Дело № 2-1164/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Невинномысск 30 июля 2012 года Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Головко М.В., при секретаре Рынгач Е.Е., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора г. Невинномысска Ткаченко Н.А., лица, в чьих интересах действует прокурор г. Невинномысска – Мальцевой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Невинномысска в интересах Мальцевой В.Р. к администрации г. Невинномысска о признании права Мальцевой В.Р. на обеспечение вне очереди жилой площадью и об обязании предоставить вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Невинномысска, действуя в интересах Мальцевой В.Р., обратился в суд с иском к администрации г. Невинномысска о признании права Мальцевой В.Р. на обеспечение вне очереди жилой площадью и об обязании администрации города Невинномысска Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Мальцевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, ссылаясь на то, что в прокуратуру города Невинномысска обратилась мальцева В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по <адрес>, в г.Невинномысске, проживающая в г.Невинномысске, <адрес>, с заявлением о защите ее прав и оказании помощи во внеочередном предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы г.Невинномысска от 04.07.2003 года № 1170 несовершеннолетняя мальцева В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена под опеку в связи с тем, что ее родители решением Невинномысского городского суда от 30.04.2003 года ограничены в родительских правах, а в дальнейшем решением суда от 04.05.2007 года лишены родительских прав. Пунктом 3 этого же постановления за несовершеннолетней Мальцевой В.Р. закреплена жилая площадь в комнате <адрес>, в г.Невинномысске. Однако, Мальцева В.Р. в своем заявлении указала, что совместное проживание с родителями невозможно по причине злоупотребления ими алкоголем. 28.05.2010 года Мальцева В.Р. достигла совершеннолетия на тот момент она обучалась в МОУ СОШ № 15, которую окончила в июне 2010 года и соответственно с этого времени у нее возникло право на обеспечение жилым помещением. Согласно п.4. ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. В жилищном законодательстве отсутствует юридический термин закрепления жилого помещения. Таким образом, постановлением главы администрации г.Невинномысска от 04.07.2003 года № 1170 за Мальцевой В.Р. закреплено право пользования жилым помещением в г.Невинномысске по <адрес>. Однако, воспользоваться правом пользования жилым помещением Мальцева В.Р. не может воспользоваться по причине невозможности совместного проживания с родителями, лишенными родительских прав. Кроме того, возвращение Мальцевой В.Р. в те же антисанитарные и антисоциальные условия, из которых она была изъята 04.07.2003 года, не способствует ее социальной реабилитации. В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Данным Постановлением уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Постановлением главы города Невинномысска от 03.06.2008 года № 1195 Мальцева В.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно действующему законодательству. Данный факт указывает на то, что администрация города Невинномысска не предпринимает мер, направленных на обеспечение Мальцевой В.Р. жилым помещением, что в свою очередь влечет грубое нарушение ее социальных прав, поскольку она относится к социально незащищенной категории лиц из числа детей-сирот и самостоятельно защитить свои права не может. Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если он обратился к нему с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Старший помощник прокурора г. Невинномысска Ткаченко Н.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить исковые требования. Мальцева В.Р. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации г. Невинномысска в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии. В отзыве на исковое заявление указала, что постановлением главы города Невинномысска от 04.07.2003 № 1170 за несовершеннолетнее Мальцевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была закреплена жила площадь в комнате <адрес>. Согласно п. 4 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенок, в отношении которого родители (один из родителей) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. В соответствии с ч. 2. Ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членом его семьи. Постановлением главы города Невинномысска Ставропольского края от 03.06.2008 № 1195 мальцева В.Р., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии со ст. 7. Закона Ставропольского края дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), в приемной семье, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания окончании пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. В соответствии с порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 60-п, право на получение субсидии имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в семье патронатного воспитателя или приемной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав представителя истца, Мальцеву В.Р., изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Невинномысска, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Мальцева В.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включена в список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Невинномысска. Конституционный Суд РФ в п.п. 2. и 2.3 Определения от 07.06.2011 № 746-O-O «По жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа «Lex posterior derogat legi priori» («Последующий закон отменяет предыдущий») в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. При таких обстоятельствах за Мальцевой В.Р. следует признать право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, предусмотренное ч. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края ни социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья). В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшемся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Данным Постановлением уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Постановлением главы города Невинномысска № 1195 от 03.06.2008г. Мальцева В.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно действующему законодательству, однако до настоящего времени Мальцева В.Р. жильем не обеспечена. Суд считает необходимым отметить, что Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет, в связи, с чем несостоятельны доводы ответчика, указанные в возражении. На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора г. Невинномысска в интересах Мальцевой В.Р. о признании права Мальцевой В.Р. на обеспечение вне очереди жилой площадью и об обязании администрации города Невинномысска Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить мальцева В.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Невинномысска удовлетворить. Признать право Мальцевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, предусмотренное ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязать администрацию города Невинномысска Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Мальцевой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение 30 дней. Судья М.В. Головко Решение не вступило в законную силу. Исполнил помощник судьи Власов П.А.