Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кордюковой Н.А., прокурора Битюкова Г.А. при секретаре Сергеевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Невьянского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Невьянского городского округа по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах и о возложении обязанности обеспечить наличие в границах сельских населенных пунктов средствами пожаротушения – переносными пожарными мотопомпами, У С Т А Н О В И Л: Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Невьянского городского округа о признании бездействий администрации Невьянского городского округа по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах – деревни ...., .... (рядом с железнодорожной станцией .... незаконными, и о возложении обязанности обеспечить сельские населенные пункты - .... (рядом с железнодорожной станцией ....), деревни .... – средствами пожаротушения – переносными пожарными мотопомпами в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В ходе рассмотрения дела Невьянский городской прокурор уточнил исковые требования и просил признать бездействие администрации Невьянского городского округа по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах – деревни ...., .... .... незаконными и о возложении обязанности обеспечить наличие в границах сельских населенных пунктов: деревни .... – средствами пожаротушения – переносными пожарными мотопомпами, путем их приобретения в срок не превышающий одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска Невьянский городской прокурор указал на то, что Невьянской городской прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности НГО ГУ МЧС России по СО проведена проверка по исполнению законодательства о пожарной безопасности сельских населенных пунктах Невьянского городского округа. В соответствии со статьей 19 абзацем 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах, в том числе принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной пожарной службы.На основании пункта 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Пунктом 8 части 1 статьи 31 Устава Невьянского городского округа на администрацию Невьянского городского округа возложены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Проверкой установлено, что в сельских населенных пунктах – деревни ...., .... – отсутствует переносная пожарная мотопомпа для локализации пожара. Данные нарушения требований пожарной безопасности были указаны в предписаниях инспектора отдела надзорной деятельности Невьянского городского округа, врученных в 00.00.0000 года главе округа и начальникам управлений населенными пунктами со сроком устранения нарушений до 31 мая 2011 года. По состоянию на 19 мая 2011 года нарушения требований пожарной безопасности не устранены. В статье 3 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны принципы деятельности органов и юридических лиц в области охраны окружающей среды. К основным принципам охраны окружающей среды относятся соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, администрация Невьянского городского округа не принимает достаточных мер по обустройству территории населенных пунктов необходимыми средствами пожаротушения. В пожароопасный период отсутствие переносных пожарных мотопомп может привести к быстрому распространению пожара, как на территории населенного пункта, так и за его пределами, и возникновению лесного пожара. Несоблюдение указанных требований закона может привести к нанесению имущественного ущерба жителям округа и вредному воздействию на окружающую среду от несвоевременной локализации пожара. В судебном заседании прокурор Битюков Г.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика- Администрация Невьянского городского округа в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Каких – либо возражений относительно исковых требований, суду не заявлено. Третье лицо Отдел надзорной деятельности Невьянского городского округа ГУ МЧС России по ...., представитель Щ. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» и ФЗ 131 «Об общих принципах местного самоуправления» Администрация НГО обязана обеспечить первичные меры пожарной безопасности в сельских населенных пунктах. В указанных сельских населенных пунктах не соблюдены меры противопожарной безопасности, так как отсутствуют мотопомпы. Заслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно аб. 6 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах, в том числе принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной пожарной службы. В силу п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Пунктом 8 ч. 1 ст. 31 Устава Невьянского городского округа на администрацию Невьянского городского округа возложены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В судебном заседании установлено, что сельских населенных пунктах: деревня .... - отсутствует переносная пожарная мотопомпа для локализации пожара. В адрес Администрации Невьянского городского округа были вынесены предписания инспектором отдела надзорной деятельности, которые были вручены Главе Невьянского городского округа и начальникам управлений населенными пунктами со сроком устранения нарушений до 00.00.0000. В статье 3 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны принципы деятельности органов и юридических лиц в области охраны окружающей среды. К основным принципам охраны окружающей среды относятся соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; В случае возникновения пожара на границе населенного пункта, и непринятия всех предусмотренных законом мер к его тушению, может произойти разрастание пожара за пределами населенного пункта, где располагаются лесонасаждения лесного фонда, что может привести к возникновению лесного пожара. Таким образом, Администрацией Невьянского городского округа до настоящего времени не приняты меры по обустройству территории населенных пунктов необходимыми средствами пожаротушения – переносными пожарными мотопомпами. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие администрации Невьянского городского округа по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах – деревни .... незаконным. Возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа обеспечить остащение в границах сельских населенных пунктах: деревни .... – средствами пожаротушения – переносными пожарными мотопомпами, путем их приобретения в срок не превышающий одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение. Решение изготовлено печатным способом в совещательной комнате. Судья – Кордюкова Н.А.