Мотивированное решение
изготовлено 1. 08.2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.07. 2010 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Кордюковой Н.А.
с участием прокурора Григорьевой Л.А.
при секретаре Сергеевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах А. к П. о взыскании недополученной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Невьянский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах А. к П.
1. Признать действия П. по расчету пенсии А. за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 незаконными.
2. Обязать П. выплатить А. за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 недополученный размер пенсии в сумме 964.89 руб.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал на то, что проведенной Невьянской городской прокуратурой проверкой соблюдения пенсионного законодательства при начислении пенсий органами пенсионного обеспечения в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 лицам, имеющим право на получение двух пенсий, установлено, что размер пенсии А. с 00.00.0000 по 00.00.0000 органами пенсионного обеспечения исчислялся неверно.
Статья 7 ФЗ "О государственных пенсиях в РФ" регулирует исчисление и увеличение пенсии в связи с ростом заработной платы и вступила в силу с 1 февраля 1998 года. Пунктом "ж" ч. 1 ст. 7 Закона предусматривалось, что при получении пенсионером одновременно двух пенсий общая их сумма после увеличения в соответствии с настоящей статьей не может превышать 1,2 среднемесячной заработной платы в стране.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в ст. 7 Закона РФ "О государственных пенсиях" от 16.04.2001 № 38, вступил в силу с 01.05.2001, в соответствии со ст. 1 которого п. "ж" ч. 1 ст. 7 исключен.
Следовательно, с 01.02.1998 по 01.05.2001 действовало положение о том, что при получении пенсионером двух пенсий общая их сумма после увеличения в соответствии со ст. 7 указанного закона не может превышать 1,2 среднемесячной заработной платы по стране.
При начислении и выплате пенсии органы пенсионного обеспечения ограничивали указанным размером общую сумму пенсий и предусмотренные пенсионным законодательством повышения пенсии, хотя должны были подвергать ограничению сумму только основных пенсий.
Статья 7 Закона "О государственных пенсиях" устанавливает ограничение в размере 1,2 средней заработной платы по стране, которое относится к новому механизму исчисления основного размера пенсии, исчисляемого с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Данная статья не регулирует вопросы повышения пенсий и надбавок к ним. Эти вопросы урегулированы ст. 21 и ст. 110 указанного Закона. Согласно ч. 2 ст. 111 Закона пенсии с надбавками не ограничиваются определенной суммой.
Решением Верховного Суда от 18.06.1998 признан незаконным пункт 8.4 Рекомендаций Пенсионного Фонда по реализации ФЗ от 21.07.1997 № 113 - ФЗ, который предписывал ограничивать в размере 1,2 общую сумму пенсий, включая предусмотренные пенсионным законодательством надбавки, повышения и компенсационные выплаты.
В указанном решении Верховный Суд РФ указал, что включение в общую сумму пенсий (лицам, получающим две пенсии) всех предусмотренных Законом надбавок, повышений и компенсаций для последующего ограничения полученной общей суммы размером 1,2 (от среднемесячной заработной платы в стране) не соответствуют ст. 7 Закона РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в РФ" (в редакции ФЗ от 21.07.1997 № 113-ФЗ).
Только в ст. 7 Закона установлено ограничение в размере 1,2 от среднемесячной заработной платы по стране, которое относится к новому механизму исчисления (увеличения) основного размера пенсии именно лишь по этой статье Закона, то есть размерам пенсий, определяемых на основе индивидуального коэффициента пенсионера.
Вопросы же надбавок и повышений к пенсии регулируются не ст. 7, а ст. 21 и 110 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
С принятием ФЗ от 21.07.1997 не претерпела изменения ст. 111 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", согласно ч. 3 которой пенсии с надбавками не ограничиваются определенной суммой.
При таких обстоятельствах ограничению размером в 1,2 от среднемесячной заработной платы в стране подлежит общая сумма двух пенсий без включения в эту сумму предусмотренных пенсионным законодательством надбавок, повышений, а в соответствующих случаях и компенсационных выплат, устанавливаемых к пенсии, т.е. общая сумма основных размеров пенсий.
С 00.00.0000 по 00.00.0000 А. исчислялась пенсия в размере 986,02 руб. (основной размер пенсии по старости), 520,37 (размер второй пенсии), 153,15 руб. (повышение пенсии по п. г ст. 110 ФЗ РФ "О государственных пенсиях"). Среднемесячная заработная плата по стране была установлена в размере 1383 руб. (с применением 1,2 = 1659,6 руб.). Пенсия определена в размере 1659,6 руб.
