о защите жилищных прав



Мотивированное решение

составлено 14 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                 

11 июля 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,

при секретаре Сухневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах Щукиной Н.Е. о защите жилищных прав,

    установил:

Невьянский городской прокурор, в интересах Щукиной Н.Е. (далее по тексту - истца) обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Верх-Нейвинский об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; возложении обязанности на администрацию городского округа Верх-Нейвинский поставить истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 00.00.0000.

В обоснование заявления Невьянский городской прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией городского округа Верх-Нейвинский, Министерством строительства и архитектуры .... при обеспечении жильем Щукиной Н.Е. В ходе проверки установлено, что Щукина Н.Е., 00.00.0000 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны В.С., в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки закрепленные ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 №5-ФЗ                        "О ветеранах".

С 00.00.0000 истец проживает в индивидуальном жилом доме расположенном по адресу: ...., общей площадью *** кв.м. (жилая площадь *** кв.м), принадлежащем на праве частной собственности ее дочери А.В. Кроме истца в указанном жилом помещении в качестве членов семьи собственника проживают А.В. (дочь истца), В.А. (внук истца). Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма и (или) принадлежащего ей на праве собственности или ином вещном праве, истец не имеет. Истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена жильем в размерах, значительно меньших, чем учетная норма. Истец 00.00.0000 обратилась в администрацию городского округа Верх-Нейвинский с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив к данному заявлению копии документов, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства. В месте с тем, письмом администрации городского округа Верх-Нейвинский от 00.00.0000 истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано по основанию ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно по тому основанию, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а на момент рассмотрения заявления не истек, предусмотренный пятилетний срок, ограничивающий возможность принятия таких граждан на учет в качестве нуждающихся.

При этом, какие именно действия истца, по мнению уполномоченного органа, свидетельствуют о наличии вышеуказанного основания, в тексте письма не указано.

Как установлено в ходе проверки, принимая указанное решение, уполномоченный орган исходил из того факта, что истец ухудшила свои условия, дав разрешение собственнику на вселение и на последующую регистрацию в занимаемом жилом помещении 00.00.0000 А.В. и 00.00.0000 В.А.

Решение администрации городского округа Верх-Нейвинский по отказу истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, изложенное в письме, является незаконным и необоснованным и существенным образом нарушает жилищные права последней. Истец фактически лишилась возможности на реализацию права, на меру социальной поддержки, предусмотренную ч. 4 ст. 21 Закона «О ветеранах».

Щукина Н.Е. в силу преклонного возраста (91 год), состояния здоровья, отсутствия достаточных юридических познаний, необходимых денежных средств для оплаты квалифицированной юридической помощи, не может сама обратиться в суд, в полной мере реализовывать свои процессуальные права, эффективно участвовать в состязательном процессе; действия администрации городского округа Верх-Нейвинский ведут к значительному ущемлению прав указанного гражданина в сфере обеспечения права на жилище.

В судебное заседание заявитель Щукина Н.Е. не явилась; в представленном суду заявлении просила рассмотреть гражданское дело без ее участия в связи с невозможностью явиться в суд по состоянию здоровья.

Помощник Невьянского городского прокурора 2 в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации городского округа Верх-Нейвинский в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области - в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, не ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец Щукина Н.Е. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: ...., р.п. ...., ...., ***, что подтверждено справкой, выданной администрацией городской округ Верх-Нейвинский 00.00.0000. (л.д. 17).

Указанный жилой дом площадью *** кв.м, в том числе жилой - *** кв.м, принадлежит на праве собственности А.В. на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом                      .... 1 00.00.0000 по реестру за ***. Право собственности за А.В. зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 00.00.0000. (л.д. 10).

Истец Щукина Н.Е. имеет статус вдовы инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждено справкой, выданной Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения .... Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти ....; удостоверением серии В ***; копией свидетельства о заключении брака; свидетельством о смерти В.С.; справкой Военного комиссариата .... от 00.00.0000.       (л.д. 12-16). Следовательно, она обладает статусом лица (вдовы инвалида Великой Отечественной войны), для которого Федеральным законом «О ветеранах» установлены права и льготы.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

К одной из мер социальной поддержки подп.4 п. 1 ст. 21 указанного закона относит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до          1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно подп. 6 п. 2, п. 13 данного Порядка в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут быть предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. При этом, данный список является исчерпывающим и не содержит дополнительных оснований для признания граждан таковыми в соответствии с другими нормами законодательства Российской Федерации.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен            ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

При этом согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы;                       2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

В силу ч. 3 приведенной нормы права решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Орган местного самоуправления отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию п.п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный отказ выражен в письме от 00.00.0000. (л.д. 8).

Как следует из материалов дела, истец зарегистрирована в жилом помещении с 00.00.0000. А.В. зарегистрирована в жилом помещении с 00.00.0000, В.А. - с 00.00.0000, что подтверждено справкой от 00.00.0000. (л.д. 17).

Вместе с тем, стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств в подтверждение довода о том, что истец совершила действия, направленные на намеренное ухудшение своих жилищных условий.

То обстоятельство, что в жилом помещении, принадлежащем А.В., зарегистрированы иные лица, помимо истца, не может служить обстоятельством, указывающем на факт намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий.

Истец собственником жилого помещения не является, жилое помещение другим лицам не предоставляла в силу отсутствия у нее правомочий собственника жилого помещения.

Постановлением Главы городского округа Верх-Нейвинский от 00.00.0000 *** установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, являющимся минимальным размером площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 16 кв.м общей площади на одного человека. (п. 2). Учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в размере 12 кв.м общей площади на одного человека. (п. 1).

Между тем, общая площадь жилого помещения на одного человека, в котором проживает истец, менее учетной нормы.     

Возраст истца составляет 91 год. С учетом данных обстоятельств, суд полагает, что проживание истца в данном доме и его содержание для нее обременительно.

При указанных обстоятельствах нельзя прийти к выводу о том, что истица совершила умышленные действия, которые привели к искусственному ухудшению жилищных условий.

Согласно п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. В силу ч. 2 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаемые этим кодексом жилищные правоотношения, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

Суд считает, что в данном случае орган местного самоуправления необоснованно отказал Щукиной Н.Е. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим, у суда имеются основании считать незаконным отказ органа местного самоуправления от 00.00.0000. В связи с изложенным, требование о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении подлежит удовлетворению.

В соответствии п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Оценивая действия органа местного самоуправления, связанные с отказом в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд усматривает со стороны органа местного самоуправления нарушение действующего жилищного законодательства, так как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако в нарушение требования закона, орган местного самоуправления отказал истцу в постановке на учет. Указанное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что Щукина Н.Е. подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с даты написания заявления - 00.00.0000.

Исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с администрации городского округа Верх-Нейвинский в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации городского округа Верх-Нейвинский от 00.00.0000 о признании Щукиной Н.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Возложить обязанность на администрацию городского округа Верх-Нейвинский поставить Н.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 00.00.0000.

Взыскать с администрации городского округа Верх-Нейвинский в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы, представления через Невьянский городской суд.

Председательствующий - (И.А. Балакина)