решение по заявлению Огнева В.В. о признании недействительным постановления главы г. Невинномысска от 26.12.2011г.



дело № 2-1794/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Невинномысск 26 декабря 2011 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Красновой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Хатуовой А.С.,

с участием представителя заявителя Огнева В.В. – Криницына А.И., заинтересованного лица – Артюшенко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Огнева В.В. о признании недействительным постановление главы города Невинномысска № 2570 от 03.08.2011 года в части п.п. 3 п.3 - об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, об обязании признать нуждающимися в жилых помещениях и поставить на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях

УСТАНОВИЛ:

Огнев В.В. обратился в суд с заявлением, с учетом их уточнения в судебном заседании, о признании недействительным постановление главы города Невинномысска № 2570 от 03.08.2011 года в части п.п. 3 п.3 - об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях с составом семьи 2 человека: он и жена - Огнева В.П., об обязании администрации г. Невинномысска признать нуждающимися в жилом помещении и поставить на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи с супругой Огневой В.П.

Заявитель Огнев В.В. и заинтересованное лицо Огнева В.П. в судебное заседание не явились, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заявителя Огнева В.В. - Криницын А.И. поддержал уточненные требования Огнева В.В., в их обоснование ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, в суде дополнил, что Огнев В.В. является <данные изъяты> общего заболевания и участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО « Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и в соответствии с действующим законодательством имеет право получить за счет средств федерального бюджета собственное жилье для постоянного проживания. В мае 2011 года заявитель повторно обратился в Администрацию города Невинномысска Ставропольского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако постановлением от 03 августа 2011 года №2570 администрация города Невинномысска Ставропольского края отказала в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и отказала о включении его в списки граждан, имеющих право на получение жилых помещений, сославшись на обеспеченность заявителя с его супругой общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, ссылаясь при этом на то, что он является членом семьи собственника жилого помещения - дочери и таким образом признали его с супругой обеспеченными жильем. Вышеуказанное постановление в части п.п.3 п.3 просит признать незаконным, так как жилое помещение, в котором проживает заявитель совместно с супругой, не является их собственностью; они не являются членом семьи собственника домовладения и не находится у нее на иждивении; заявитель с собственником домовладения имеют раздельный бюджет и ведут раздельное хозяйство. В настоящее время у заявителя возникло препятствие для дальнейшего проживания в указанном выше домовладении, так как дом заблаговременно предназначался для проживания в нем сына собственника домовладения, а у сына собственника домовладения возникает препятствие вселения со своей семьей в предназначенное ему для проживания в указанном домовладении, при этом нарушаются его как личные, так и имущественные интересы. Просит обязать администрацию г. Невинномысска признать заявителя с супругой Огневой В.П., нуждающимися в жилом помещении и поставить заявителя Огнева В.П. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи: он и жена Огнева В.П.

Представитель Администрации города Невинномысска в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении заявления Огнева В.В. в их отсутствие, с учетом представленного возражения, из которого следует, что заявителю обоснованно в соответствии с жилищным законодательством отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как на момент рассмотрения документов, представленных Огневым В.В., он был зарегистрирован в городе Невинномысске по адресу: <адрес>, общей площадью 49,1 кв.м., где по месту жительства зарегистрированы 2 человека, (он и жена - Огнева В.П.). Собственник жилого помещения его дочь - Артюшенко Л.В.. Считают, что на момент подачи заявления Огнев В.В. проживал в жилом помещении, принадлежавшем на праве собственности члену его семьи и был обеспечен общей площадью на одного человека более учетной нормы (24,55 кв.м.) и соответственно признан нуждающимся в жилых помещениях быть не мог. Кроме того считают, что заявителем пропущен срок обращения в суд, в связи с чем просят в удовлетворении его требований отказать.

Заинтересованное лицо Артюшенко Л.В. поддержала требования, заявленные Огневым В.В., в суде пояснила, что домовладение по <адрес> приобретено в 2004 году ею и ее супругом на их совместные средства для проживания их сына, однако юридически сделка была оформлена в 2006 году. Указанное домовладение они предоставили для временного проживания ее родителям, которые ранее проживали в <адрес>, оплата за пользование жильем ими не производится. Сама она в этом доме никогда не проживала, не зарегистрирована, ее родители Огнев В.В. и Огнева В.П. членами ее семьи не являются, проживают отдельно, живут на свою пенсию, на ее иждивении не находятся, собственного жилья не имеют.

Выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении по следующим основаниям.

Судом установлено, что Огнев В.В. является <данные изъяты> общего заболевания и участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (л.д. 14).

В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в редакции от 28.12.2010 г.) в порядке, установленном данным Законом, в целях социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации на указанной территории, Огнев В.В. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для граждан, указанных в части 1 п.3 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию на Чернобыльской АЭС (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 г.)» (л.д. 13).

В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию на Чернобыльской АЭС» для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).

1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3), согласно которым нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 г. № 17-П были признаны положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Постановлением правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В данной программе предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002г-2010 годы.

