о признании действий незаконными и понуждению к совершению действий



Мотивированное решение составлено

09 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,

при секретаре Маслове Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» в лице филиала «Невьянское линейное производственное управление магистральных трубопроводов» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий,

установил:

Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» в лице филиала «Невьянское линейное производственное управление магистральных трубопроводов» (далее по тексту – ответчик, филиал) о признании незаконнымибязании в месячный срок после вступления в законную силу решения суда создать действий по не выполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее ***% от среднесписочной численности штата предприятия и не созданию специальных рабочих мест для инвалидов в размере ***% от квоты для приема на работу инвалидов; возложении обязанности на ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ***% от среднесписочной численности штата предприятия, специальные рабочие места в количестве не менее ***% от квоты для приема на работу инвалидов и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости».

В обоснование иска прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка по факту неис­полнения ответчиком зако­нодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Проведенной проверкой установлено, что среднесписочная численность работников филиала со­ставляет *** человек. В силу ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 №181-ФЗ «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъек­та Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвали­дов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее *** и не более *** процентов). Организациям, расположенным на территории ...., с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере ***% от среднесписочной численности ра­ботников, организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более ***% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, уста­новить квоту для приема на работу инвалидов в размере ***% от средне­списочной численности работников (пункты 1, 2 Постановления Правительст­ва .... от 00.00.0000 ***-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ....»). В силу ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ, Постановления .... от 00.00.0000 ***-ПП, квота для трудоустройства инвалидов в филиал составляет *** рабо­чих мест; на предприятии должно быть создано, как минимум одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Вместе с тем данные обязанности ответчиком не исполняются. Так по состоянию на 00.00.0000 в счет установленной квоты на предпри­ятии трудоустроен один инвалид, а специальные рабочие места для инвалидов на предприятии не созданы. До настоящего времени ситуация не изменилась, квота не выполнена, ра­бочие места не созданы. Указанные действия филиала являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инва­лидов в области занятости, гарантированные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации круг лиц невозможно индивидуализи­ровать, по объективным причи­нам, как то возможное ухудшение состояния здоровья граждан вследствие бо­лезней, травм в любой момент времени, принятия решения компетентными ор­ганами решения о признании гражданина инвалидом. Более того, претендовать на замещение вакансий в случае их создания могут не только инвалиды, со­стоящие на учете в центре занятости, но и иные лица данной категории, прожи­вающие на территории Невьянского городского округа, а равно и на иной тер­ритории Российской Федерации. А так как отсутствие необходимого количест­ва рабочих мест, создаваемых в счет квоты, нарушает права граждан не только в текущий момент времени, но и в любой последующий, круг лиц, чьи права на­рушены, персонифицировать невозможно.

В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора 1 поддержала исковые требования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне истца, – Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости», - 3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - 2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что в настоящее время филиалом выполнены указанные требования закона в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов. Письмом от 00.00.0000 (исх. ***) в адрес третьего лица направлены сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно пункту 4.1. раздела 4. "Специальные требования к организации производств для труда инвалидов" Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 00.00.0000 N30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09" проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характере функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Кроме того, при оснащении специального рабочего места для инвалида необходимо руководствоваться индивидуальной программой реабилитации инвалида, разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. В силу указанного выше и по объективным причинам Невьянское ЛПУМГ может создать специальное рабочее место только с учетом индивидуальных особенностей конкретного работника (инвалида), а не заранее до его прихода оборудовать рабочее место.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 00.00.0000 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более *** человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее *** и не более *** %).

Пунктом 1 Постановления .... от 00.00.0000 N 246-ПП (ред. от 00.00.0000) "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ...." установлена организациям, расположенным на территории ...., с численностью работников более *** человек квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

В силу пункта 2 указанного Постановления организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников. По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.

Статьей 24 Закона N181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Из п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации N1032-1 следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судом установлено, что среднесписочная численность работников ответчика – филиала составила за 00.00.0000 года - *** человек, за 00.00.0000 года - *** человек. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком, подтверждено информацией о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предоставленной ответчиком в организацию занятости инвалидов, а также сведениями ГУ «Невьянский ЦЗ».

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки прокуратуры, указанная квота на предприятии не исполняется.

Так по состоянию на 00.00.0000 в счет установленной квоты на предпри­ятии трудоустроен *** инвалид.

Суд считает, что указанные действия ответчика нарушают требования законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации и ущемляют права и законные интересы инвалидов.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 12 предусматривает способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Из содержания указанной нормы следует, что такого способа защиты нарушенного права, как признание действий коммерческих организаций незаконными, Гражданский кодекс не предусматривает.

В данном случае действия ответчика – коммерческой организации следует рассматривать как ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения. Поэтому требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

В силу п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поэтому на ответчика подлежит возложению обязанность создать на предприятии рабочие места для инвалидов в размере не менее 2% от среднесписочной численности работников с учетом требований Постановления .... от 00.00.0000 N 246-ПП (ред. от 00.00.0000) "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ....".

Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Обязанность работодателей предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, установлена п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 00.00.0000 N 181-ФЗ.

В соответствии со статьями 5 и 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории .... 00.00.0000 принято Постановление N1406-ПП "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории ....".

Во исполнение указанного постановления ДГСЗН .... 00.00.0000 за N44 вынесен Приказ "Об утверждении Перечня организаций, расположенных в ...., которым устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" (вместе с "Перечнем организаций, расположенных в ...., которым установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 00.00.0000 год"). В указанный перечень организация - ответчик не входит.

С учетом изложенного, исковые требования в части признания незаконными действий ответчика по несозданию специальных рабочих мест для инвалидов в размере ***% от квоты для приема на работу инвалидов, возложении обязанности создать такие рабочие места удовлетворению не подлежат.

На основании ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» в лице филиала «Невьянское линейное производственное управление магистральных трубопроводов» в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ***% от среднесписочной численности штата предприятия, и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения .... «Невьянский центр занятости».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Екатеринбург» в лице филиала «Невьянское линейное производственное управление магистральных трубопроводов» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления через Невьянский городской суд Свердловской области.

Председательствующий – (И.А. Балакина)