РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 декабря 2011 года г. Невинномысск Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Филатовой В.В. при секретаре судебного заседания Забара Н.П. с участием старшего помощника прокурора г. Невинномысска Ворониной О.В., истицы Тюкиной В.В., представителя ответчика Администрации г. Невинномысска по доверенности № 25-01 от 01.07.2011 года Камышовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Невинномысска в интересах Тюкиной В.В. к Администрации г. Невинномысска о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Установил: Прокурор г. Невинномысска в интересах Тюкиной В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Невинномысска о возложении обязанности за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, ссылаясь на то, что Тюкина В.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Невинномысска. В соответствии с п.2 ч.2. ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п.7 ст.1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004г. № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006г. № 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья). В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Постановлением главы г. Невинномысска № 3036 от 09.09.2010 года Тюкина В.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно действующему законодательству, однако до настоящего времени Тюкина В.В. жильем не обеспечена. Данный факт указывает на то, что на протяжении длительного периода времени администрация города Невинномысска не предпринимает мер, направленных на обеспечение Тюкиной В.В. жилым помещением, что в свою очередь влечет грубое нарушение её социальных прав, поскольку она относится к социально незащищенной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно защитить свои права не может. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Невинномысска Воронина О.В. исковые требования уточнила и просила суд обязать администрацию г. Невинномысска Ставропольского края обеспечить Тюкину В.В., <данные изъяты>, за счет средств федерального бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, вне очереди жилым помещением, путем предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, в порядке, определенном постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», исходя из общей площади жилого помещения, равной 33 кв.м., и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу Ставропольского края – городу Невинномысску, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Доводы, изложенные в обоснование исковых требований в иске, оглашенном в судебном заседании (л.д. 3-4) поддержала, просила принять их во внимание. Истица Тюкина В.В., доводы, изложенные прокурором г. Невинномысска в иске, а также исковые требования, заявленные с учетом их уточнения в ходе судебного разбирательства поддержала, просила суд доводы, изложенные в обоснование иска, принять во внимание и удовлетворить уточненные исковые требования. Представитель ответчика Администрации г. Невинномысска Камышова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что постановлением Правительства Ставропольского края № 60-п от 16.04.2008г. «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате недостаточного финансирования образовалась очередь нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Волкова Г.Л. в указанном списке под номером 337. Предоставление ей жилья в обход детей-сирот, вставших на учет раньше Тюкиной В.В. будет являться нарушением их прав на обеспечение жильем в льготном порядке. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Изучив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора г. Невинномысска Воронину О.В., истицу Волкову Г.Л., представителя ответчика Администрации г. Невинномысска Камышову А.А., суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.1 указанного выше Федерального закона относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Кроме того, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.7 ч.2 Закона Ставропольского края № 7-кз от 16.03.2006г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. При этом ст.2 указанного выше Закона Ставропольского края предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. В соответствии со ст.1 п.7 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, а в силу ст.6 указанного выше Закона Ставропольского края финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Как установлено в судебном заседании, Тюкина В.В., <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Невинномысского городского суда от 07.08.2001 года и 17.02.2002 года её отец мать и отец были лишены родительских прав. При установлении статуса сироты жилое помещение за ней не закреплялось. С 2001 года и до совершеннолетия она проживала с опекунами. В 2010 году она окончила МОУ СОШ «Вечерняя общеобразовательная школа» и поступила в агро-технологический колледж. Однако, проучившись два месяца была отчислена в связи с неуспеваемостью, а также в связи с необходимостью ухода за ребенком в возрасте до полутора лет. Постановлением главы г. Невинномысска № 3036 от 09.09.2010 года Тюкина В.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, в список общей очереди (№ 6257) и в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (№ 334). Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. Таким образом, поскольку Тюкина В.В. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уточненные исковые требования Прокурора г. Невинномысска, заявленные в её интересах, о возложении на Администрацию г. Невинномысска обязанности за счет средств федерального бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, вне очереди жилым помещением, путем предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, в порядке, определенном постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», исходя из общей площади жилого помещения, равной 33 кв.м., и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу Ставропольского края – городу Невинномысску, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Доводы представителя ответчика о том, что предоставление Тюкиной В.В. жилья в обход детей-сирот, вставших на учет раньше неё, будет являться нарушением их прав на обеспечение жильем в льготном порядке, являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Решил: Уточненные исковые требования прокурора г. Невинномысска в интересах Тюкиной В.В. удовлетворить. Обязать Администрацию г. Невинномысска Ставропольского края обеспечить Тюкину В.В., <данные изъяты>, за счет средств федерального бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, вне очереди жилым помещением, путем предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья, в порядке, определенном постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», исходя из общей площади жилого помещения, равной 33 кв.м., и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу Ставропольского края – городу Невинномысску, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда. Судья В.В. Филатова Решение в законную силу не вступило. Исполнил помощник судьи Бакаева О.И.