой площади в органах внутренних дел» и от 24.05.2003 г. № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилой площади в органах внутренних дел».

В соответствии с п. 3 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утв. Приказом МВД РФ от 24.05.2003 года №345, учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.

Согласно вышеуказанных Правил, Приказов МВД РФ обязанность по рассмотрению документов, поданных в ЖБК о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разъяснению прав и обязанностей данных лиц, истребованию всех необходимых документов, в том числе учетных дел сотрудников, лежит на органе внутренних дел, управлении внутренних дел на транспорте.

Согласно указанным приказам, постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется жилищно-бытовой комиссией ОВД в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и вышеуказанными Приказами. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений. Постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений производится по месту расположения соответствующих органов внутренних дел.

В частности, Приказом МВД РФ от 05.01.1996 г. № 18 предусматривалась обязанность вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное предоставление жилых помещений, списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК, вывешивать в доступном для ознакомлении месте (п.1.2.1); направлять списки вновь принятых на учет сотрудников в органы власти для осуществления контроля (п.1.2.2) включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести, как документ строгой отчетности по установленной форме (п.1.2.3); осуществлять учет сотрудников, перемещаемых по службе в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п.1.3.). Аналогичные в основном требования предусмотрены и Приказом МВД РФ от 24.05.2003 г. № 345.

В данном случае судом установлено, что в нарушение вышеуказанных Правил и Приказов МВД РФ списки очередников на заседании ЖБК не рассматривались, не утверждались; в доступном для ознакомлении месте не вывешивались; списки лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию города вообще не направлялись (л.д.36, 37, дело ); заместитель начальника ФИО9, имея информацию, что Биличенко М.В. при прохождении службы в <данные изъяты> ОВД, а также в администрации города признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, учетное дело на указанного сотрудника не истребовали и учет сотрудника Биличенко М.В., перемещенного по службе в пределах одного населенного пункта – г. Невинномысска, исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы, не осуществлен, учетное дело на него не заведено (л.д.37 дело ) ; Книга учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, надлежаще не оформлена, не пронумерована, не скреплена печатью, противоречит спискам лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, представленным в суд (л.д. 160-166, л.д. 35 дело , л.д.42-51 – дело ), в то же время сами Списки составлены шаблонно, противоречивы, не соответствуют представленным протоколам заседаний ЖБК ЛОВД на ст. <адрес> ( л.д. 182-185 дело , в частности сведения, содержащиеся на л.д. 182 дело не соответствует л.д. 42- 45, дело ; л.д. 183 дело не соответствует л.д. 42- 45, дело ; л.д. 184 дело не соответствует л.д. 42- 44, дело ; л.д. 185 дело не соответствует л.д. 42- 44, дело ; л.д. 35 дело не соответствует сведениям на л.д. 185.

Доводы истца о том, что он ежегодно предоставлял все требуемые для учета его как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, документы, в том числе из администрации г. <адрес>, из Крайтехинвентаризации, подтверждается показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, справкой жилищного отдела администрации г. <адрес> от 22.09.2011 г. (л.д. 39 дело ), копиями договора подряда о предоставлении соответствующих справок (л.д.178 - 180, дело ).

Таким образом, исследованные доказательства дают основание признать незаконным бездействие должностных лиц ЛОВД на ст. <адрес> <данные изъяты> линейное Управление МВД РФ на транспорте, выразившиеся в не постановке Биличенко М.В. на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел в августе 2001 г., не включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по ЛОВД ст. <адрес>, не истребовании его учетного дела из отдела МВД по г. <адрес>, что нарушает его права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. либо на получение безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, либо на улучшение жилищных условий иным способом, обязав <данные изъяты> линейное Управление МВД РФ на транспорте, Управление на транспорте МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу восстановить Биличенко М.В. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЛОВД ст. Невинномысская <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, поставленных на указанный учет до 01.03.2003 г., исходя из даты принятия его на учет по прежнему месту службы в УВД г. <адрес>.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирование расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В силу пункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание.

