Решение о признании бездействий незаконными (2-139/2012)



Дело № 2-139/2012

Мотивированное решение

изготовлено 01 мая 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Невьянск Свердловской области                                        26 апреля 2012 года

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Кармановой Л.Д.,

при секретаре Беспамятных Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации Невьянского городского округа о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

установил:

Невьянский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа о признании незаконным бездействие администрации Невьянского городского округа по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости - участков автомобильных дорог «подъезд к железнодорожной станции .... от автодороги «подъезд к ....» (длина участка *** км) и «....» (длина участка -*** км) и непринятию мер к их надлежащему содержанию; об обязании администрацию Невьянского городского округа принять меры по постановке бесхозяйных объектов - участков автомобильных дорог .... ....» (длина участка *** км.) и «.... - д. .... (длина участка *** км.) на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию в течение трехмесячного срока, со дня вступления решения в законную силу, и принять меры по их надлежащему содержанию.

В обоснование иска прокурор указал, что Невьянской городской прокуратурой по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности администрацией Невьянского городского округа.

Проверкой установлено, что участки автомобильных дорог «....», длина участка -*** км и «....», длина участка *** км не числятся в муниципальной казне Невьянского городского округа и не являются муниципальной собственностью Невьянского городского округа.

В соответствии со справкой СОГУ «.... от 00.00.0000 *** в собственности Свердловской .... и на балансе СОГУ «.... находится автодорога регионального значения «....» протяженностью *** км. Автодорога «....» (длина участка - *** км) на балансе ....» отсутствует.

В соответствии с п. 543 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской ...., утвержденного Постановлением Правительства Свердловской .... от 00.00.0000 ***-ПП в собственности Свердловской .... находится участок автодороги «.....

Согласно п. 9 ст. 31 Устава Невьянского городского округа дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям администрации Невьянского городского округа.

Постановлением Правительства Свердловской .... ***-ПП от 00.00.0000 утвержден Порядок утверждения перечня автомобильных дорог, находящихся в собственности Свердловской .....

В соответствии с Порядком предложения по внесению изменений в перечень вносятся органами местного самоуправления в Свердловское областное государственное учреждение "Управление автомобильных дорог".

Подготовка предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог регионального значения осуществляется в соответствии с положениями настоящего Порядка утверждения перечня автомобильных дорог, относящихся к собственности Свердловской ...., и показателями определения автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Автодорога «....» отвечает требованиям, установленным для дорог общего пользования регионального значения.

Вместе с тем, со стороны администрации Невьянского городского округа мер по постановке автодороги на регистрационный учет и передаче ее в собственность Свердловской .... не принимаются.

Таким образом, администрацией Невьянского городского округа в отношении данной автомобильной дороги не исполняются обязанности, предусмотренные Постановлением Правительства Свердловской .... ***-ПП от 00.00.0000.

В отношении автодороги «....» администрацией также не приняты меры по постановке ее на регистрационный учет и надлежащему содержанию, несмотря на то, что указанная дорога по своим характеристикам не относится к дорогам регионального значения. Таким образом, в отношении данного объекта администрацией не исполняются обязанности, предусмотренные гражданским законодательством.

Бездействия администрации Невьянского городского округа, выражающиеся в длительном непринятии мер по постановке на регистрационный учет указанных участков автомобильных дорог и их надлежащему содержанию, ведут к значительному ущемлению прав граждан - жителей Невьянского городского округа, пользователей автомобильных дорог, создают угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий. В связи с чем, пользуясь полномочиями, предоставленными прокурору статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора Григорьева Л.А. уточнила протяженность участка автодороги «....», его длина составляет *** км. В остальной части исковые требования поддержала, указав на то, что не смотря на предоставленную информацию о длительной переписке с предполагаемыми пользователями участка автодороги «....», ответчик каких- либо действий по постановке его как бесхозяйного объекта не производил. При этом участок оставался без содержания и жители нескольких населенных пунктов не имели возможности пользоваться безопасной дорогой. Доводы администрации Невьянского городского округа о том, что невозможно поставить на регистрационный учет дорогу, не покрытую асфальтом несостоятелен, на что указывает заключением .... государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области. По участку дороги «....» какой либо информации предоставлено не было, в то время как дорога оставалась без обслуживания. Считает, что длительное бездействие ответчика по постановке двух участков дорог, как бесхозяйных, являются незаконными и нарушающими права пользователей дорог на безопасное движение.

