Мотивированное решение составлено 04 октября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А., при секретаре Степановой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах Уварова М.Ю. к администрации Невьянского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о защите жилищных прав, установил: Невьянский городской прокурор в интересах Уварова М.Ю. обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Уварова М.Ю. в Невьянском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Невьянского городского округа Свердловской области; возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа Свердловской области предоставить Уварову М.Ю. приобретенное для него жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что на основании постановления Главы администрации Муниципального образования «Невьянский район" от 00.00.0000 ***-п несовершеннолетний Уваров М.Ю., 00.00.0000 года рождения, был определен в <*****> на полное государственное обеспечение, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. 00.00.0000 Уваров М.Ю. закончил обучение в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище ***». В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации по ходатайству органов опеки и попечительства администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 и на основании решения общественной жилищной комиссии при администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 несовершеннолетний Уваров М.Ю. постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 ***-п «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принят на учет во внеочередной список, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Полагал, что на основании пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 ст. 31 Устава Невьянского городского округа, пункта 2 Постановления Правительства Свердловской области от 00.00.0000 *** «Об утверждении порядка обеспечения в 00.00.0000 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», обязанности по приобретению и предоставлению несовершеннолетнему истцу жилого помещения лежат на ответчиках. Основанием для обращения прокурора с настоящим иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явилось поступившее обращение Уварова М.Ю. о нарушении его жилищных прав. В судебном заседании прокурор К.С.В. доводы иска поддержала. Истец Уваров М.Ю. в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; на требованиях настаивал. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения; ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В представленном отзыве возражал в удовлетворении иска, указав, что при наличии у Уварова М.Ю. права на получение жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 00.00.0000 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требование истца о возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Уварову М.Ю. жилое помещение, является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. Исходя из частей 1 и 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, таким образом выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса; данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приобретение и предоставление Уварову М.Ю. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления предложения, предусмотренного пунктом 11 Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 00.00.0000 N ***), будет противоречить пунктам 11, 12 указанного Порядка. При возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Уварову М.Ю. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего её совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Уварову М.Ю. жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную обязанность. Исполнение данного требования повлечет нарушение прав других детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить Уварову М.Ю. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения детей-сирот и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Истец фактически просит суд предоставить Уварову М.Ю. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Представитель ответчика - администрации Невьянского городского округа, - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в удовлетворении иска не возражал. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Условия реализации права граждан на жилище регламентируется в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К последним названный Федеральный закон относит лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. (абзац четвертый статьи 1). В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу названных норм следует, что федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма. Истец Уваров М.Ю., 00.00.0000 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство по существу не оспаривалось лицами, участвующими в деле и подтверждено постановлением Главы администрации МО «Невьянский район» от 00.00.0000 №*** (л.д. ***). Несовершеннолетний был направлен на полное государственное обеспечение в детский дом <*****>. Жилая площадь за несовершеннолетним закреплена не была. Постановлением Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 №*** Уваров М.Ю. включен в списки очередности в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ходатайства органа опеки и попечительства, решения жилищной комиссии от 00.00.0000. (л.д. ***). Истец в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 имел регистрацию по месту пребывания по адресу: ...., ***, общежитие, на период обучения в профессиональном училище ***. (л.д. ***). Сторонами спорного правоотношения не оспаривается, что истец в несовершеннолетнем возрасте прекратил проживание на территории Невьянского района (Невьянского городского округа); находился в детском доме на государственном обеспечении; закрепленного за собой жилья не имел; поставлен на учет органом местного самоуправления как нуждающийся в жилом помещении. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Уваров М.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Постановлением Правительства Свердловской области от 00.00.0000 № *** функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 00.00.0000. На указанное министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом того, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу положений Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также условий предоставления жилых помещений, закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации, суд полагает, что обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения для истца с его последующей передачей в муниципальную собственность Невьянского городского округа подлежит возложению на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и администрацию Невьянского городского округа. Порядок обеспечения в 00.00.0000 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 00.00.0000 N ***. Законом на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по финансированию расходов на предоставление жилых помещений, поэтому обязанность по предоставлению жилья органов местного самоуправления, которые непосредственно предоставляют жилые помещения, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законом (ч.ч. 3 и 4 ст. 40, ч.ч. 3 и 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), зависит от обеспечения приобретения (строительство) данного жилья с последующей передачей этого жилья в казну Свердловской области. Реализация истцом права на внеочередное получение жилого помещения, гарантированного ему государством, не может быть поставлена в зависимость от взаимоотношения участников бюджетного процесса. Доводы ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу может повлечь нарушение прав других лиц, ранее вставших на учет, не состоятельны, поскольку в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем. В противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. На основании ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). В ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Таким образом, предоставление жилого помещения Уварову М.Ю. по договору социального найма должно осуществляться органом местного самоуправления. При этом, истцу подлежит предоставлению жилое помещение на территории Невьянского городского округа на условиях договора социального найма вне очереди, не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области о возложении приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Уварова М.Ю. в Невьянском городском округе Свердловской области не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Невьянского городского округа Свердловской области. Возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа Свердловской области предоставить Уварову М.Ю. приобретенное для него жилое помещение по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы, представления через Невьянский городской суд. Председательствующий - (И.А. Балакина)