Дело №2-663/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Невинномысск 29 апреля 2011 года Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Васькин Ю.Н. с участием: Представителя заявителя: помощника прокурора г. Невинномысска Дудченко Е.М. Представителя администрации г. Невинномысска по доверенности Матюшенко А.Н. Представителя Управления ЖКХ администрации г. Невинномысска Нерсесян С.А. по доверенности. При секретаре Резниковой М.М. Рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора г. Невинномысска в интересах муниципального образования городского округа города Невинномысска Ставропольского края к администрации г. Невинномысска о признании незаконным решение администрации г. Невинномысска от 04.02.2011 года, № 185 «О создании муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска. УСТАНОВИЛ: Прокурора г. Невинномысска обратился в Невинномысский городской суд с заявлением к администрации г. Невинномысска, в интересах муниципального образования городского округа города Невинномысска Ставропольского края о признании незаконным решение администрации г. Невинномысска от 04.02.2011 года, № 185 «О создании муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска. В обоснование своих требований указал, что постановление администрации города Невинномысска от 04.02.2011г. №185 «О создании муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска», противоречит положениям Федерального закона от 03.11.2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Считает, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено создание муниципальных автономных учреждений в сфере благоустройства и озеленения территорий городского округа, использования, охраны защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий муниципальных образований. Кроме того считает, что решение о создании муниципального учреждения «Чистый город» в форме автономного учреждения с целью организации благоустройства и озеленения территории городского округа - города Невинномысска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа — города Невинномысска, администрацией города не соблюдены требования, предъявляемые к порядку создания муниципальных автономных учреждений, что также влечет нарушение бюджетного законодательства (ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), определяющего особый порядок наделения бюджетными средствами автономных учреждений и порядок расходования указанных средств, и причиняет вред муниципальному образованию городскому округу городу Невинномысска. Просит суд: 1.Признать незаконным постановление администрации города Невинномысска от 04.02.2011г. №185 «О создании муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска». 2.Обязать администрацию города Невинномысска привести организационную правовую форму муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Представитель заявителя, помощник прокурора г. Невинномысска Дудченко Е.М. доводы заявления прокурора г. Невинномысска поддержала и просит суд их удовлетворить. Представитель администрации г. Невинномысска Матюшенко А.Н. доводы заявления прокурора г. Невинномысска не признал, считает заявление прокурора города Невинномысска, не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Представителя Управления ЖКХ администрации г. Невинномысска Нерсесян С.А. заявленные требования не поддержала и просит суд отказать в их удовлетворении. Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим правовым и фактическим обстоятельствам. В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации г. Невинномысска К.К. Храмова № 185 от 04.02.2011 года, создано муниципальное автономное учреждение «Чистый город» города Невинномысска. Данное решение главы администрации г. Невинномысска регламентировано ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которого автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Распоряжением Заместителя главы города Невинномысска Кононова А.Н. от 10.02.2011 года, № 16, принято решение о создании Муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска. Распоряжением Заместителя главы города Невинномысска Кононова А.Н. от 18.03.2011 года, № 31, утвержден устав Муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска, в котором определены цели с задачи создания автономного учреждения, его структура, руководство, имущество, реорганизация и ликвидация. Вновь созданное Муниципальное автономное учреждение «Чистый город» города Невинномысска, в соответствии с п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц, зарегистрировано и поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю. Согласно п. 2 постановления администрации города Невинномысска от 04.02.2011 № 185 «О создании муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска» основной целью создания автономного учреждения является организация благоустройства и озеленения территории городского округа - города Невинномысска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа - города Невинномысска. При этом, основная цель вновь созданного автономного учреждения определена исходя из необходимости решения вопроса местного значения городского округа, отнесенного к компетенции органов местного самоуправления пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон). Согласно, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона, в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. Согласно действующего законодательства автономные учреждения муниципальных образований создаются в порядке, установленном местной администрацией. Таким образом, суд считает, что Муниципальное автономное учреждение «Чистый город» города Невинномысска создано в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений города Невинномысска, а также порядка утверждения уставов муниципальных учреждений города Невинномысска и внесения в них изменений, утвержденным постановлением администрации города Невинномысска от 01.12.2010 № 4032, при этом нарушений действующего законодательства при создании учреждения, допущено не было. Кроме того, создание автономного учреждения, не нарушает нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что могло бы повлечь за собой совмещение функции органов власти и хозяйствующих субъектов, а также наделить хозяйствующие субъекты такими функциями. Довод заявления о том, что при создании Муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска, было на нарушена ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ, что в дальнейшем может привести к нецелевому использованию бюджетных средств и причиняет вред муниципальному образованию городскому округу городу Невинномысска, судом не может быть принят, поскольку указанная статья регулирует правоотношения по предоставлению субсидий как автономным, так и бюджетным учреждениям и не может рассматриваться как особый порядок наделения бюджетными средствами автономных учреждений. В силу чего, порядок расходования указанных средств не может причинить вред муниципальному образованию. Указанные доводы помощника прокурора г. Невинномысска в данной части, не мотивированны и построены на необоснованных предположениях. Не могут быть приняты судом и доводы заявления о том, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено создание муниципальных автономных учреждений в сфере благоустройства и озеленения территорий городского округа, использования, охраны защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий муниципальных образований, поскольку в соответствии с ч. 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления, наряду с указанными в законе сферами в которых могут создаваться автономные учреждения, указанны и иные сферы в случаях, установленных федеральными законами. Так в соответствии с п.п.2.2 Устава Муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска, предусматривающего цели и виды деятельности Учреждения, предметом деятельности и целями создания Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органом местного самоуправления, предусмотренных пунктами 24 и 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанного закона, одними из вопросов местного значения городского округа, решаемым органами местного самоуправления относятся: - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; - организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, что в свою очередь указывает на их актуальность. Необходимость создания автономного учреждения, в компетенцию которого входило бы решение вышеперечисленных вопросов, нашло свое отражение и в Решении Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 28.02.2006 года № 18-97 «Об утверждении Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в городе Невинномысска», из которых следует, что общая ответственность за благоустройство и обеспечение чистоты и порядка в городе Невинномысска, лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, расширяя полномочия органов местного самоуправления правительством Российской Федерации, в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее Закон) распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р (вступает в силу с 01.01.2011) утверждены методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, а так же рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений. Данное распоряжение содержит характеристику правового положения казенных бюджетных и автономных учреждений. Так, согласно методическим рекомендациям одним из типов муниципальных учреждений является Автономное учреждение, которое по своей форме, является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени. Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства. Таким образом, создание Муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска, не только не нарушает положений закона, а на прямую реализует предоставленное законом органам местного самоуправления, право на создание подобного рода учреждений для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Вместе с тем, судом не могут быть удовлетворены требования заявления прокурора г. Невинномысска в части обязать администрацию города Невинномысска привести организационную правовую форму муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», поскольку такое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения, на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Из названных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, что в свою очередь равнозначно относится и к отмене уже принятых нормативно-правовых актов. При указанных выше обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявления прокурора г. Невинномысска, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, ст.ст. 251-253 ГПК РФ, Федеральным законом №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора г. Невинномысска в интересах муниципального образования городского округа города Невинномысска Ставропольского края к администрации г. Невинномысска о признании незаконным решение администрации города Невинномысска от 04.02.2011 года, № 185 «О создании муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска и об обязании администрации города Невинномысска привести организационно правовую форму муниципального автономного учреждения «Чистый город» города Невинномысска в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» – отказать, за не обоснованностью. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 10 дней, со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Ю.Н. Васькин Вступило в законную силу 16.06.2011 г. Исполнил помощник судьи Чайкин Е.В.