решение по з. Ус В.В. о признании незаконным отказа администрации города в постановке на учет по предоставлении жилья от 18.02.2011 г.



Дело№2-236/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2011 г. г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Красновой Т.М.

при секретаре Гурнаковой М.И.

с участием заявителя Ус В.В., представителя заинтересованного лица - Администрации г. Невинномысска по доверенности Камышовой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ус В.В. о признании незаконным отказа администрации города Невинномысска в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со статьей 30 Закона «О милиции», о восстановлении права на первоочередное получение жилья в порядке, предусмотренном п.1 ст.30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года №, обязании администрации включить в список граждан нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке как сотрудника милиции согласно имеющейся в администрации города Невинномысска очередности на момент подачи заявления от 13.07.2010 года,

установил:

22.09.2010 года Ус В.В. обратился в Невинномысский городской суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации города Невинномысска в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке, о признании незаконным отказ в предоставлении жилья и понуждении предоставить жилую площадь.

Решением Невинномысского городского суда от 01 октября 2010 года в удовлетворении вышеуказанного заявления Ус В.В. было отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28.12.2100 года решение Невинномысского городского суда от 01.10.2010 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения заявления Ус В.В. заявленные требования были уточнены и он просил признать отказ администрации города Невинномысска в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со статьей 30 Закона» О милиции» о признании незаконным, о восстановлении его права на первоочередное получение жилья в порядке, предусмотренном п.1 ст.30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года №, обязав администрацию включить его и членов семьи в список граждан нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке как сотрудника милиции согласно имеющейся в администрации города Невинномысска очередности на момент подачи заявления от 13.07.2010 года, а также дополнил требованиями о признании незаконным бездействие администрации города Невинномысска по рассмотрению его заявления от 13.07.2010 года о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как сотрудника милиции, в порядке предусмотренном статьей 30 Закона « О милиции», обязав администрацию города Невинномысска рассмотреть его заявление с учетом ранее представленных им в администрацию документов, в качестве основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий как сотрудника милиции в порядке, предусмотренном ст. 30 « Закона « О милиции», рассмотреть его заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке, предусмотренном ст.30 Закона « О милиции» и включить его в список сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке.

В судебном заседании Ус В.В.уточненные требования поддержал в части признания отказ администрации города Невинномысска в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со статьей 30 Закона «О милиции» незаконным, о восстановлении его права на первоочередное получение жилья в порядке, предусмотренном п.1 ст.30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года №, обязав администрацию включить его и членов семьи в список граждан нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке как сотрудника милиции согласно имеющейся в администрации города Невинномысска очередности на момент подачи заявления от 13.07.2010 года. В обоснование заявленных требований пояснил, что постановлением главы города Невинномысска № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления его супруги Ус И.В. их семья в составе: он, жена и сын ФИО1, была признана нуждающейся в улучшение жилищных условий. Их семья была поставлена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в подпрограмму «Молодая семья». В июле 2010 года после рождения второго ребенка в администрацию города Невинномысска им были представлены дополнительно документы на второго сына, для включения его в число нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также справка с места работы, выданная ГУВД Ставропольского края о том, что он является сотрудником милиции. При сдаче документов, им был задан вопрос, какие документы еще необходимы представить для предоставления ему жилья как работнику милиции, но сотрудники администрации ничего вразумительного не пояснили и 14.07.2010 года им было направлено в администрацию г. Невинномысска письменное заявление о предоставлении его семье жилья на основании п. 1 ст. 30 Закона « О милиции», а 03.09.2010г. он получил ответ (исх. № У-1041, 18.08.2010г.), из которого следовало, что администрация города отказывается предоставить ему жилье в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции», так как в настоящее время ни в Ставропольском крае, ни в Российской Федерации не принят закон, утверждающий методики распределения субвенций местным бюджетам на исполнение обязанностей РФ по обеспечению сотрудников милиции жилыми помещениями.

Считает отказ незаконным, так как действующее жилищное законодательство и сложившаяся судебная практика не содержат указаний на то, что функция по предоставлению жилья сотрудникам милиции не должна осуществляться до разработки методики о распределении субвенций.

Считает, что администрация неправомерно отказала в постановке на учет на первоочередное получение жилья, так как п. 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. При обращении в администрацию г. Невинномысска он просил предоставить его семье жилье в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции», который и содержит такой порядок.

Из документов, представленных представителем администрации города Невинномысска, следует, что 87 сотрудников милиции до 01.01.2005 г. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке. Считает, что с момента подачи заявления в администрацию г. Невинномысска о предоставлении его семье жилого помещения в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции», администрации города следовало включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке соответственно очереди, установленной на день подачи им заявления.