Представитель ответчика, администрации Невьянского городского округа, - Щ, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что администрацией Невьянского городского округа на протяжении 00.00.0000 года предпринимаются активные действия по оформлению автодороги «00.00.0000 в собственность Свердловской ..... В течение этих лет велась активная переписка с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской .... и с ГБУ СО «....» об оформлении автодороги «....» в собственность Свердловской .... и по ее строительству за счет средств бюджета Свердловской ..... Переписка результатов не дала, и глава Невьянского городского округа З на встрече Губернатора Свердловской .... с главами муниципальных образований, входящих в состав Горнозаводского управленческого округа, состоявшейся 00.00.0000 в городе .... обратился к Губернатору Свердловской .... Ю с ходатайством о содействии в оформлении автодороги, соединяющей .... с ...., в собственность Свердловской .....

В соответствии с поручением Губернатора Свердловской .... Министерству транспорта и дорожного хозяйства Свердловской .... поручено рассмотреть возможность и представить предложения по вопросу оформления автодороги .... в государственную собственность Свердловской .....

Администрация Невьянского городского округа обращалась в различные организации с запросами о предоставлении документов о строительстве автодороги от .... до ..... Из представленных документов следует, что земли на которых располагается указанная автодорога были выделены Областному предприятию «....» для строительства автодороги, однако правопреемник указанного Областного предприятия - ГКУ СО «....» отказывается признавать какие-либо права на земельные участки Областного предприятия «....».

       При решении вопроса о первичном выделении земельного участка в указанном районе для строительства дороги, было выяснено, что на основании Решения Свердловского .... Совета народных депутатов от 00.00.0000 *** из гослесфонда был изъят и отведен в постоянное пользование ...., а также предоставлены земельный участок площадью *** га - во временное пользование, и земельный участок площадью *** га из земель .... - в постоянное пользование, с правом вырубки леса,

В соответствии с актом выбора направления трассы автодороги «....» от 00.00.0000, утвержденным решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 00.00.0000 ***, конец трассы автодороги «....» принят в *** квартале .... на пересечении с существующей дорогой «....».

Из вышеуказанных документов и картографического материала, предоставленного Невьянским лесничеством, следует, что от .... на трассу «....» граждане должны были добираться по автодороге «....», затем по автодороге регионального значения «....», далее по автодороге регионального значения «.... от автодороги «....», потом уже непосредственно выезд на трассу «....». Однако автодорога от .... до .... по каким-то причинам была выполнена только в грунтовом исполнении, и, как утверждает ГБУ СО «....» в письме от 00.00.0000, автомобильная дорога «....» была передана протяженностью *** км. Согласно картографическому материалу, прилагаемому к свидетельству на право постоянного пользования землей СОГУ «....» от 00.00.0000 ***, автомобильная дорога регионального значения «....» протяженностью *** км из .... ведет в лес.

Более того, про существование автодороги «....», протяженность которой составляет *** км, занимаемая площадь *** га ГБУ СО «....» вообще умалчивается. Указанная автодорога принадлежала государственному Свердловскому проектно-ремонтному строительному предприятию «....», что подтверждено постановлением главы администрации .... от 00.00.0000, свидетельство о праве постоянного пользования на землю, выданное .... 00.00.0000 за ***, перечнем автодорог административного подчинения городу Невьянску ...., подписанным Ь - начальником ....».

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской .... от 00.00.0000 ***-п «О реорганизации государственного областного проектно-ремонтного строительного предприятия «....» все автодороги общего пользования регионального значения, в том числе незавершенное строительство, имущественные права и обязанности, необходимые для осуществления функций по управлению дорожным хозяйством области были переданы от ГСО ПРСП «....» к СОГУ «....». В том числе была передана автодорога регионального значения «....», что подтверждается постановлением главы администрации МО «....» от 00.00.0000 ***-и и свидетельством на право постоянного пользования землей СОГУ «....» от 00.00.0000 ***.