Фактически расчет следовало производить следующим образом: 986,02 руб. + 986,02 руб. = 1972,04 руб. (сумма, подлежащая ограничению). Ограничиваем до 1659,6 руб. + 153,15 руб. = 1812,75 руб. Разница: 1812,75 руб. – 1659,6 руб. = 153,15 руб. Данную сумму умножаем на 3 (с ноября 2000 г. по январь 2001 г. включительно) = 459,45 руб.
С 00.00.0000 по 00.00.0000 А. исчислялась пенсия в размере 1085,90 руб. (основной размер пенсии по старости), 573,23 (размер второй пенсии), 168,47 руб. (повышение пенсии по п. г ст. 110 ФЗ РФ "О государственных пенсиях"). Среднемесячная заработная плата по стране была установлена в размере 1523 руб. (с применением 1,2= 1827,6 руб.). Пенсия определена в размере 1827,6 руб.
Фактически расчет следовало производить следующим образом: 1085,90 руб. + 1085,90 руб. = 2171,80 руб. (сумма, подлежащая ограничению). Ограничиваем до 1827,6 руб. + 168,47 руб. = 1996,07 руб. Разница: 1996,07 руб. - 1827,6 руб. = 168,47 руб. Данную сумму умножаем на 3 (с февраля 2001 г. по апрель 2001 г. включительно) = 505,41 руб.
При сложении 459,45 руб. + 505,41 руб. = 964,86 руб. - сумма недоначисленная и невыплаченная А.
В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ РФ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Часть 2 ст. 123 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2001 также предусматривала, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
А., 00.00.0000 года рождения, является инвалидом второй группы, участником ВОВ, сам в силу своего возраста и состояния здоровья не может защищать свои интересы в суде, в связи с чем прокурор на основании ст. 45 Гражданского Процессуального кодекса РФ обратился с исковым заявлением в суд в защиту интересов данного гражданина.
Прокурор Григорьева Л.А. исковые требования в судебном заседании поддержала в полном объеме.
Истец А. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Т., действующая на основании доверенности, исковые требованиям не признала, и пояснила в судебном заседании, что П. рассмотрев требования Невьянского городского прокурора изложенные в исковом заявлении, считает, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом «ж» статьи 7 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российский Федерации» (в редакции ФЗ от 21.07.1997г. № 113-ФЗ) предусматривалось, что при получении пенсионером одновременно двух пенсий общая их сумма после увеличения в соответствии со статьей 7 не может превышать 1,2 среднемесячной заработной платы в стране.
Закон № 340-1 не содержит определения понятия «пенсия». Однако из содержания статей указанного Закона вытекает, что пенсия складывается из размера пенсии, а также соответствующих надбавок и повышений. В частности, нормы Закона, регулировавшие порядок установления размеров пенсий (статьи 16-19, 31-34, 36, 62-65, 68, 84-86, 114), надбавок (статьи 21, 38, 70, 86.1) и повышений (статьи 110, 112) свидетельствуют о том, что размер пенсии, надбавки и повышения являются составными частями пенсии.
Из положений Закона № 340-1, предусматривавших правила выплаты пенсии (статьи 120, 123, 124) и применявшихся, исходя из своего правового смысла, только к пенсии, исчисленной с учетом всех полагающихся надбавок и повышений, также следует, что понятие «пенсия», использованное в указанном Законе, означает совокупность размера пенсии, надбавок и повышений к пенсии. Не является исключением и статья 7 Закона № 340-1, в которой при формулировке ее названия, а также положения, содержащегося в пункте «ж» части 1 указанной статьи, законодатель применил термин «пенсия», а не «размер пенсии».
Следовательно, ограничение, установленное данным пунктом, относится к сумме пенсий, а не размеров пенсий, а значит, распространяется и на все составные части, образующие эти пенсии, т.е. размер пенсии, надбавки и повышения.
Учитывая изложенное, правовая позиция прокурора о том, что ограничение, установленное пунктом «ж» части 1 статьи 7 Закона № 340-1, применяется только к размерам пенсий, исчисленным с индивидуальным коэффициентом пенсионера (далее – ИКП), а надбавки и повышения начисляются сверх 1,2 среднемесячной заработной платы в стране, не имеет под собой правовых оснований.
Ссылки прокурора, приведенные в исковом заявлении, на статьи 21, 110 и 111 Закона № 340-1, в соответствии с которыми пенсия с надбавками не ограничивается предельной суммой, также являются необоснованными по следующим основаниям.
