Мотивированное решение составлено 03 апреля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 марта 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А., при секретаре Зубовой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова А.И. к администрации Невьянского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, установил: Морозов А.И. обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа о возложении обязанности на муниципальное образование .... предоставить ему земельный участок с кадастровым *** площадью *** кв.м в собственность бесплатно. В обоснование иска Морозов А.И. указал, что на основании решения *** Исполнительного комитета Калиновского поселкового Совета народных депутатов от 00.00.0000 утвержден список ЖКО Калиновского химического завода, в котором указаны граждане, проживающие в коммунальных квартирах, нуждающиеся в строительстве хозяйственных сараев для содержания скота в личном хозяйстве. Ему как лицу, указанному в списке, был предоставлен земельный участок площадью *** кв.м с установленным размером хозяйственной постройки *** кв.м. С предоставлением ему земельного участка он выстроил хозяйственную постройку, стал заниматься подсобным хозяйством, выращивать животных. Для этих целей им было возведено строение площадью *** кв.м. Земельный участок, которым он пользуется, не подпадает в 200-метровую водоохранную зону. Он обратился в администрацию Невьянского городского округа с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с находящимися на нем строениями, который он использует для ведения личного подсобного хозяйства, но ему было отказано. В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, просил возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа предоставить ему земельный участок площадью *** кв.м под личное подсобное хозяйство и огородничество в собственность на общих основаниях. Представитель ответчиков – администрации Невьянского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа - З в ходе рассмотрения дела по существу возражала в удовлетворении иска, пояснив, что распоряжение земельными участками является правом органа местного самоуправления. Решением *** земельные участки лицам, указанным в списке, не предоставлялись. Данным лицам было разрешено строительство сараев. При этом из решения не усматривается адреса места отвода участков. Гражданам разрешено строительство сараев размером *** кв.м. Кроме того, на участке, который истец испрашивает, имеются строения, права на которые не зарегистрированы. Данные постройки являются самовольными. На основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельного участка имеет собственник строений, однако истец таковым не является. Кроме того, земельный участок индивидуально никогда определен не был; орган местного самоуправления, обладая правом устанавливать целевое использование земельного участка, его не установил. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО «Калиновский химический завод» - Б, действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении иска, пояснила, что вся территория .... находится в санитарно-защитной зоне завода. Истцу право пользования земельным участком не предоставлялось. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...., в судебное заседание не явился, хотя был извещен о дате, времени и месте его проведения. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. По делу установлено, что решением Исполнительного комитета Калиновского поселкового Совета народных депутатов от 00.00.0000 за ***, утвержден список граждан, нуждающихся в строительстве хоз.сараев, представленный ЖКО хим.завода, в котором указан Морозов А.И. Пунктом *** решения установлен размер хоз.сарая ***. Начальнику ЖКО строго соблюдать отвод участков под строительство хоз.сараев с указанием размеров 3*4, гражданам строго соблюдать установленные размеры при строительстве хоз.сараев. (л.д. ***). Морозов А.И. 00.00.0000 обратился в орган местного самоуправления с заявлением об оформлении земельного участка площадью *** кв.м в аренду сроком на пять лет в ...., в районе хозяйственных построек. (л.д. ***). Письмом от 00.00.0000 за *** Глава Невьянского городского округа сообщил заявителю, что для принятия решения о формировании и предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка с целевым использованием под личное подсобное хозяйство, необходимо представить в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа проект территориального землеустройства земельного участка. (л.д. ***). Постановлением Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** «О формировании земельного участка Морозову А.И.», постановлено сформировать земельный участок в районе хозяйственных построек в .... общей площадью *** кв.м, с целевым использованием земельного участка для ведения огородничества на открытом грунте, без права строительства, выделенный из землепользования (категория земель – земли населенных пунктов), расположенного в кадастровом квартале ***, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами. Для формирования земельного участка Морозову А.И. установить границы земельного участка на местности и обратиться в Роснедвижимость для проведения государственного кадастрового учета. Представить в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа кадастровый паспорт земельного участка для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. (л.д. ***). Как следует из доводов сторон, земельный участок до настоящего времени не сформирован. Данное обстоятельство также следует из сведений Управления Роснедвижимости по .... по состоянию на 00.00.0000, согласно которым в базе данных государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, предоставленном решением *** от 00.00.0000. Согласно каталогу координат, представленному ООО «Гео-центр» в проекте границ земельного участка, формируемый земельный участок находится в землях населенных пунктов. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В силу положений ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Право управления и распоряжения органом местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, закреплено также в положениях подпункта 5 пункта 1 ст. 10 Областного закона от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области". Из указанных положений следует, что основанием для предоставления земельного участка, равно как и его изъятия в установленном законом порядке, является решение органа местного самоуправления, реализующего властные полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Указанное решение является первичным по отношению ко всем дальнейшим действиям, вытекающим из предоставления и изъятия земельного участка. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок, испрашиваемый Морозовым А.И., расположен в границах сельского поселения – ..... Однако из материалов гражданского дела следует и не оспаривается сторонами, что работы по формированию испрашиваемого земельного участка не проведены; вид разрешенного использования земельным участком органом, осуществляющим властные полномочия в области земельных отношений, не определен; земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит. План границ .... до настоящего времени не утвержден. Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Как следует из справки, выданной начальником УНП .... городского округа 00.00.0000, на земельном участке, расположенном примерно в *** метрах на северо-запад от ...., расположены следующие строения: под одной крышей с рубероидным покрытием находятся гараж размером *** кв.м из блоков, строение размером *** кв.м с дощатыми стенами, строение размером *** кв.м из круглого леса, а также отдельно стоящее строение размером *** м из круглого леса. (л.д. ***). В судебном заседании истец пояснил, что им возведены данные постройки, однако право собственности на них он не регистрировал, поскольку ему этого не требуется. Вместе с тем в силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Таким образом, в отсутствие доказательств, подтверждающих факт нахождения принадлежащих истцу на праве собственности строений на земельном участке, не имеется оснований к признанию за ним исключительного права, установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Более того, из решения *** следует, что истцу было разрешено строительство сарая размером *** кв.м. Вместе с тем, не усматривается, что истцу был предоставлен земельный участок площадью *** кв.м; невозможно сделать вывод о месте положения земельного участка, его площади и разрешенном использовании. Как следует из доводов сторон, истец отказался устанавливать границы земельного участка на местности для ведения огородничества на открытом грунте в соответствии с постановлением от 00.00.0000 ***, поскольку просит предоставить данный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, указанной нормой предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно пункту 5 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Таким образом, данной нормой определены условия и порядок заключения договора купли-продажи или аренды, в числе которых выполнение соответствующих кадастровых работ путем осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а также наличие решения соответствующего органа о передаче земельного участка заявителю в аренду или собственность, которые в обязательном порядке предшествуют заключению самого договора аренды. Доказательств соблюдения данной процедуры сторонами спора не представлено. При изложенных обстоятельствах, с учетом указанных законоположений, предмета иска суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, принимая во внимание несоблюдение процедуры формирования участка, отсутствие сведений о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, отсутствие установления разрешенного использования земельного участка под личное подсобное хозяйство. Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей, согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца. Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Морозову А.И. в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Невьянский городской суд. Председательствующий – (И.А. Балакина)