Мотивированное решение составлено 31.03.2012 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Невьянск 26 марта 2012 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н., при секретаре Коноваловой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Машиностроительный завод «НЕЗТОР» о понуждении к совершению действий, установил: Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Машиностроительный завод «НЕЗТОР» (далее по тексту ООО МЗ «НЕЗТОР») о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение *** года с момента вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на ООО МЗ «НЕЗТОР» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, в течение *** года с момента вступления решения суда в силу. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в 00.00.0000 года установлено, что ООО МЗ «НЕЗТОР» допускает грубые нарушения действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха - у предприятия отсутствует разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны. Согласно Уставу ООО МЗ «НЕЗТОР», одним из основных видов деятельности предприятия является токарное производство по изготовлению деталей для железнодорожного транспортаи механического оборудования. Указанное предприятие Кировградским отделом Роспотребнадзора не проверялось. По информации контролирующего органа обязано иметь согласованный проект санитарно-защитной зоны. В соответствии со статистическим отчетом по форме 2ТП (воздух) за 00.00.0000 год представленным предприятием, в 00.00.0000 году в атмосферный воздух заводом выброшено *** т. загрязняющих веществ, в том числе твердых *** т., жидких и газообразных *** т. На предприятии функционирует *** неорганизованных источников выбросов. В соответствии с п. 1 ст.35 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».. .эксплуатация.. . зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3-им ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно разделу 7.1.22 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74, предприятие ответчика относится к объекту *** класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной не менее *** м. Ответчик не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека. Прокурор обратился в суд с настоящим иском в соответствии со статьями 34, 35, 44, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 16, 20, 20 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в защиту неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора Григорьева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Представители ответчика в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного разбирательства, своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в .... - в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал. Выслушав помощника Невьянского городского прокурора Григорьеву Л.А., исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В силу ст. 14, п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35). Пункт 3 ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. В п. 2 ст. 52 этого закона содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Из указанных положений Закона следует, что обязанность установления санитарно-защитных зон возложена на организации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим письмом от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" указала, что устанавливаются санитарно-защитные зоны для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения. Судом установлено, что ответчик является источником негативного воздействия на окружающую среду и относится ко второму классу опасности, с нормативной санитарно-защитной зоной не менее 500 метров. В результате деятельности предприятия в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества. Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. С учетом изложенного и анализа вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о возложении обязанностей на ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны и организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны. Государственная пошлина в размере *** рублей на основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика, на основании статей 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем взыскания в доход бюджета Невьянского городского округа. Руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования удовлетворить. Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью Машиностроительный завод «НЕЗТОР» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение одного лет с даты вступления решения суда в силу. Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью Машиностроительный завод «НЕЗТОР» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, в течение одного года 6 месяцев с даты вступления решения суда в силу. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Машиностроительный завод «НЕЗТОР» в доход бюджета Невьянского городского округа государственную пошлину в размере *** рублей. Ответчик вправе подать в Невьянский городской суд Свердловской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд. Судья: И.Н. Уфимцева