Порядок исчисления пенсий с применением ИКП регулируется исключительно статьей 7 Закона № 340-1. Отсюда следует, что все остальные положения этого Закона, в том числе о надбавках и повышениях, при исчислении пенсий с ИКП применяются лишь в той части, в какой они не противоречат положениям этой статьи. Следовательно, при ограничении общей суммы двух пенсий (с учетом надбавок и повышений) на основании пункта «ж» части 1 статьи 7 Закона № 340-1 положения статей 21, 110 и 111 этого Закона в части, предусматривающей их установление к размеру пенсии без какого-либо ограничения предельной суммой, применению не подлежат.
Решение Верховного Суда РФ от 18.06.1998 г. (в редакции определения Верховного Суда РФ от 13.11.1998 г.) по гражданскому делу № ГКПИ 98-191 о признании незаконными (недействующими) Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», утвержденных совместным письмом Минтруда и соцразвития РФ и Пенсионного фонда РФ от 01.12.1997 г./04.12.1997 г. № 5981-ЮЛ/ВБ-06-28/8681, также не может служить основанием для начисления надбавок и повышений сверх ограничения общей суммы двух пенсий, установленного пунктом «ж» части 1 статьи 7 Закона № 340-1, поскольку органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, решения об установлении пенсий, в том числе с применением ИКП, выносили не на основании указанных Рекомендаций, а на основании Закона № 340-1, в частности, на основании указанного пункта, который был сформулирован исчерпывающим образом, что позволяло обеспечить его правильное и единообразное применение без каких-либо дополнительных разъяснений, в том числе без указанных Рекомендаций.
Что касается толкования отдельных положений пенсионного законодательства, в том числе статей 7, 21, 110 и 111 Закона № 340-1, содержащихся в мотивировочной части вышеназванного решения Верховного Суда РФ, то оно в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, действовавшим во время вынесения решения Верховным Судом РФ, не носило обязывающего характера и не могло являться основанием для принятия органами, осуществлявшими пенсионное обеспечение, решений о начислении надбавок и повышений сверх 1,2 среднемесячной заработной платы в стране при исчислении пенсий с применением ИКП.
Федеральным законом от 16.04.2001 г. № 38 «О внесении изменений в статью 7 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пункт «ж» части 1 статьи 7 Закона № 340-1 исключен с 01.05.2001 г.
Учитывая изложенное, при исчислении А. 2-х пенсий с применением ИКП в период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г правомерно и обоснованно применялось ограничение 1,2 среднемесячной заработной платы в стране к общей сумме двух пенсий, с включением в эту сумму предусмотренных Законом № 340-1 надбавок и повышений. С 00.00.0000 г. сумма двух пенсии А. исчислена без указанного ограничения.
Данная правовая позиция подтверждена Пенсионным фондом Российской Федерации, ее единообразно занимают территориальные органы ПФР во всех регионах Российской Федерации, в том числе П.
Кроме того, заявленные требования Невьянского городского прокурора о взыскании с П. недополученной суммы пенсии в пользу А., не может быть удовлетворено в связи с тем, что пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
На основании п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая изложенное, П. просит суд в удовлетворении исковых требованиях Невьянского городского прокурора отказать.
Выслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Невьянский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах А.который в силу своего возраста (1927года рождения) и по состоянию своего здоровья (инвалид 2 группы ) не в состоянии защищать свои интересы в суде.
Таким образом, Невьянский городской прокурор правомочен обратиться в суд в защиту интересов пенсионера А.
Статья 7 Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», регулирует исчисление и увеличение пенсии в связи с ростом заработной платы и вступила в силу с 1 февраля 1998 года. Пунктом "ж" ч. 1 ст. 7 данного Закона предусматривалось, что при получении пенсионером одновременно двух пенсий общая их сумма после увеличения в соответствии с настоящей статьей не может превышать 1,2 среднемесячной заработной платы в стране. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в ст. 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" от 16.04.2001 № 38, вступил в силу с 01.05.2001, п. "ж" ч. 1 ст. 7 исключен. Следовательно, с 01.02.1998 по 01.05.2001 действовало положение о том, что при получении пенсионером двух пенсий общая их сумма после увеличения в соответствии со ст. 7 указанного закона не может превышать 1,2 среднемесячной заработной платы по стране.
При начислении и выплате пенсии органы пенсионного обеспечения ограничивали указанным размером общую сумму пенсий и предусмотренные пенсионным законодательством повышения пенсии, хотя должны были подвергать ограничению сумму только основных пенсий.
