Мотивированное решение составлено 08 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 августа 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А., при секретаре Маслове Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянский машиностроительный завод» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий, установил: Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянский машиностроительный завод» (далее по тексту – ответчик) о признании незаконнымибязании в месячный срок после вступления в законную силу решения суда создать бездействий по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее ***% от среднесписочной численности штата предприятия и несозданию специальных рабочих мест для инвалидов в размере ***% от квоты для приема на работу инвалидов; возложении обязанности на ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ***% от среднесписочной численности штата предприятия, специальные рабочие места в количестве не менее ***% от квоты для приема на работу инвалидов и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения .... «Невьянский центр занятости». В обоснование иска прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка по факту неисполнения ответчиком законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Проведенной проверкой установлено, что среднесписочная численность работников ответчика составляет *** человек. В силу ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более *** человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Организациям, расположенным на территории ...., с численностью работников более *** человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере ***% от среднесписочной численности работников, организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более ***% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере ***% от среднесписочной численности работников (пункт 1 Постановления Правительства .... от 00.00.0000 ***-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ....»). В силу ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ, Постановления .... от 00.00.0000 ***-ПП, квота для трудоустройства инвалидов составляет *** рабочих мест; на предприятии должно быть создано, как минимум одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Вместе с тем данные обязанности ответчиком не исполняются. Так по состоянию на 00.00.0000 в счет установленной квоты на предприятии трудоустроено два инвалида, а специальные рабочие места для инвалидов на предприятии не созданы. До настоящего времени ситуация не изменилась, квота не выполнена, рабочие места не созданы. Указанные действия ответчика являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инвалидов в области занятости, гарантированные законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации круг лиц невозможно индивидуализировать, по объективным причинам, как то возможное ухудшение состояния здоровья граждан вследствие болезней, травм в любой момент времени, принятия решения компетентными органами решения о признании гражданина инвалидом. Более того, претендовать на замещение вакансий в случае их создания могут не только инвалиды, состоящие на учете в центре занятости, но и иные лица данной категории, проживающие на территории Невьянского городского округа, а равно и на иной территории Российской Федерации. А так как отсутствие необходимого количества рабочих мест, создаваемых в счет квоты, нарушает права граждан не только в текущий момент времени, но и в любой последующий, круг лиц, чьи права нарушены, персонифицировать невозможно. В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора 1 поддержала исковые требования. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне истца, – Государственного учреждения занятости населения .... «Невьянский центр занятости», - 3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования. Представитель ответчика – 2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично. В обоснование указала, что на предприятии опасное производство, поэтому специальные рабочие места не созданы. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 00.00.0000 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более *** человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее *** и не более *** %). Пунктом 1 Постановления .... от 00.00.0000 N 246-ПП (ред. от 00.00.0000) "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ...." установлена организациям, расположенным на территории ...., с численностью работников более 100 человек квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Статьей 24 Закона N181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Из п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации N1032-1 следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Судом установлено, что среднесписочная численность работников ответчика – филиала составила за 00.00.0000 года – *** человек. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком, подтверждено информацией о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предоставленной ответчиком в организацию занятости инвалидов, а также сведениями ГУ «Невьянский ЦЗ». Вместе с тем, как установлено в ходе проверки прокуратуры, указанная квота на предприятии не исполняется. Так по состоянию на 00.00.0000 в счет установленной квоты на предприятии трудоустроено *** инвалида. Суд считает, что указанные действия ответчика нарушают требования законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации и ущемляют права и законные интересы инвалидов. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 12 предусматривает способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Из содержания указанной нормы следует, что такого способа защиты нарушенного права, как признание действий коммерческих организаций незаконными, Гражданский кодекс не предусматривает. В данном случае действия ответчика – коммерческой организации следует рассматривать как ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения. Поэтому требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В силу п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Поэтому на ответчика подлежит возложению обязанность создать на предприятии рабочие места для инвалидов в размере не менее 3% от среднесписочной численности работников с учетом требований Постановления .... от 00.00.0000 N 246-ПП (ред. от 00.00.0000) "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории ....". Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Обязанность работодателей предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, установлена п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 00.00.0000 N 181-ФЗ. В соответствии со статьями 5 и 22 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории .... 00.00.0000 принято Постановление N1406-ПП "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории ....". Во исполнение указанного постановления ДГСЗН .... 00.00.0000 за N44 вынесен Приказ "Об утверждении Перечня организаций, расположенных в ...., которым устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" (вместе с "Перечнем организаций, расположенных в ...., которым установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 2011 год"). В указанный перечень организация - ответчик не входит. С учетом изложенного, исковые требования в части признания незаконными действий ответчика по несозданию специальных рабочих мест для инвалидов в размере ***% от квоты для приема на работу инвалидов, возложении обязанности создать такие рабочие места удовлетворению не подлежат. На основании ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования удовлетворить частично. Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Невьянский машиностроительный завод» в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ***% от среднесписочной численности штата предприятия, и направить указанную информацию в Государственное учреждение занятости населения .... «Невьянский центр занятости». В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Невьянский машиностроительный завод» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления через Невьянский городской суд Свердловской области. Председательствующий – (И.А. Балакина)