Также не согласен с тем, что он с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях для получения жилого помещения по договору социального найма, как сотрудник милиции не обращался и необходимые документы не представил, поскольку для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, как и для включения в программу «Обеспечение жильем молодых семей», так и для предоставления жилья по договору социального найма в рамках закона ст. 30 Закона « О милиции», являются одни и те же основания, а его семья постановлением главы признана нуждающейся в жилом помещении. По настоящее время его семья не имеет никакой жилой площади, жилое помещение, как участникам подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» не предоставлено, состав его семьи не изменился, он продолжает работать в органах милиции.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, он обратился в администрацию города Невинномысска с заявлением по вопросу повторного рассмотрения ранее направленного его заявления от 13.07.2010 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как сотрудника милиции и постановки его семьи в первоочередную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое было рассмотрено 15.02.2011 года и фактически ему вновь отказано в постановке на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со статьей 30 Закона «О милиции», отказ он просит признать незаконным, а также восстановить его право на первоочередное получение жилья в порядке, предусмотренном п.1 ст.30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года № и обязать администрацию города Невинномысска включить его и членов его семьи в список граждан, нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке, как сотрудника милиции согласно имеющейся в администрации города Невинномысска очередности на момент подачи им заявления в администрацию города от 13.07.2010 года.

Представитель администрации города Невинномысска Камышова А.А. уточненные требования Ус В.В. не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на заявление Ус В.В., в суде дополнила, что семья заявителя была признана нуждающимся в улучшении жилищных условий для включения в число участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище». В соответствии с жилищным законодательством граждане имеют право состоять в нескольких очередях по своему желанию, на основании заявления. Заявление о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в администрацию г. Невинномысска не поступало, поэтому вопрос о включении его в список нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не рассматривался. Было заявление Ус В.В. об обеспечении его жильем в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона «О милиции», на который был дан ответ с соответствующими разъяснениями.

Гражданин обязан обратиться с письменным заявлением о дополнительных основаниях, если такие основания появились, поэтому Ус В.В. следовало подать новое заявление, если у него появились иные основания для постановки на учет – именно как сотрудника милиции, а не как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Заявление Ус В.В. не соответствовало требованиям, так он не указал состав семьи, была приобщена справка о том, что он является сотрудником милиции, которая была запрошена для представления в банк. Кроме того, заявитель должен был попросить поставить его на учет нуждающегося в жилом помещении, как сотрудника милиции, в заявлении же были указаны иные требования – «обеспечить жильем».

Считает, что требование Ус В.В. о предоставлении ему и его семье жилья в первоочередном порядке в соответствии с требованиями п.3 ст. 49 ЖК РФ не обоснованны, поскольку таким категориям граждан предусмотрено выделение жилых помещений из жилого фонда РФ или жилого фонда субъектов РФ, но ни РФ, ни субъект РФ муниципалитету жилой фонд не передавали.

В администрации города имеется льготная очередь на предоставление жилого помещения сотрудникам милиции, принятым на учет до 01.03.2005 года, этот список остался неизменным, т.к. финансирование предоставления жилья для данной категории граждан из федерального бюджета не ведется, с 2005 года никто из сотрудников милиции по этому списку жилья не получил. Отдельного списка учета данных граждан нет, поэтому Ус В.В., как сотрудника милиции, включить в список, дополнение которого с введением в действие нового ЖК РФ прекращено, нет возможности. После 01.03.2005 г. сотрудников милиции принимали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем порядке. Ус В.В. мог быть поставлен на учет только в общий список, как и другие сотрудники, которые были поставлены в список после 01.03.2005 г. При этом, сотрудник милиции признается нуждающимся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, то есть семья должна быть признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, а для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» не требуется, чтобы семья была признана малоимущей.

Полагает, что на сегодняшний день заявление Ус В.В. рассмотрено надлежащим образом, 15.02.2011 года жилищной комиссией администрации города ему дан ответ о порядке обеспечения жильем работников милиции, выдан список документов, необходимых для признания граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Просит в удовлетворении требований, заявленных Ус В.В., отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Ус И.В. в судебное заседание не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, требования и доводы заявителя Ус В.В. поддерживает.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд находит уточненные заявленные требования Ус В.В. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное законодательство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( часть 3 статьи 40 Конституции РФ).

Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и ( или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или субъектом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года №1026-1 « О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая помощь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Поскольку Законом «О милиции», иными нормативными актами непосредственный порядок предоставления жилых помещений сотрудникам милиции не регламентирован, предоставление жилья данной категории граждан осуществляется по договорам социального найма.

Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения поселений.

Аналогичные положения предусмотрены п.6 ст.8 Устава города Невинномысска.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев.

Состоять на учета в качестве нуждающимися в жилых помещениях имеют право, указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям( как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям ( часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Судом установлено, что 18.08.2009 года супруга заявителя Ус И.В. по месту своего жительства обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее с семьей из трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и постановлением главы города Невинномысска №776 от 31.08.2009 года Ус И.В. с составом семьи из трех человек: она, муж Ус В.В. и сын ФИО1, 06.11.2008 года были признаны нуждающимися в жилых помещениях, что также подтверждается уведомлением от 03.08.2009 г. №1731-04 ( л.д.25)

01.10.2009 г. Ус И.В. было подано заявление в администрацию города Невинномысска о включении ее и членов ее семьи в число участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и постановлением главы города Невинномысска № 1218 от 09.1.2009 года они были включены в число участников указанной подпрограммы ( л.д.21. 23-24 ).