Статья 7 Закона "О государственных пенсиях" устанавливает ограничение в размере 1,2 средней заработной платы по стране, которое относится к новому механизму исчисления основного размера пенсии, исчисляемого с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Данная статья не регулирует вопросы повышения пенсий и надбавок к ним. Эти вопросы урегулированы ст. 21 и ст. 110 указанного Закона. Согласно ч. 2 ст. 111 Закона пенсии с надбавками не ограничиваются определенной суммой.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.1998 признан незаконным пункт 8.4 Рекомендаций Пенсионного Фонда по реализации Федерального закона от 21.07.1997 № 113 - ФЗ, который предписывал ограничивать в размере 1,2 общую сумму пенсий, включая предусмотренные пенсионным законодательством надбавки, повышения и компенсационные выплаты. В указанном решении Верховный Суд Российской Федерации, указал, что включение в общую сумму пенсий (лицам, получающим две пенсии) всех предусмотренных Законом надбавок, повышений и компенсаций для последующего ограничения полученной общей суммы размером 1,2 (от среднемесячной заработной платы в стране) не соответствуют ст. 7 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации " (в редакции ФЗ от 21.07.1997 № 113-ФЗ).
Только в ст. 7 Закона установлено ограничение в размере 1,2 от среднемесячной заработной платы по стране, которое относится к новому механизму исчисления (увеличения) основного размера пенсии определяемого на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Вопросы надбавок и повышений к пенсии регулируются не ст. 7, а ст. 21 и 110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С принятием Федерального закона от 21.07.1997 не претерпела изменения ст. 111 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ч. 3 которой пенсии с надбавками не ограничиваются определенной суммой.
При таких обстоятельствах ограничению размером в 1,2 от среднемесячной заработной платы в стране подлежит общая сумма двух пенсий без включения в эту сумму предусмотренных пенсионным законодательством надбавок, повышений, а в соответствующих случаях и компенсационных выплат, устанавливаемых к пенсии, т.е. только общая сумма основных размеров пенсий.
С 00.00.0000 по 00.00.0000 А. исчислялась пенсия в размере 986,02 руб. (основной размер пенсии по старости), 520,37 (размер второй пенсии), 153,15 руб. (повышение пенсии по п. г ст. 110 ФЗ РФ "О государственных пенсиях"). Среднемесячная заработная плата по стране была установлена в размере 1383 руб. (с применением 1,2 = 1659,6 руб.). Пенсия определена в размере 1659,6 руб.
Фактически расчет следовало производить следующим образом: 986,02 руб. + 986,02 руб. = 1972,04 руб. (сумма, подлежащая ограничению). Ограничиваем до 1659,6 руб. + 153,15 руб. = 1812,75 руб. Разница: 1812,75 руб. – 1659,6 руб. = 153,15 руб. Данную сумму умножаем на 3 (с ноября 2000 г. по январь 2001 г. включительно) = 459,45 руб.
С 00.00.0000 по 00.00.0000 А. исчислялась пенсия в размере 1085,90 руб. (основной размер пенсии по старости), 573,23 (размер второй пенсии), 168,47 руб. (повышение пенсии по п. г ст. 110 ФЗ РФ "О государственных пенсиях"). Среднемесячная заработная плата по стране была установлена в размере 1523 руб. (с применением 1,2= 1827,6 руб.). Пенсия определена в размере 1827,6 руб.
Фактически расчет следовало производить следующим образом: 1085,90 руб. + 1085,90 руб. = 2171,80 руб. (сумма, подлежащая ограничению). Ограничиваем до 1827,6 руб. + 168,47 руб. = 1996,07 руб. Разница: 1996,07 руб. - 1827,6 руб. = 168,47 руб. Данную сумму умножаем на 3 (с февраля 2001 г. по апрель 2001 г. включительно) = 505,41 руб.
При сложении 459,45 руб. + 505,41 руб. = 964,86 руб. - сумма недоначисленная и невыплаченная А.
В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ РФ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Часть 2 ст. 123 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2001 также предусматривала, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Статья 123 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" № 340-1 от 20.11.1990 года, действовавшего до 01.01.2001 года, также предусматривала, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку пенсия А.была исчислена неверно, он по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, не получил причитавшиеся ему суммы пенсий своевременно, а следовательно на данные правоотношения срок исковой давности не распространяется.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не предоставил суду доказательств законности и правильности исчесления размера пенсии истцу, ссылаясь только на позицию Пенсионного фонда Российской Федерации, противоречащую действующему законодательству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Невьянского городского прокурора, заявленные в интересах А.подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Невьянского городского прокурора, заявленные в интересах А. удовлетворить.
Взыскать с П. в пользу А. недополученную пенсию за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 в размере 964 рубля 86 копеек.
Взыскать с П. государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме с подачей жалобы через Невьянский городской суд.
Судья: Кордюкова Н.А.
Копия верна: \Кордюкова Н.А.
Решение вступило в законную силу _____________________________________
Судья: \Кордюкова Н.А.