В соответствии с подпрограммой, а также п. «е» п.5 вышеуказанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 г. №561) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан РФ: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении « Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 « О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Таким образом, у заявителя Огнева В.В. - участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в соответствии с ФЗ от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в порядке, установленном данным Законом, в целях социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации на указанной территории, пользующегося льготами предусмотренными Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию на Чернобыльской АЭС (ст.1)» от 15 мая 1991 года N 1244-1 ( с дальнейшими изменениями и дополнениями) имеется право получить за счет средств федерального бюджета собственное жилье для постоянного проживания.

Согласно ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации и п. п. «а» п. 17 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов …», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 г. №561), применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме того, согласно п. 8 указанных Правил, основанием для признания граждан не имеющих жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Из материалов дела следует, что в мае 2011 года заявитель Огнев В.В., являющийся лицом из числа граждан, имеющих право на предоставление социальных гарантий в соответствии с пунктом 1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обратился с заявлением на имя главы администрации г. Невинномысска о признании нуждающимся в жилых помещениях и о постанове на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи: он и супруга Огнева В.П.

Постановлением главы города Невинномысска за №2570 от 03 августа 2011 года (подпункт 3 пункта 3) Огневу В.В. отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью заявителя и его супруги общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, ссылаясь на подпункт 2 пункта 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (предоставлены документы, не подтверждающие право состоять на жилищном учете) (л.д. 40).

Письмом за подписью зам. главы администрации города Невинномысска от 05.08.2011 года за №2281-07, заявителя Огнева В.В. уведомили, что согласно представленным документам, он и его супруга – Огнева В.П. проживают и зарегистрированы по <адрес>, общей площадью 49, 1 кв.м., по месту жительства зарегистрированы 2 человека, указанное жилое помещение находится в собственности их дочери Артюшенко Л.В., члена их семьи, а потому в соответствии с п.1 с т.31, 51 ЖК РФ, с учетом решения Думы города Невинномысска от 28.06.2006 г. № 67-9, которым учетная норма утверждена в размере 13 кв. метров, заявитель и его супруга обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (24, 55 кв.м. на человека), в связи с чем считают, что признать заявителя нуждающимся в жилых помещениях администрация города не вправе (л.д. 41).

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о признании вышеуказанного постановления главы города Невинномысска от 03 августа 2011 года за № 2570 в части подпункта 3 пункта 3 незаконным в силу следующего.

Признание граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:

1)      не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)      являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы

3)      проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)      являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, поживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В данном случае, судом установлено, что заявитель Огнев В.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения, как и его супруга Огнева В.П., своего жилого помещения для постоянного проживания не имеют.

Судом также установлено, что Огнев В.В. с супругой временно проживают в жилом домовладении по <адрес>, принадлежащем на праве собственности его дочери Артюшенко Л.В., приобретенном ею в браке с Артюшенко за счет их совместных средств. Каких - либо доказательств о том, что указанное недвижимое имущество приобретено Артюшенко Л.В. на денежные средства ее родителей, администрацией города Невинномысска, чьи действия обжалуются, суду не представлены.

Несостоятельными являются и доводы администрации города в части того, что заявитель и его супруга являются членами семьи собственника Артюшенко Л.В.

В соответствии с п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи собственника.

Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает заявитель совместно с супругой, не является их собственностью, заявитель и его супруга не являются членами семьи собственника домовладения – Артюшенко Л.В., совместно с собственником в принадлежащем ей жилом доме не проживают и собственник домовладения в указанном жилом доме никогда не проживала, заявитель с собственником домовладения имеют раздельный бюджет и ведут раздельное хозяйство, на иждивении у собственника они не находятся.

Таким образом, суд считает, что заявителем Огневым В.В. в администрацию города были представлены необходимые соответствующие документы, подтверждающие его право состоять на жилищном учете, оснований для отказа в признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения не имеется, а потому требования, заявленные Огневым В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд также не может согласиться с заявлением представителя администрации города Невинномысска о пропуске заявителем срока обращения в суд, поскольку из материалов дела следует, что предусмотренный пунктом 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срок им не пропущен, так как обжалуемый им отказ администрации города в признании его нуждающимся в жилых помещениях получен заявителем в первой декаде августа 2011 года, а с заявлением в суд Огнев В.В. обратился 02.11.2011 года, то есть в течение трех месяцев.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Огнева В.В. и считает необходимым признать незаконным постановление главы города Невинномысска № 2570 от 03.08.2011 года в части подпункта 3 пункта 3 об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях Огнева В.В. в составе семьи с супругой Огневой В.П., обязав администрацию города Невинномысска признать заявителя нуждающимися в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи два человека: Огнева В.В. и Огневой В.П..

Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, главой 25, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление главы города Невинномысска № 2570 от 03.08.2011 года в части подпункта 3 пункта 3 - об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях Огнева В.В. в составе семьи: он и супруги Огневой В.П..

Обязать администрацию города Невинномысска признать заявителя Огнева В.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи: он и супруги Огневой В.П., и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи два человека: Огнева В.В. и Огневой В.П..

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 30.12.2011 г.

Судья: Т.М. Краснова

Решение в законную силу не вступило

Исполнил помощник судьи Мустафина В.Р.