С доводами представителя администрации города Невинномысска о том, что семья заявителя признана нуждающейся в жилом помещении только в целях включения в число подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей», и иных заявлений Ус В.В. о включении его в какие- либо другие списки граждан, нуждающихся в жилье, в администрацию города не поступало, то следовательно, вопрос о принятии семьи Ус В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не рассматривался, суд не может согласиться, поскольку в судебном заседании представитель администрации города Невинномысска не отрицала, что вышеуказанное заявление Ус И.В. было рассмотрено в соответствии с действующим жилищным законодательством, в том числе с соблюдением требований ст.ст.49,51, 52 ЖК РФ.

Кроме того, порядок ведения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года №13-кз « О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» ( вред Законов СК от 09.06.2008 года № 28-кз, 08.06.2009 года №35-кз)

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона СК №13-кз принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч.4 данного закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому общему списку.

Из единого общего списка формируются отдельные списки граждан, нуждающиеся в жилых помещениях, по каждой из категорий:

малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма;

граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 1 Закона СК №13-кз гражданин, имеющий право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, по своему выбору может быть принят на учет по одному из оснований или по каждому из оснований и учтен соответственно в одном или нескольких списках.

Таким образом, после признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, он включается в единый общий список, а также исходя из категории граждан в тот или иной список, то есть включение в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по соответствующим категориям, представляет собой правовое последствие установления факта нуждаемости гражданина в жилье.

При этом, жилищное законодательство не возлагает на гражданина обязанность вторично обращаться с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в случае, если гражданин решил реализовать свое право на принятие на учет по другому основанию.

В данном случае, исследованные доказательства свидетельствуют, что 13.07.2010 года Ус В.В. обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении жилья как сотруднику милиции, приложив справку с места работы, подтверждающую, что он является сотрудником милиции, и просил сообщить какие еще документы ему необходимо представить для получения жилья.

Однако администрация не ответила по существу указанного обращения заявителя, поскольку ответ содержит лишь ссылки на различные нормативно- правовые акты, регулирующие правоотношения по вопросу исполнения обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жильем сотрудников милиции ( л.д.9).

Между тем, положения ст.30 Закона « О Милиции» в ее конституционно- правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти – компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных( представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация, вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Несостоятельными находит суд доводы представителя администрации и в части того, что при признании семьи заявителя нуждающейся в жилом помещении при включении в число участников подпрограммы « Обеспечением жильем молодых семей» семья Ус В.В. не была признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, поскольку заявитель Ус В.В. обратился в администрацию с заявлением о постановке его семьи на учет не как малоимущих граждан, а о предоставлении жилого помещения в соответствии со ст. 30 Закона « О милиции», ч.3 ст.49 ЖК РФ, согласно которых жилое помещение по договору социального найма предоставляется сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а семья Ус В.В. таковой признана постановлением главы администрации 31.08.2009 года.

Судом установлено, что состав семьи Ус В.В. не изменился, жилое помещение, как участникам подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002 – 2010 годы, семье Ус В.В. не предоставлено, Ус В.В. является сотрудником милиции и на день рассмотрения дела действие Федерального Закона « О милиции» не прекращено.

Таким образом, исследованные доказательства свидетельствуют, что Ус В.В. в администрацию был представлен необходимый пакет документов для постановки его на учет, как сотрудника милиции, в связи с чем отказ администрации города Невинномысска в постановке заявителя на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке в соответствии со статьей 30 Закона «О милиции» следует признать незаконным, восстановив его права на первоочередное получение жилья в порядке, предусмотренном п.1 ст.30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года №1026-1, обязав администрацию включить Ус В.В. в список граждан нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке как сотрудника милиции согласно имеющейся в администрации города Невинномысска очередности на момент подачи им заявления от 13.07.2010 года.

Учитывая ходатайство заявителя, понесенные им судебные расходы, не взыскивать.

Руководствуясь ст. 254, 258, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ус Вадима Валериевича удовлетворить.

Признать отказ администрации города Невинномысска в постановке Ус В.В. и членов его семьи на учет по предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке, предусмотренном ст. 30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года №1026-1, незаконным.

Восстановить права Ус В.В. на первоочередное получение жилья в порядке, предусмотренном п.1 ст.30 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года №1026-1, обязав администрацию города Невинномысска включить Ус В.В. в список граждан нуждающихся в улучшении жилья в первоочередном порядке как сотрудника милиции согласно имеющейся в администрации города Невинномысска льготной очередности на момент подачи им заявления от 13.07.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с 24.02.2011 г.

Судья Т.М. Краснова

Решение в законную силу не вступило

Исполнил помощник судьи Мустафина В.Р.