Мотивированное решение составлено 09 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 августа 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А., при секретаре Маслове Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянский цементник» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий, установил: Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянский цементник» (далее по тексту – ответчик) о признании незаконнымибязании в месячный срок после вступления в законную силу решения суда создать действий по несозданию специальных рабочих мест для инвалидов в размере ***% от квоты для приема на работу инвалидов; возложении обязанности на ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии специальные рабочие места в количестве не менее ***% от квоты для приема на работу инвалидов и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости». В обоснование иска прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка по факту неисполнения ответчиком законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Проведенной проверкой установлено, что среднесписочная численность работников ответчика составляет *** человек. В силу ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более *** человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Организациям, расположенным на территории ...., с численностью работников более *** человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере ***% от среднесписочной численности работников, организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более ***% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере ***% от среднесписочной численности работников (пункты 1 и 2 Постановления Правительства .... от 00.00.0000 ***-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ....»). В силу ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ, Постановления .... от 00.00.0000 ***-ПП, квота для трудоустройства инвалидов у ответчика составляет *** рабочих мест; на предприятии должно быть создано, как минимум одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Вместе с тем данные обязанности ответчиком не исполняются. Так по состоянию на 00.00.0000 в счет установленной квоты на предприятии трудоустроено три человека, всего создано *** рабочих мест, специальные рабочие места для инвалидов на предприятии не созданы. До настоящего времени ситуация не изменилась, специальные рабочие места не созданы. Указанные действия ответчика являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инвалидов в области занятости гарантированные законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации круг лиц невозможно индивидуализировать, по объективным причинам, как то возможное ухудшение состояния здоровья граждан вследствие болезней, травм в любой момент времени, принятия решения компетентными органами решения о признании гражданина инвалидом. Более того, претендовать на замещение вакансий в случае их создания могут не только инвалиды, состоящие на учете в центре занятости, но и иные лица данной категории, проживающие на территории Невьянского городского округа, а равно и на иной территории Российской Федерации. А так как отсутствие необходимого количества рабочих мест, создаваемых в счет квоты, нарушает права граждан не только в текущий момент времени, но и в любой последующий, круг лиц, чьи права нарушены, персонифицировать невозможно. В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора 1 поддержала исковые требования. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне истца, – Государственного учреждения занятости населения .... «Невьянский центр занятости», - И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения; в представленном суду отзыве указал, что Приказом Департамента государственной службы занятости населения .... от 00.00.0000 *** «Об утверждении перечня организаций, расположенных в ...., которым устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов», ответчику предписано иметь 1 специальное рабочее место. 00.00.0000 в адрес ответчика поступило письмо органа службы занятости, информирующее о количестве специальных рабочих мест для ЗАО «Невьянский цементник», в котором разъяснено, что указанное место может быть создано путем дооснащения рабочих мест, на которые уже трудоустроены инвалиды за счет собственных средств работодателя. Однако в данном случае необходимо выяснить информацию о том, какое из имеющихся рабочих мест можно оснастить в соответствии с установленными требованиями, какие дополнительные меры по организации труда для этого понадобятся, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования (учитывая специфику производственной деятельности предприятия), техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, экономические затраты. В рамках участия в мероприятии Программы поддержки занятости заселения в .... в 00.00.0000 году путем оснащения вновь созданного или существующего вакантного рабочего места для трудоустройства инвалида. Однако в данном случае тоже для решения вопроса требуется выяснить, какое рабочее место может быть создано с учетом потребностей и возможностей предприятия, какой конкретно человек может быть на него принят (по информации службы занятости), его индивидуальные возможности и рекомендации для создания для него рабочего места (в зависимости от этого на рабочем месте будут создаваться разные условия), как именно необходимо оснастить рабочее место, какие средства для этого понадобятся (расходы на приобретение, монтаж и оснащение специального рабочего места; приобретение, монтаж и установку специального оборудования (специального программного обеспечения) и мебели, изменение отдельных элементов интерьера; проведение аттестации по условиям труда созданного специального рабочего места и тому подобное). Таким образом, проблема может быть решена только комплексно, но обществу не дано никакого переходного периода на исполнение ведомственного нормативного акта, который принят только 00.00.0000. Вместе с тем, нормативные