По указанной автодороге «....» через автодорогу регионального значения .... рыбзавод имели бы прямой выезд на автодорогу «....», однако указанная автодорога правообладателем ГКУ СО «....» не эксплуатируется, более того, автодорога «....» не включена в перечень автомобильных     дорог     общего     пользования     регионального значения Свердловской ...., утвержденный постановлением Правительства Свердловской .... от 00.00.0000 ***-ПП.

В настоящее время администрацией Невьянского городского округа выполнено межевание участка автодороги «....». Межевой план направлен на согласование в ГКУ СО «....», получено заключение по согласованию границ.

По автодороге «....» администрацией Невьянского городского округа также принимаются меры по ее межеванию. Так в настоящее время на подписании в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской .... находится соглашение о выделении Невьянскому городскому округу субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования на оформление бесхозяйных дорог.

Администрацией Невьянского городского округа предпринимаются все возможные меры к оформлению прав на вышеуказанные автодороги.

Необходимо отметить, что межевание автодорог не решит вопроса о постановке их на учет в регистрационную службу в качестве бесхозяйных, поскольку автодороги не имеют асфальтового покрытия, а значит, не являются объектами капитального строительства, и БТИ не выдаст на них кадастровый паспорт. Регистрационная служба ставит на учет в качестве бесхозяйных, только объекты недвижимости. Земельные участки автодорог находятся в государственной неразграниченной собственности, а значит, не являются бесхозяйными. Следовательно, требование Невьянского городского прокурора о постановке на учет в регистрационной службе указанных автодорог в качестве бесхозяйных является невыполнимым.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Свердловской .... «....», - Т, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Невьянского городского прокурора поддержала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснила, что согласно ч.5 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Спорные участки дорог к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Свердловской .... не относятся, так как: не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской ...., утвержденный постановлением Правительства Свердловской .... от 00.00.0000 ***-ПП; не передавались из казны Свердловской .... в оперативное управление учреждению; Управление автомобильных дорог, не являлось правопреемником ГСО ПРСП «....», а было вновь создано Указом Губернатора Свердловской .... от 00.00.0000 *** для выполнения функции государственного управления дорожным хозяйством; во исполнение постановления Правительства Свердловской .... от 00.00.0000....» передало, а «....» приняло имущество, имущественные права и обязанности, необходимые только для осуществления функций по управлению дорожным хозяйством и средствами территориального дорожного фонда; согласно Перечня государственного имущества от 00.00.0000 за Управлением автомобильных дорог Свердловский .... комитет по управлению государственным имуществом закрепил на праве оперативного управления автомобильную дорогу .... протяженностью *** км, введенную в эксплуатацию в 00.00.0000 году; участки автомобильных дорог, указанные в исковых требованиях прокурора Управлению автомобильных дорог от ГСО ПРСП «....» не передавались. Поэтому доводы ответчика, что ГКУ СО «....» является правообладателем спорной дороги не соответствуют действительности и указанным документам.Ответчик без ссылок на нормы закона указывает, что спорные автодороги не являются объектами капитального строительства и не могут быть поставлены на регистрационный учет в качестве бесхозяйных, так как в качестве бесхозяйных могут быть поставлены только объекты недвижимости, из чего можно сделать вывод, что спорные дороги не являются объектами недвижимости. Такой вывод не соответствует действующему законодательству. В соответствии со ст. З Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ «Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы). Доводы ответчика о том, что поскольку автомобильная дорога не имеет асфальтового покрытия и, следовательно, не является объектом капитального строительства также не состоятельны, так как: согласно статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Пункт 1 части 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 N 87 определяет, что объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.) Что относит автомобильные дороги к объектам капитального строительства. Кроме того, все указанные объекты становятся объектами капитального строительства, только когда на них выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Поэтому вывод о том, что если автомобильная дорога не имеет асфальтобетонного покрытия, и значит, не является объектом капитального строительства надуманный и не имеет отношения к государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Поэтому в данном случае может идти речь только об объектах недвижимости.

