Мотивированное решение составлено 02 июля 2011 года З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 июня 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кордюковой Н.А., при секретаре Сергеевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах Дрягуновой ФИО7 к администрации Невьянского городского округа, Министерству строительства и архитектуры .... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Установил: Невьянский городской прокурора в интересах Дрягуновой А.В. обратилась в суд с иском к администрации Невьянского городского округа, Министерству строительства и архитектуры .... о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры .... приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Дрягуновой А.В. в Невьянском городском округе .... не ниже установленных социальных норм, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Невьянского городского округа ....; о возложении обязанности на администрацию Невьянского городского округа .... предоставить Дрягуновой А.В. приобретенное для нее жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска Невьянский городской прокурор указал на то, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено следующее: На основании постановления Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п над несовершеннолетней Дрягуновой ФИО8, 00.00.0000 года рождения, учреждена опека, как оставшейся без попечения родителей. В соответствии со ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по заявлению ФИО1 и на основании решения общественной жилищной комиссии при администрации Невьянского городского округа несовершеннолетняя ФИО1 постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принята на учет во внеочередной список, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно п. 11 ст. 31 Устава Невьянского городского округа предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом .... порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма относится к администрации муниципального образования. В соответствии с п.2 Постановление .... от 00.00.0000 ***-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2008 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета» меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой. Основанием для обращения прокурора с настоящим иском явилось поступившее обращение Дрягуновой А.В. о нарушении ее жилищных прав. В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме. Дрягунова А.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры .... в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление ответчик просил отказать в удовлетворении иска. Указал о том, что Федеральный закон от 00.00.0000 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Таким образом, закон указывает, что основанием для данного права является отсутствие предоставленного для постоянного проживания жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи собственника в соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из представленных истцом доказательств видно, что за Дрягуновой А.В. 00.00.0000 было закреплено жилое помещение по адресу ..... Данное жилое помещение 00.00.0000 было признано аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, в настоящее время у Дрягуновой А.В. имеется закрепленное за ней жилое помещение и она не имеет права на обеспечение жилым помещением вне очереди органами исполнительной власти за счет средств бюджета .... в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ. Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются определенным федеральным законом, указом президента или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. В данном случае Дрягунова А.В. к таким категориям не относится, так как имеет закрепленное за ней жилое помещение, соответственно она подлежит внеочередному обеспечению жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации из муниципального жилищного фонда. Представитель ответчика - администрации Невьянского городского округа в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Условия реализации права граждан на жилище регламентируется в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1). Названный Федеральный закон (абз. 2 п. 1 ст. 8) предоставляет дополнительные гарантии по социальной защите - право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В силу названных норм следует, что федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма. В судебном заседании установлено, что Дрягунова ФИО9, 00.00.0000 года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство по существу не оспаривалось лицами, участвующими в деле и подтверждено повторным свидетельством о смерти отца Дрягунова В.М. II-АИ *** и решением Невьянского городского суда от 00.00.0000 о лишении ее матери ФИО5 родительских прав. Постановлением Невьянского городского округа от 00.00.0000 за ***-п над несовершеннолетней ФИО1 было назначено попечительство. При этом указанным постановлением за несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: ..... Постановлением Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п жилое помещение по адресу: ...., признано аварийным и подлежащим сносу. 00.00.0000 ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Невьянского городского округа с просьбой предоставить ей жилое помещение в ..... Постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п ФИО1, оставшаяся без попечения родителей, закрепленное жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередной список. Как видно из материалов дела дом, где проживает ФИО1, признан аварийным и подлежащим сносу. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением .... от 00.00.0000 ***-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования ...., возложены на Министерство строительства и архитектуры .... с 00.00.0000. На указанное министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом того, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу положений Федерального закона от 00.00.0000 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также условий предоставления жилых помещений, закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилья ФИО1 подлежит возложению на Министерство строительства и архитектуры .... и администрацию Невьянского городского округа, поскольку ФИО1 вправе решать по какому основанию она встанет в очередь на получение жилья. ФИО1 обратилась в суд за предоставлением жилья как сирота, в этом случае обязанность по предоставлению жилья ФИО1 подлежит за счет областного бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования Невьянского городского прокурора в интересах Дрягуновой ФИО10 удовлетворить. Возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры .... приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Дрягуновой ФИО11 в Невьянском городском округе .... не ниже установленных социальных норм, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Невьянского городского округа ..... Возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа .... предоставить Дрягуновой ФИО12 приобретенное для нее жилое помещение по договору социального найма Ответчики вправе подать судье, вынесшему заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано истцом в течение 10 суток в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение. Заочное решение изготовлено печатным способом в совещательной комнате. Судья - Кордюкова Н.А.