акты, регулирующие обязанности ответчика, имеют место быть, а механизм реализации отсутствует, заинтересованность органа службы занятости выражается только в направлении писем, констатирующих нормы права, Невьянской городской прокуратуры - в инициировании судебных разбирательств. Те инвалиды, которые трудятся на предприятии, на сегодняшний день не нуждаются в оснащении специального рабочего места, исходя из ИПР. В отношении остальных вакантных ставок общество не располагает информацией о том, в каком объеме и какими техническими средствами должно быть оснащено специальное рабочее место, так как неизвестно какой конкретно инвалид будет работником (в части специфики заболевания и тому подобное). Полагал, что в данном случае именно орган службы занятости как представитель государства должен быть заинтересован в предоставлении профессионального состава инвалидов, уточнении их диагноза, ИПР, с тем, чтобы общество могло разработать конкретные мероприятия по созданию специального рабочего места, заблаговременно сформировать финансовые затраты, определить объем участия в Программе поддержки занятости населения. Это связано с тем, что ИПР является обязательной для работодателя и рекомендательной для самого инвалида, который вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Целесообразно осваивать денежные средства по целевому назначению, под конкретного человека, а не просто потратить их и ждать подходящего работника. Поэтому позиция ответчика заключается в первичности действий органа службы занятости по предоставлению полноценной информации, в соответствии с чем ответчик уже конкретно разрабатывал бы перечень необходимых мероприятий. Между тем, информация о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также Сведения о выделенных или созданных (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, ежемесячно предоставляется обществом в адрес органа службы занятости. Для признания действий общества незаконными, понуждении создать специальное рабочее место в течение месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу, правовых и фактических оснований не имеется. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 00.00.0000 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Пунктом 1 Постановления .... от 00.00.0000 N 246-ПП (ред. от 00.00.0000) "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ...." установлена организациям, расположенным на территории ...., с численностью работников более *** человек квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Статьей 24 Закона N181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Обязанность работодателей предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, установлена п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 00.00.0000 N 181-ФЗ. В соответствии со статьями 5 и 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории .... 00.00.0000 принято Постановление N1406-ПП "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории ....". Во исполнение указанного постановления ДГСЗН .... 00.00.0000 за N44 вынесен Приказ "Об утверждении Перечня организаций, расположенных в ...., которым устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" (вместе с "Перечнем организаций, расположенных в ...., которым установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 00.00.0000 год"). В указанный перечень согласно п. 346 входит предприятие – ответчик. Вместе с тем, доказательств создания специального рабочего места для инвалидов, стороной ответчика суду не представлено. Суд считает, что указанные действия ответчика нарушают требования законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации и ущемляют права и законные интересы инвалидов. Согласно пункту 2 Постановления .... от 00.00.0000 N 1406-ПП "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории ...." на Департамент государственной службы занятости населения .... возложена обязанность предоставлять по запросу организаций, которым установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, сведения о профессиональном составе инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости и нуждающихся в трудоустройстве на специальные рабочие места. Аналогичное требование содержится в пункте 3.2 Приказа ДГСЗН .... от 00.00.0000 N 44. Исходя из обязательности требований законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации, оснований для освобождения ответчика от возложенной на него обязанности не имеется. Поэтому его доводы об отсутствии оснований в удовлетворении требований суд отвергает. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 12 предусматривает способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Из содержания указанной нормы следует, что такого способа защиты нарушенного права, как признание действий коммерческих организаций незаконными, Гражданский кодекс не предусматривает. В данном случае действия ответчика – коммерческой организации следует рассматривать как ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения. Поэтому требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В силу п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Поэтому на ответчика подлежит возложению обязанность создать на предприятии специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере не менее ***% от квоты для приема на работу инвалидов, а также направить указанную информацию в орган службы занятости. На основании ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Невьянский цементник» в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу создать на предприятии специальные рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ***% от квоты для приема на работу инвалидов и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения .... «Невьянский центр занятости». Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Невьянский цементник» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления через Невьянский городской суд ..... Председательствующий – (И.А. Балакина)