       Довод ответчика о том, что на протяжении 00.00.0000 года администрацией принимаются активные действия по оформлению дороги в собственность Свердловской .... документально не подтверждены, т.к. Муниципальные     образования     не     оформляют     право собственности Свердловской ..... В соответствии с действующим законодательством администрация Невьянского городского округа должна на основании ст. 225 ГК РФ выполнить действия по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с последующим признанием права муниципальной собственности на эту вещь, после чего, в установленном порядке подготовить предложения и решать вопрос о безвозмездной передаче объекта недвижимости из муниципальной собственности в собственность Свердловской .....

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытого акционерного общества «....», привлеченного судом для участия в судебном заседании, не явился, просил рассмотреть в его отсутствие, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 4.1. Устава ОАО «....» основными целями деятельности Общества является проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных доро.... автомобильных дорог территориального значения является Государственное казенное учреждение Свердловской .... «....», которому данное имущество было передано на основании Акта приема-передачи автомобильных дорог общего пользования территориального значения Свердловской .... от 00.00.0000, подтвердив, что на балансе Общества, автомобильные дороги территориального значения, включая автодорогу «....» и «....», не числятся.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

      В судебном заседании установлено, что на территории Невьянского городского округа находятся автомобильные дороги местного и регионального значения.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Устава Невьянского городского округа дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям администрации Невьянского городского округа.

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 543 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской ...., утвержденного Постановлением Правительства Свердловской .... от 00.00.0000 ***-ПП в собственности Свердловской .... находится участок автодороги «.... км; что так же подтверждено Выпиской Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской .... из Реестре государственного имущества Свердловской .... от 00.00.0000, в Реестр государственного имущества Свердловской .... внесены сведения об объекте учета: реестровый ***, автодорога ....», местоположение Свердловская ...., инвентарный ***, правообладатель Государственное казенное учреждение Свердловской .... «....».

В соответствии с сообщением Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской .... в Реестре государственного имущества Свердловской .... отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества - автомобильная дорога общего пользования «....».

Согласно информации Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом Свердловской ...., автомобильные дороги общего пользования: «....» по состоянию на 00.00.0000 в территориальной государственной базе данных реестра федерального имущества отсутствуют.

Согласно информации Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000, участки автомобильных дорог «.... км в муниципальной казне Невьянского городского округа не числятся и не являются муниципальной собственностью Невьянского городского округа.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 ФЗ 31-ФЗ (в редакции от 09 июля 2011 года) "О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 ФЗ 31-ФЗ (в редакции от 09 июля 2011 года) "О безопасности дорожного движения, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности

Установленные федеральным законом меры по обеспечение безопасности дорожного движения на спорных участках автомобильных дорог не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности данных участков, что представляет реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, ущемляют права граждан-жителей Невьянского городского округа, пользователей автомобильных дорог.

Как установлено в судебном заседании согласно акту *** от 00.00.0000 комплексной проверкой участка автомобильной дороги .... выявлены недостатки многочисленные просадки и выбоины, отсутствует обочина, отсутствуют предупреждающие дорожные знаки, отсутствуют сигнальные столбики и маяки. Особое мнение членов комиссии: участок автодороги не соответствует ГОСТ Р 50597-93 и не отвечает условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно акту *** от 00.00.0000, комплексной проверки участка .... метров выявлены недостатки многочисленные просадки и выбоины, отсутствует обочина, отсутствуют предупреждающие дорожные знаки, отсутствуют сигнальные столбики и маяки, отсутствуют километровые знаки. Особое мнение членов комиссии: участок автодороги не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 и не отвечает условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля М, инспектора дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России «Невьянский», который в судебном заседании подтвердил результаты обследования указанных участков дорог. Кроме того пояснил, что в акте *** при указании расстояния участка автодороги подъезда к .... была допущена ошибка, данный участок составляет не *** м., а *** м. при повторном обследовании участков дорог положение не изменилось: участок автомобильной дороги подъезд к .... представляет из себя отсыпанную песчано-глинистую каменистую дорогу, на которой нет знаков ни предупреждающих, ни указывающих расстояние; отсутствуют обочины; откосы дороги так же не соответствуют требованиям. На дороге имеются выбоины. Несмотря на то, что дорога отсыпанная, но она не соответствует требованиям дорожного покрытия. Как ему известно, указанный участок дороги содержится администрацией Невьянского городского округа по 131 Федеральному закону, отмечает, что в последнее время состояние дорожного покрытия улучшилось, но данная дорога требует постоянного обслуживания и приведение ее к стандарту. Что касается участка автодороги Конево-Гашени, дорога грунтовая, бесхозяйная, многочисленные выбоины, отсутствуют знаки.

Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется.

В связи с отсутствием собственника спорных участков автомобильных дорог влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, обязанность использования автомобильных дорог в границах городского округа и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Невьянского городского округа возлагается на администрацию Невьянского городского округа.

Согласно пунктам 1,3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Объекты - участки автодорог «....» длиной *** км расположены в административных границах Невьянского городского округа Свердловской области и длительное время не содержатся и не ремонтируются; администрация Невьянского городского округа не обращалась в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии спорных участков на учет, как бесхозяйное имущество, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что на протяжении *** года администрацией принимаются активные действия по оформлению дороги в собственность Свердловской .... суд принять к сведению не может, так как проводимая переписка с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской .... и с ГКУ СО «....» об оформлении автодороги «....» в собственность Свердловской .... и по ее строительству за счет средств бюджета Свердловской области каких- либо результатов не дала.

ГКУ СО «....» являлось правообладателем участка автодороги «....» длиной *** км, находящегося в собственности Свердловской области, о чем было известно ответчику. Кроме того, ответчик знал, о том, что собственник спорного участка неизвестен, однако мер по принятию его на учет как бесхозяйного имущества, не принимал. Та же самая ситуация имеется и при решении вопроса по участку автодороги «....» длиной *** км.

Доводы о том, что указанные участки дороги не могут являться объектами капитального строительства, поскольку автомобильная дорога не имеет асфальтового покрытия и не может быть зарегистрирована как объект недвижимости, также не состоятельны, поскольку в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства являются объекты, строительство которых не завершено и определяющиеся в зависимости от функционального назначения и характерных признаков, как линейный объект - автомобильная дорога.

.... государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской .... Филиал «....» С, в судебном заседании пояснила, что инвентаризационно-технические работы по натурному обследованию участков автомобильных дорог «....» (длина участка-*** км) и «....) не проводились. Указала на то, что Кадастровый паспорт здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства выдается на объект недвижимого имущества. В случае проведения инвентаризационно-технических работ и постановке на технический учет сооружений - автомобильных дорог, материал дорожного покрытия должен быть - .... Все остальные виды покрытия ввиду особенностей их технического состояния не относят объекты к объектам капитального строительства и, следовательно, не могут быть описаны в объеме, предусмотренном формой кадастрового паспорта на сооружение.

Согласно СНиП 2.05.02-85 дороги местного значения относятся к IV и V категориям, тип дорожной одежды на таких дорогах принят «облегченный», «переходной» и «низший» (согласно Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования принятым письмом Росавтодора от 17.03.2004 г. № ОС-28/1270-ис), который не относится при этом к капитальному.

При наличии, у Заказчика, проектно - строительной документации на автодороги с грунтовым покрытием, их возможно рассматривать как объекты незавершенного строительства и вычислять их процент готовности. Однако при отсутствии у Заказчика необходимой проектно - строительной документации и землеотводных документов на соответствующие, занимаемые автодороги земельные участки, при выполнении инвентраизационно - технических работ вышеназванные объекты будет невозможно отнести к объектам капитального строительства. Полагала, что при таких обстоятельствах, автодороги с грунтовым, щебеночным покрытием могут быть учтены в качестве объектов основных фондов. На основании вышеперечисленного сообщила о невозможности оформления на вышеуказанные объекты кадастровых паспортов.

