Дело № 2-492/2012 Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Невьянск Свердловской области 15 мая 2012 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Кармановой Л.Д., при секретаре Беспамятных Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ...., обратившегося в интересах неопределенного круга потребителей, к Обществу с ограниченной ответственностью «АятьКоммуналСервис» о защите прав потребителей в сфере предоставления коммунальных услуг - признание действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными, установил: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «АятьКоммуналСервис» (далее по тексту ООО «АятьКоммуналСервис», ответчик) о признании противоправными действия по поставке населению некачественной питьевой воды в период с 00.00.0000 по 00.00.0000; об обязании поставки населению питьевой воды надлежащего качества, соответствующего требованиям санитарных правил и норм. В обоснование иска истец указал на то, что является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, поэтому вправе обратиться в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд с иском о защите неопределенного круга потребителей поселка Аять Невьянского городского округа. Согласно письму администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000 *** обслуживанием систем водоснабжения, водоотведения и предоставления коммунальных услуг в поселке Аять Невьянского городского округа осуществляет ООО «АятьКоммуналСервис». Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 12.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом иррадиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды, согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Согласно экспертному заключению от 19.03.2012 № 02-09-15-12/117, по данным лабораторного контроля в период с 05.05.2011 по 19.03.2012 питьевая вода не соответствовала требованиям к качеству СанПиН 2.1.4.1074-01: по микробиологическим показателям в двух пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки, общие колиформные бактерии, колифаги; превышение железа в *** раза, превышение марганца в *** раза (в скважине), превышение железа в *** раза (в разводящей сети); по органолептическим показателям не соответствует показателю цветность и мутность. В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлении Правительства РФ от 23.05.2009 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Правила указывают на то, что исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 №2300-0 «О защите прав потребителей» исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору, а так же п. 5 ст. 4 Закона указывает на то, что исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обязательным требованиям, предусмотренным законом. Согласно п. 4.12 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 19.06.2000 № 158-ст. 12. потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а так же непрерывность потребления. Производить согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам уменьшении размера платы за коммунальные услуги или предоставлению услуг - ненадлежащего качества и (или с перерывами превышающими допустимую продолжительность). Таким образом, ООО «АятьКоммналСервис» предоставляет потребителям услугу по поставке питьевой воды ненадлежащего качества, то есть не соответствующей обязательным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 19.06.2000 г. № 158-ст. 12, Закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Территориальным отделом в городе Кировграде, городе Верхний Тагил, .... и .... Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... ООО «АятьКоммуналСервис» и директор Щ привлекались к административной ответственности по ст. *** КоАП РФ. Однако принятые меры не обеспечили подачи холодной (питьевой) воды потребителям соответствующего качества. Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... Ж, действующая на основании доверенности *** от 00.00.0000, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в результате неоднократных плановых проверок проводимых в течение указанного периода времени вода забиралась в точках водозабора водопроводной системы поселка. При всех лабораторных заборах воды было обнаружено несоответствие питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, превышало ...., в связи с чем, было получено экспертное заключение. ООО «АятьКоммуналСервис» несет ответственность перед потребителями коммунальных услуг и обязано поставлять услуги надлежащего качества, а именно качественную воду. Вода не соответствовала требованиям, доказательств, проводимых каких-либо мероприятий и устройств по улучшению качества воды, ООО «АятьКоммуналСервис» не предоставлено, требования по проведению анализов по качеству поставляемой воды потребителям не выполняются. Данные факты указывают на то, что ответчиком не представлено доказательств по поставке воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, потребителям, обслуживающих жилых домов. В судебном заседании представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... Т, действующая на основании доверенности *** от 00.00.0000, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Представитель ответчика ООО «АятьКоммуналСервис» Е, действующая на основании доверенности от 00.00.0000 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ООО «АятьКоммуналСервис» действительно является обслуживающей организацией, оказывающей услугу по поставке воды. Вода поставляется из скважины. Из-за отсутствия денежных средств ООО «АятьКоммуналСервис» не имело возможности создать лабораторию по контролю качества воды, данный вопрос неоднократно решался с администрацией Невьянского городского округа. Но, не смотря на это, пробы отбираются и исследуются, так последнее исследование от 00.00.0000, произведенное ...., показало, что пробы соответствуют требованиям. После того, как было получено предписание, ООО «АятьКоммуналСервис» произвело определенные работы, а именно разработало мероприятия по скважине, установило на скважине установку по очистке воды, производилось хлорирование. Считает, что предприятием применяются все необходимые мероприятия по улучшению качества воды в рамках имеющихся денежных средствах. В настоящее время на утверждении у истца находится программа производственного лабораторного контроля за качеством воды. Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения защиты прав потребителей и потребительского рынка. С учетом ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами). На основании Постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 №154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Свердловской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора. В соответствии с п. 8.4.6 Типового положения об Управлении Роспотребнадзора Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей. Данное полномочие закреплено и в ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В судебном заседании установлено, что поставку воды жителям поселка Аять .... осуществляет управляющая компания ООО «АятьКоммуналСервис» из скважины, расположенной в том же населенном пункте по присоединенным сетям, обслуживанием которых так же занимается ООО «АятьКоммуналСервис», что подтверждено справкой администрации Невьянского городского округа. ООО «АятьКоммуналСервис», как организация осуществляющая деятельность по водоснабжению населения питьевой водой по возмездным договорам, в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (абз.5 преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992) и абз.2 п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» являются исполнителями услуг. Жители поселка Аять, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями (абз.3 преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, абз.3 п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года). Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Установлено, что сравнительный анализ данных лабораторных испытаний, проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в .... в .... и ....» в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 показал несоответствие качества воды из скважины и разводящих сетей, обслуживаемых ООО «АятьКоммуналСервис», требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Согласно экспертному заключению филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в .... в городе Кировград, городе Верхний Тагил, .... и поселке Верх-Нейвинский» *** от 00.00.0000 питьевая вода не соответствует требованиям к качеству СанПиН 2.1.4.1074-01: ..... Указанные в заключении данные подтверждаются протоколами лабораторных испытаний контроля качества питьевой воды в п. Аять от 00.00.0000, 00.00.0000, 00.00.0000. Исходя из положений п.п. 3, 4, 5, 6 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, обеспечение потребителей коммунальных услуг надлежащим холодным водоснабжением является обязательным. При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 3, п. 5 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» каждый потребитель имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества, т.е. коммунальных услуг, отвечающих санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставляемых услуг, а также условиям договора. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оплата потребителем услуг соответственно уменьшается (п. 4.9, п. 60 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»). Исполнитель коммунальных услуг обязан в соответствии с пп. «б» п. 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья в соответствии с требованиями законодательства РФ, обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, в качестве обязательных требований к услуге «холодное водоснабжение» предусмотрено постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам (п. 2 Приложение № 1 Правил). Факт снабжения населения поселка .... питьевой водой ненадлежащего качества в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 подтверждается представленными истцом протоколами отбора проб воды от 00.00.0000, 00.00.0000, 00.00.0000, 00.00.0000, которые проводились в присутствии директора Щ, протоколами лабораторных исследований 00.00.0000, 00.00.0000, 00.00.0000, Постановлением о назначении административного наказания от 00.00.0000 ООО «АятьКоммуналСервис» по ст*** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Постановлением о назначении административного наказания от 00.00.0000 Щ по ст.*** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предоставленный протокол лабораторных испытаний от 00.00.0000, проведенный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ....» Испытательный лабораторный центр по проводимым вирусологическим исследованиям дало отрицательный результат. Данные исследования не опровергли результаты экспертного заключения от 00.00.0000. Утверждение представителя ответчика ООО «АятьКоммуналСервис» о проводимых мероприятиях по улучшению качества подаваемой воды не нашли своего подтверждения, так как не смотря на проводимые мероприятия по прокачке скважины .... 00.00.0000, проба воды, взятая из скважины и разводящих сетей 00.00.0000 не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГОСТ 2761-84. Дезинфекция водопроводной сети производилась после лабораторных исследований 00.00.0000. Истцом предъявляются требования в конкретный период. Кроме того, представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... в судебном заседании пояснил, что улучшить качество питьевой воды можно и путем установки фильтров изменения системы хлорирования. При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... к ООО «АятьКоммуналСервис» о признании противоправными действий по поставке некачественной питьевой воды и обязании поставки населению питьевой воды надлежащего качества, соответствующего требованиям санитарных правил и норм, обоснованы и подлежат удовлетворению. Так же подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности на ООО «АятьКоммуналСервис» довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, неосвобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая, что Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... освобождено от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с Общества ограниченной ответственности «АятьКоммуналСервис» в доход местного бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере *** рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ...., обратившегося в защиту интересов неопределенного круга потребителей, удовлетворить. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Аять КоммуналСервис» по поставке некачественной холодной (питьевой) воды в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 неправомерными. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АятьКоммуналСервис» прекратить вышеназванные действия, путем поставки населению холодной (питьевой) воды надлежащего качества, соответствующего требованиям санитарных правил и норм. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АятьКоммуналСервис» в .... срок со дня вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АятьКоммуналСервис» в доход бюджета Невьянского городского округа государственную пошлину в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд Свердловской области. Председательствующий – (Л.Д. Карманова)