Мотивированное решение составлено 21 сентября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 сентября 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А., при секретаре Зубовой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кипрушкиной М.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской .... - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской ...., Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Невьянске Свердловской .... о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», установил: Кипрушкина М.В. (далее по тексту - истец) обратилась в Невьянский городской суд Свердловской .... с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской .... - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской ...., Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Невьянске Свердловской .... о признании отказа в направлении документов на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обосновании иска Кипрушкина М.В. указала, что в 00.00.0000 году ее наградили от имени Правления Центросоюза России «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Данная награда давала право на получение звания «Ветеран труда». На пенсию она вышла в 00.00.0000 года. Указом Губернатора Свердловской .... от 00.00.0000 за *** для работников потребительской кооперации эту льготу отменили. В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской .... - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской .... - Ш, действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснил, что в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Указом Губернатора Свердловской области 05 июня 2006 года № 458-УГ, имеющаяся у истца награда не дает ей права на присвоение звания «Ветеран труда». Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Невьянске Свердловской .... - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения; ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; указал в ходатайстве, что организацию работы по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Свердловской .... осуществляет Министерство социальной защиты населения Свердловской ..... Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Из трудовой книжки истца следует, что с 00.00.0000 года она работала в ...., с 00.00.0000 по 00.00.0000 гг - в ..... За период работы, 00.00.0000 истцу вручено удостоверение «За добросовестный труд в потребительской кооперации» Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации. Истец обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» 00.00.0000 в Управление социальной защиты населения ..... Письмом от 00.00.0000 *** ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Основанием иска о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» истец указывает на достижение возраста, необходимого для назначения пенсии по старости, а также вручение ей указанного удостоверения, считая, что он является ведомственным знаком отличия в труде. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определялись Президентом Российской Федерации (в редакции со дня принятия закона, до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), при этом ни Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 1995 года № 471, ни позднее действующее Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270 (признано утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. № 603) не содержали положений о том, какими критериями следует руководствоваться при отнесении награды к ведомственному знаку отличия в труде. В соответствии с конституционными принципами разделения власти в Российской Федерации органы исполнительной власти осуществляют исполнение, реализацию законов, принимаемых органами законодательной власти государства, в целях реализации социальной политики государства в отношении ветеранов труда, основные меры которой были закреплены в федеральном законе "О ветеранах". В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ). 05 июня 2006 года Указом Губернатора Свердловской области №458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области. Согласно пункту 6 указанного Положения при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии. Судом установлено, что истец достигла возраста, необходимого для назначения пенсии по старости, то есть до указанного времени не могла претендовать на присвоение звания «Ветеран труда». Редакция нормы закона, определяющей лиц, являющихся ветеранами труда, не претерпела изменений до настоящего времени, как и раньше к ветеранам труда в ней отнесены лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Определение ведомственного знака отличия в труде на законодательном уровне не закреплялось, не был законодательно определен и единый перечень таких знаков. Таким образом, разрешение вопроса о том, относится ли награда к ведомственному знаку отличия в труде, дающему в совокупности с достижением пенсионного возраста право на присвоение звания «Ветеран труда» решается на основе толкования норм права и учета таких обстоятельств, как правовой статус учредившего и вручившего награду органа, оснований для награждения (заслуги и достижения в труде, иной вклад в развитие какой-либо сферы деятельности). В соответствии с Письмом Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 года №5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», в соответствии с пожеланиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, а также предприятий и организаций Минтруд России обобщил практику определения ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда»; как показало обобщение, эта работа проводится с учетом совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30. Далее указано, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются, в частности, значки «За добросовестный труд в потребительской кооперации» (п. 2 раздела I Обзора). Однако суд при разрешении данного спора, не может руководствоваться указанным письмом, поскольку в силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указанное письмо не является нормативно-правовым актом (не прошло государственную регистрацию, не было опубликовано) и не подлежит применению при рассмотрении и разрешении гражданских дел. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации указанное письмо отозвано как не отвечающее требованиям нормативно-правового акта - Письмо от 02 июня 2008 года №3854-ЮВ. В силу ст. 1 Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» потребительская кооперация является системой потребительских обществ и их союзов разных уровней для удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, а Центральный союз потребительских обществ России является союзом потребительских обществ России, созданным потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ и решения органов управления по вопросам, определенным в Уставе союза, обязательны для потребительских обществ и их союзов. Суд полагает, что принятое Центросоюзом России решение о вручении истцу удостоверения «За добросовестный труд в потребительской кооперации» не влечет возникновения права на присвоение звания «Ветеран труда», так как награда не является ведомственным знаком отличия в труде. Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. С учетом вышеуказанных обстоятельств суд полагает, что награда за отличия в трудовой деятельности в системе потребительской кооперации не порождает возникновения права на присвоение звания «Ветеран труда» и получение связанных с этим мер социальной поддержки, определенных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Отсутствие ранее в нормативно-правовом акте прямого указания на то, что указанные награды не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда», не означает, что до внесения данных изменений такие награды законодательно были отнесены к ведомственным знакам отличия в труде. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года № 887-О-О, вынесенном по жалобе гражданина, оспаривающего конституционность закона субъекта Российской Федерации о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» отмечается, что правовое регулирование субъекта Российской Федерации направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права. Разрешение же вопроса о том, относится ли знак "За добросовестный труд в потребкооперации России" к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. С учетом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат. Государственная пошлина на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца. Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Невьянский городской суд. Председательствующий - (И.А. Балакина)