Мотивированное решение составлено 29 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 августа 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кармановой Л.Д., при секретаре Онохиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах Соколовой А.В. к Администрации Невьянского городского округа, Министерству строительства и архитектуры по .... о возложении обязанности предоставить жилое помещение, установил: Невьянский городской прокурор в интересах Соколовой А.В. обратился в суд с иском к Администрации Невьянского городского округа, Министерству строительства и архитектуры по .... о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры .... приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм для Соколовой А.В., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Невьянского городского округа ....; о возложении обязанности на администрацию Невьянского городского округа предоставить Соколовой А.В. приобретенное для нее жилое помещение по договору социального найма. В обоснование своих требований прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено следующее: на основании постановления Главы Администрации .... от 00.00.0000 *** над несовершеннолетней Соколовой А.В., 00.00.0000 года рождения, учреждена опека, как оставшейся без попечения родителей. В соответствии с решением общественной жилищной комиссии при администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 несовершеннолетняя Соколова А.В. постановлением главы Муниципального образования .... от 00.00.0000 *** «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принята на учет во внеочередной список, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно п. *** ст. *** Устава Невьянского городского округа предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом .... порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма относится к администрации муниципального образования. В соответствии с п.*** Постановление .... от 00.00.0000 *** «Об утверждении порядка обеспечения в 2008 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета» меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой. Истец Соколова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила выделить ей квартиру, так как дом, который якобы закреплен за ней первоначально находится в аварийном состоянии с печным отоплением, самостоятельно отремонтировать и содержать его она не сможет. Вынуждена проживать у родственников. Помощник Невьянского городского прокурора Колчина С.В. доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика администрации Невьянского городского округа в судебное заседание не явился о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом. Предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры по .... ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против заявленных требований и просил отказать в удовлетворении исковых требований. В предоставленном отзыве указал, Федеральным закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон № 159-ФЗ) в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывается в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи собственника в соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), либо как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ. Из представленного истцом постановления Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 следует, что за Соколовой А.В. было закреплено жилое помещение по адресу ..... Постановлением Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 данное закрепление отменено в связи с тем, что указанное жилое помещение заключением от 00.00.0000 признано непригодным для проживания. Однако признание жилого помещения непригодным для проживания не является основанием для отмены пункта 2 постановления Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000, так как на момент закрепления указанного жилого помещения, оно не было признано непригодным для проживания. Также признание жилого помещения непригодным для проживания не является основанием для возникновения у Соколовой А.В. права на обеспечение жилым помещением органами исполнительной власти Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, обеспечиваются жилым помещением вне очереди. Обязанность предоставления жилых помещений гражданам по данному основанию возложена на органы местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, которой установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Часть 3 ст. 49 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Однако ни федеральным законом, ни указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации такой категории граждан, как лица, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения .... - Щ, действующая на основании доверенности, в своем заключении по делу пояснила, что исковые требования Соколовой А.В. обоснованны и подлежат удовлетворению. Выслушав помощника Невьянского городского прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если основанием для подачи искового заявления является обращение к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений. Так как заявление подано Соколовой А.В. (л.д. ***), в Невьянскую городскую прокуратуру в целях защиты ее социальных прав, прав на жилище в государственных и муниципальных жилищных фондах, следовательно, суд, находит целесообразным обращение Невьянского городского прокурора с заявлением в защиту интересов Соколовой А.В.. В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Условия реализации права граждан на жилище регламентируется в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в главе 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1). Названный Федеральный закон (абз. 2 п. 1 ст. 8) предоставляет дополнительные гарантии по социальной защите - право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В силу названных норм следует, что федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма. Истец Соколова А.В., 00.00.0000 года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство по существу не оспаривалось лицами, участвующими в деле. Постановлением главы Невьянского городского округа *** от 00.00.0000 над несовершеннолетней Соколовой А.В. установлено попечительство. (л.д. ***). По делу установлено, что Соколова А.В. обращалась с заявлением в администрацию Невьянского городского округа с просьбой предоставить ей жилое помещение в Невьянском городском округе. (л.д. ***). Постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** за Соколовой А.В., оставшейся без попечения родителей, закрепили на праве регистрации жилье, расположенное по адресу, ..... Постановлением главы администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п отменен пункт, которым закреплено право регистрации на жилье, в связи с тем, что данное жилье признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащим (л.д.***). Данное постановление никем не оспорено и на момент рассмотрения дела является действующим. Согласно справке Филиала «Невьянское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 00.00.0000 *** и Уведомлению об отсутствие в ЕГРП запрашиваемых сведений от 00.00.0000 ***, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по .... Соколова А.В. не имеет объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за ней на праве собственности. Соколова А.В. 00.00.0000 окончила ГБОУ СПО СО «Уральское горнозаводское училище имени Демидовых (колледж)», что подтверждено справкой от 00.00.0000 *** (л.д. ***). Не смотря на то, что Министерство строительства и архитектуры .... против удовлетворения требований, считая, что согласно действующего законодательства не предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации лица, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции, однако постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** Соколова А.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения, зарегистрированной по адресу ....- во внеочередной список. Данное постановление действующее и никем не оспорено. Кроме того, сам факт регистрации истца в квартире в ...., в силу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в его Постановлении от 00.00.0000 ***, является административным актом и не порождает право бессрочного пользования жилым помещением, в котором истец была зарегистрирована. В силу указанных обстоятельств, а именно жилое помещение, в котором зарегистрирована Соколова А.В. находится в аварийном состоянии, суд полагает, что надлежащего закрепления за несовершеннолетней жилого помещения не было. Однако данное обстоятельство так же не может умалять ее право на получение жилого помещения вне очереди. Реализация истцом права на внеочередное получение жилого помещения, гарантированного ей государством, не может быть поставлена в зависимость от взаимоотношения участников бюджетного процесса. Вместе с тем, заинтересованные стороны не лишены возможности урегулировать между собой все связанные с финансированием предоставления жилья истцу вопросы. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Соколова А.В., имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Правительства Свердловской области от 00.00.0000 *** функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования ...., возложены на Министерство строительства и архитектуры .... с 00.00.0000. На указанное министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом того, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу положений Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также условий предоставления жилых помещений, закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации, суд полагает, что обязанность по приобретению жилья истцу подлежит возложению на Министерство строительства и архитектуры .... и администрацию Невьянского городского округа. Обязанность предоставить приобретенное жилое помещение истцу подлежит возложению на администрацию Невьянского городского округа. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах Соколовой А.В. , удовлетворить. Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение Соколовой А.В. в Невьянском городском округе .... не ниже установленных социальных норм, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Невьянского городского округа ..... Возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа передать Соколовой А.В. приобретенное для нее жилое помещение по договору социального найма. Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательном виде, путем подачи кассационной жалобы через Невьянский городской суд Свердловской области. Председательствующий - Л.Д. Карманова