В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении условий (получении жилых помещений) сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Судом установлено, что выслуга лет в органах внутренних дел на день увольнения Биличенко М.В. в календарном исчислении составляет года месяца дней, в льготном исчислении года месяцев дней (л.д. 12), он уволен с органов МВД РФ по состоянию здоровья, в период службы содержался за счет Федерального бюджета по смете Федерального бюджета, что подтверждается справками от12.04.2011 года , 22.04.11г. (л.д. 16-18), состоит на учете на улучшение жилищных условий в органах МВД РФ с мая 1992 г., а также в администрации г. Невинномысска, то есть имеются все основания для признания за Биличенко М.В. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и он вправе участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление необходимых документов;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

В данном случае ответчик Управление на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу 22.06.2011 года отказали Биличенко М.В. во включении его в состав участников вышеуказанной подпрограммы по основанию, предусмотренному п. п «а» п.22 Правил - несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил, а именно, что Биличенко М.В. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах и подразделениях МВД России, что однако не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку оснований для признания Биличенко М.В. утратившим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, в связи с чем в удовлетворении встречных исковых требований Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу следует отказать, а исковые требования Биличенко М.В. в этой части удовлетворить, признав за истцом право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признав незаконными действия <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо - Кавказскому Федеральному округу, выразившиеся в отказе во включении Биличенко М.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, и обязав <данные изъяты> линейное Управление МВД РФ на транспорте, Управление на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу, включить Биличенко М.В. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, предоставить о нем сведения в федеральный орган исполнительной власти - МВД России для выдачи государственного жилищного сертификата с учетом состава его семьи.

При этом доводы заявления ответчиков о пропуске истцом срока обращения с заявленными требованиями, суд находит несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, в том числе из встречных исковых требований УТ МВД России по СКФО, что о нарушенном праве истцу стало известно в конце апреля 2011 года и заявление по обжалованию действий должностного лица им подано в суд 26.07.2011 года, то есть в пределах трехмесячного срока. В последующем после оставления заявления без рассмотрения в связи с наличием спора о праве (определение суда от 02.09.2011 года), 09.09.2011 года Биличенко М.В. подано в суд исковое заявление в соответствии со ст.ст. 131-132 ГПК РФ, то есть без нарушения срока обращения в суд.

Что касается заявления представителя ответчика – отдела МВД России по г. <адрес> о применении срока давности к требованиям Биличенко М.В., заявленным им к указанному ответчику, то срок исковой давности также не пропущен, поскольку о нарушенном праве - о снятии его с учета с 01.01.1996 г., истцу стало известно лишь при предъявлении представителем ответчика УТ МВД России по СКФО в ходе судебного разбирательства 24.08.2011 г. справки выданной начальником ОРЛС отдела МВД России по г. Невинномысску от 23.08.2011 года , а исковые требования к отделу МВД России по г. <адрес> предъявлены 13.10.2011 года.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца следует взыскать с ответчиков понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины: с <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу, с каждого по <данные изъяты> руб., с отдела МВД по г. Невинномысску - <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. ст. 8, 9, 12 ГК РФ, ст.56 ЖК РФ, Федеральным законом «О милиции», Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Биличенко М.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия должностных лиц отдела МВД России по г. <адрес> по снятию Биличенко М.В. с 01.01.1996 г. с учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, и бездействие, связанное с не направлением в августе 2001 г. его учетного дела в ЛОВД на ст. <адрес> <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ.

Признать незаконным бездействие должностных лиц ЛОВД на ст. <адрес> <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, выразившиеся в не постановке Биличенко М.В. на учет лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел в августе 2001 г., не включении его в список лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЛОВД ст. <адрес> <данные изъяты> линейного управления МВД РФ на транспорте, не истребовании его учетного дела из отдела МВД России по г. <адрес>.

Обязать Минераловодское линейное Управление МВД РФ на транспорте восстановить Биличенко М.В. на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЛОВД ст. <адрес> <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, поставленных на указанный учет до 01.03.2003 г., исходя из даты принятия его на учет по прежнему месту службы в УВД г. <адрес> – 29.05.1992 г.

Признать за Биличенко М.В. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Признать незаконными действия <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо - Кавказскому Федеральному округу, выразившиеся в отказе во включении Биличенко М.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050.

Обязать <данные изъяты> линейное Управление МВД РФ на транспорте, Управление на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу включить Биличенко М.В. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 и предоставить от нем сведения в федеральный орган исполнительной власти - МВД России для выдачи государственного жилищного сертификата с учетом состава его семьи.

В удовлетворении остальной части иска Биличенко М.В. - отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу к Биличенко М.В. о признании утратившим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании не соответствующим требованиям, установленным п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 для включения в состав участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2011 годы», о применении пропуска срока исковой давности, по аналогичному заявлению отдела МВД России по г. <адрес> о применении пропуска срока исковой давности - отказать.

Взыскать в пользу Биличенко М.В. судебные расходы: с <данные изъяты> линейного Управления МВД РФ на транспорте, Управления на транспорте МВД России по Северо- Кавказскому Федеральному округу, с каждого по <данные изъяты> руб., с отдела МВД по г. <адрес> - <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.М. Краснова

Решение в законную силу не вступило

Исполнил помощник судьи Мустафина В.Р.