Решение о защите жилищных прав



Мотивированное решение

составлено 07 марта 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,

при секретаре Сухневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крищука М.И. к администрации городского округа Верх-Нейвинский о защите жилищных прав,

установил:

Крищук М.И. обратился в Невьянский городской суд .... с исковым заявлением к администрации городского округа Верх-Нейвинский о признании его нуждающимся в жилом помещении и в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование иска Крищук М.И. указал, что он является ветераном Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном доме с 00.00.0000 года со своей супругой, жилая площадь которого 00 кв.м. Администрация городского округа Верх-Нейвинский отказала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тому основанию, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив дом дочери.

В судебное заседание истец Крищук М.И., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ф. не явились, извещались о дате, времени и месте его проведения.

Их представитель Я., действующая на основании доверенностей, доводы иска поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации городского округа Верх-Нейвинский – Ъ., действующая на основании доверенности, оставила разрешение заявления на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения; в письменных возражениях относительно иска указал, что в соответствии с Постановлением 00-ПП от 00.00.0000 не представляется возможным обеспечить истца жильем. (л.д. 00).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками судебного заседания, заявитель Крищук М.И. зарегистрирован с 00.00.0000 и проживает в жилом доме по адресу: ...., что подтверждено справкой, выданной администрацией городского округа Верх-Нейвинский от 00.00.0000, данными паспорта истца. (л.д. 00). Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Я. на основании договора от 00.00.0000. Право собственности зарегистрировано за Я. установленном законом порядке и подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по .... 00.00.0000. (л.д. 00).

В указанном жилом доме помимо истца зарегистрирована и проживает его супруга Ф.

Ранее владельцем указанного дома являлся Крищук М.И., который подарил дом Я.

Из удостоверения серии В 00, справки 00 00 следует, что Крищук М.И. является инвалидом второй группы; участником Великой Отечественной войны. (л.д. 00). Следовательно, он имеет статус, дающий право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положения абзаца 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливают, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно подп. 6 п. 2, п. 13 данного Порядка в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Средства федерального бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для данной категории граждан на территориях муниципальных образований в Свердловской области в зависимости от численности нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов и инвалидов, с учетом оплаты согласно федеральному законодательству по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Свердловской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут быть предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

00.00.0000 Крищук М.И. обратился в администрацию городского округа Верх-Нейвинский с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. (л.д. 00).

00.00.0000 Глава администрации городского округа Верх-Нейвинский в своем письме за 00 отказал Крищуку М.И. в принятии его в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивировав отказ тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. (л.д. 00).

В статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Вместе с тем, суд считает, что стороной ответчика не приведены убедительные доказательства совершения истцом умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.

Так, в результате дарения истцом спорного жилья дочери, недостатка площади не возникло, следовательно, отчуждение истцом жилого дома нельзя расценивать как умышленные действия, направленные на ухудшение жилищных условий.

При указанных обстоятельствах нельзя прийти к выводу о том, что истец совершил умышленные действия, которые привели к искусственному ухудшению жилищных условий.

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Главы городского округа Верх-Нейвинский от 00.00.0000 00 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, являющимся минимальным размером площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 16 кв.м общей площади на одного человека. (п. 2). Учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в размере 12 кв.м общей площади на одного человека. (п. 1). (л.д. 00).

Как следует из материалов дела площадь жилого дома составляет 00 кв.м, что менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.

Из представленных справок Филиала «Невьянское БТИ», уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, следует, что Крищук М.И., Ф. не имеют имущества, зарегистрированного за ним на праве собственности на территории ...., городского округа Верх-Нейвинский. (л.д. 00).

Доказательств наличия у указанных граждан жилых помещений на другом вещном праве, суду не представлено.

Таким образом, истец является нуждающимся в жилом помещении; следовательно, подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины (подп. 9, 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), уплаченная Крищуком М.И. государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать Крищука М.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Возложить обязанность на администрацию городского округа Верх-Нейвинский принять Крищука М.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

Возвратить Крищуку М.И. из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Невьянский городской суд.

Председательствующий – И.А. Балакина