Данное обстоятельство также подтверждено разъяснениями .... государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской .... от 00.00.0000, по поводу вопроса, связанного с технической инвентаризацией автомобильных доро.... по технической инвентаризации автомобильных дорог в настоящее время для целей эксплуатации и учёта основных фондов проводится в соответствии с Инструкцией по техническому учёту сооружений дорожно-мостового хозяйства в городах, рабочих, дачных и курортных посёлках РСФСР, утверждённой приказом МКХ РСФСР от 00.00.0000 ***. В соответствии с инструкцией технической инвентаризации и учёту подлежат сооружения, находящиеся в пределах городской (поселковой) черты и не расположенные на территории, отведённой промышленным предприятиям. По итогам выполнения работ составляется технический паспорт на объекты, построенные в соответствии с правилами, предусмотренными Градостроительным кодексом, которые в том числе предусматривают выделение земельного участка для строительства объекта, составления проектной документации и процедуру ввода в эксплуатацию соответствующих сооружений, проведения при необходимости строительных экспертиз. В случае соблюдения предусмотренного порядка и предоставления Заказчиком необходимых документов для осуществления технического учета построенных и реконструированных объектов, организацией технической инвентаризации составляется технический паспорт на автодорогу с любым типом дорожного покрытия, в том числе переходного типа, отнесенного к IY и Y категории. Для целей регистрации прав их предприятием разработаны временные методические рекомендации по порядку проведения технической инвентаризации автомобильных дорог и подготовке технической документации, предусматривающие обследование объекта и составления учётно-технической документации с описанием технико-экономических показателей в объёме, необходимом только для регистрации прав без оформления технического паспорта в полном объеме, что значительно сокращает соответственно объём работ, сроки и стоимость их проведении. Настоящая методика не применяется для проведения технической инвентаризации временных автомобильных дорог различного назначения, сооружаемых на срок службы менее 5 лет, автозимников, дорог лесозаготовительных предприятий, внутренних проездов промышленных предприятий (внутриплощадочных, карьерных и т.д.), внутрихозяйственных проездов сельскохозяйственных предприятий, т.е. инвентаризируемые объекты должны относиться к объектам капитального строительства. В случае, если грунтовые автомобильные дороги с покрытием «переходного типа», относящиеся к V категории автомобильных дорог, т.е. профилированные дороги, не имеющие твёрдого покрытия, созданы для целей постоянной эксплуатации, то для их постановки на технический учёт (с подготовкой технического паспорта либо при упрощенной схеме проведения техинвентаризации подготовкой учетно-технической документации по действующей Временной методике) требуется предоставление заказчиком необходимых разрешительных, проектных и правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов. После проведения технической инвентаризации учета и составления учетно-технической документации в объеме, предусмотренной действующей Инструкции в виде технического паспорта для целей эксплуатации либо упомянутой временной методике для целей регистрации прав, подготавливаются кадастровые паспорта для последующей регистрации прав и внесения в государственный кадастр недвижимости. Во многих случаях невозможно провести соответствующие работы в силу не предоставления Заказчиком документации, необходимой и достаточной для описания объекта недвижимости, постановки его на технический учет.

«Бесхозяйные объекты» (грунтовые дороги), расположенные на землях муниципальных округов, не имеющие признаков объектов капитального строительства и какой-либо документации для их описания, по их мнению, могут быть поставлены на кадастровый учёт в виде земельного участка с дальнейшим оформлением и предоставлением в адрес БТИ выписки из градостроительного плана, проекта реконструкции, картографического материала либо других материалов по общему порядку. Данная схема постановки на кадастровый учет ни в коей мере не препятствует оформлению прав, внесению в реестр муниципальной собственности выделению и дальнейшему освоению бюджетных средств для ремонта и эксплуатации объектов городской инфраструктуры. Кроме того, для постановки на учёт бесхозяйных объектов в соответствии с действующим законодательством, не требуется представление кадастрового паспорта на объект (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), а только план объекта с описанием технических характеристик, однако для грунтовой дороги, на которую не предоставлены соответствующие документы Заказчиком, отсутствуют формы, как на федеральном, так и областном уровне, позволяющие составить соответствующий план с описанием технических характеристик для целей регистрации прав.

Свидетель В, ведущий специалист-эксперт Невьянского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской ...., в судебном заседании пояснила, что автодорога является объектом, который подлежит государственной регистрации не зависимо от ее покрытия. Для регистрации необходимо предоставление правоустанавливающих документов, для муниципальной собственности необходима выписка их реестра, если автодорога - регионального значения, необходимо предоставить документы о приватизации и перечень автомобильных дорог. Юридические лица обязаны предоставить акт ввода в эксплуатацию автомобильной дороги и кадастровый паспорт на объект. Объекты, собственники которых не известны, регистрируются как бесхозяйные объекты. Для этого в соответствии со ст. 255 ГК РФ органы местного самоуправления, на котором находится объект, должен обратиться с заявлением, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что данная дорога не находится ни в муниципальной ни в региональной, ни в федеральной собственности. И предоставляется документ содержащий описание автомобильной дороги. В случае, когда идет речь о бесхозяйном объекте, руководствуясь положением, он принимается на учет бесхозяйным недвижимым объектом. В качестве документа, содержащего описание недвижимого объекта, в положении не указано, что для регистрационного учета требуется кадастровый паспорт. В связи с чем была создана межведомственная комиссия на территории Свердловской области, на которой рассматривались вопросы, касающиеся деятельности бюро технической инвентаризации и регистрирующего органа при решении вопроса по документам, требующимся при постановке на регистрационный учет. Вопрос был разрешен и пришли к тому, что до утверждения формы кадастровой выписки для постановки на учет бесхозяйного объекта орган осуществляющий постановку на учет выдает выписку объекта с планом расположения. В выписке должна содержаться вся информация по объекту, которая необходима для регистрации объекта. Этой выписки будет достаточно для постановки на учет, а в дальнейшем в соответствии с законодательством будет проведена регистрация муниципальной собственности бесхозяйного объекта и будет выдан кадастровый паспорт. Не смотря на то, что грунтовая дорога в управлении не регистрировалась, но она является объектом недвижимости и если бюро технической инвентаризации выдаст выписку технического описания, то будет зарегистрирована, как объект недвижимого имущества.

Учитывая пояснения специалиста, свидетелей, пояснения представителя администрации Невьянского городского округа по поводу невозможности постановки на учет объектов - участков дорог как бесхозяйных, в связи с тем что они не являются объектом недвижимости и на них не имеется возможности получить кадастровые паспорта, что будет препятствовать регистрации прав на объекты, в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Отсутствие права собственности на указанные участки автодорог не позволяет администрации Невьянского городского округа предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание дорог, заключать в отношении них сделки, а также не позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законодательства об их содержании и при необходимости привлекать к административной ответственности должностных лиц, ответственных за состояние дорог.

Из доказательств по делу усматривается, что эти меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности участков автомобильных дорог «....» (длина участка - *** км).

Поскольку объекты расположены в административных границах Невьянского городского округа, суд считает, что длительное не обращение администрации Невьянского городского округа с заявлением о принятии участков автомобильных дорог на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд находит требования Невьянского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Невьянского городского округа по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости - участков автомобильных дорог «подъезд к железнодорожной станции .... (длина участка *** км) и «....» (длина участка *** км) и непринятию мер к их надлежащему содержанию; об обязании их принять меры по постановке бесхозяйных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию в течение трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу; об обязании принять меры по их надлежащему содержания, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                    решил:

Исковые требования Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Невьянского городского округа по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости - участков автомобильных дорог «....» (длина участка *** км.) и непринятию мер к их надлежащему содержанию.

Обязать администрацию Невьянского городского округа принять меры по постановке бесхозяйных объектов - участков автомобильных дорог «....» (длина участка *** км.) и «.... ....» (длина участка *** км.) на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию, в течение трехмесячного срока, со дня вступления решения в законную силу, и принять меры по их надлежащему содержанию.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

                     Председательствующий -                   Л.Д. Карманова