Решение об оспаривании решения



Мотивированное решение

составлено 08 сентября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2010 года Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,

при секретаре Уфимцевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перевышина А.Б. к администрации Невьянского городского округа, главе Невьянского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Перевышин А.Б. обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа, главе Невьянского городского округа о признании недействительным решения Главы Невьянского городского округа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 00, площадью 00 кв.м., расположенного по адресу: ...., 00а, вид разрешенного использования – под личное подсобное хозяйство; о возложении обязанности на главу Невьянского городского округа устранить допущенное нарушение прав Перевышина А.Б. путем предоставления в аренду указанного земельного участка под личное подсобное хозяйство.

В обоснование иска Перевышин А.Б. указал, что 00.00.0000 он обратился к Главе Невьянского городского округа с заявлением о формировании земельного участка по адресу: ...., 00. 00.00.0000 постановлением Главы Невьянского городского округа 00-п (действующим в редакции постановления Главы Невьянского городского округа 00-п от 00.00.0000) данный земельный участок был сформирован. На основании указанного постановления им за собственный счет были проведены работы по установлению границ земельного участка на местности и проведению его кадастрового учета. 00.00.0000 земельный участок был постановлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер – 00. Он обратился в главе Невьянского городского округа 00.00.0000 с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года вышеназванного земельного участка. Письмом 00 от 00.00.0000 Глава Невьянского городского округа отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что земельный участок относится к землям населенных пунктов общего пользования. Считает данный отказ незаконным, поскольку он обратился за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством. При этом земельный участок должен быть ему предоставлен в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков на территории Невьянского городского округа, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Более того, земельный участок испрашивается им в аренду, а не в собственность.

В судебное заседание истец Перевышин А.Б. не явился. Его представитель О., действующий на основании доверенности, требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации Невьянского городского округа, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа – М., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, пояснила, что водный реестр в настоящее время находится в стадии формирования. Поэтому однозначно сказать, кто является собственником водного объекта, расположенного на земельном участке, не представляется возможным. Арендатор имеет исключительное право пользования водным объектом, что может ограничить право общего пользования данным водным объектом. Земельный участок должен находиться в общем пользовании и быть доступен любому лицу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства природных ресурсов Свердловской области - в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте его проведения. В представленном суду ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Поводом обращения в суд послужил отказ органа местного самоуправления в предоставлении Перевышину А.Б. земельного участка под личное подсобное хозяйство.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34).

В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. (п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 00.00.0000). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в предусмотренный ст. 29 настоящего Кодекса двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 00.00.0000).

По делу установлено, что 00.00.0000 Перевышин А.Б. обратился с заявлением на имя Главы Невьянского городского округа, содержащим просьбу о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка площадью 00 соток, расположенного по адресу: ..... Данное заявление получено администрацией Невьянского городского округа, что не оспаривается ответчиком.

Для принятия решения о формировании и предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка с целевым использованием под личное подсобное хозяйство администрация Невьянского городского округа просила заявителя Перевышина А.Б. предоставить проект территориального землеустройства земельного участка, о чем свидетельствует письмо от 00.00.0000 за 00.

Заявителем был подготовлен проект территориального землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: ...., согласованный с председателем комитета архитектуры и градостроительства Невьянского городского округа, начальником территориального отдела 00 Управления Роснедвижимости по ...., заведующим по УНП .....

00.00.0000 за 00-п Главой администрации Невьянского городского округа постановлено сформировать земельный участок под 00, по ...., в ...., общей площадью 00 кв.м, с разрешенным использованием под личное подсобное хозяйство. (п.1). Установлено ограничение в использовании земельного участка, расположенного в 100-метровой охранной зоне газопровода высокого давления. (п.00). Пунктом 00 указанного постановления Перевышину А.Б. предложено обратиться в соответствующий орган Роснедвижимости для проведения государственного кадастрового учета земельного участка; предоставить в комитет по управлению муниципальным имуществом кадастровый паспорт земельного участка для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду. Указанное постановление не отменено и является действующим. Доказательств обратного суду не представлено.

Постановлением от 00.00.0000 00-п уточнена площадь земельного участка – 00 кв.м.

Кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка под личное подсобное хозяйство проведены; земельному участку присвоен кадастровый 00, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка от 00.00.0000.

00.00.0000 заявитель обратился в орган местного самоуправления с просьбой о предоставлении сформированного земельного участка в аренду сроком на три года без права возведения капитальных строений.

Однако письмом от 00.00.0000 00 орган местного самоуправления отказал заявителю Перевышину А.Б. в предоставлении данного земельного участка, указав, что на испрашиваемом земельном участке расположен пожарный водоем, поэтому земельный участок на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям населенных пунктов общего пользования. Кроме того, имеется два заявления о предоставлении прав на испрашиваемый земельный участок. Данный участок подлежит использованию неограниченным кругом лиц.

Исследуя обстоятельства дела, а также действия органа местного самоуправления и заявителя Перевышина А.Б., суд полагает, что заявителем был соблюден порядок получения земельного участка, регламентированный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и были представлены все необходимые документы, предусмотренные законом. Следовательно, орган местного самоуправления в силу требований пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязан был в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении заявителю земельного участка и направить ему копию соответствующего решения.

Поскольку орган местного самоуправления соответствующего решения не принял, а письмом от 00.00.0000 за 00 отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, суд приходит к выводу о том, что указанный отказ не соответствует статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы органа местного самоуправления о том, что земельный участок не может быть предоставлен из-за нахождения на нем пожарного водоема, а поэтому участок относится к землям общего пользования, судом отклоняются.

Как следует из пояснений представителя ответчика, водный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, является искусственным. Однако какими-либо документами о его создании орган местного самоуправления не располагает.

Согласно пункту 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации земельными участками общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами и предназначены для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Доказательств того, что испрашиваемый Перевышиным А.Б. земельный участок относится к землям общего пользования, в материалах дела нет.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Из материалов дела не следует, что испрашиваемый Перевышиным А.Б. земельный участок относится к категориям земель, изъятых из оборота, запрещенных к приватизации или зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 38 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.

Суд считает, что факт нахождения на земельном участке обособленного водного объекта не противоречит земельному и водному законодательству и не может служить основанием к отказу в предоставлении земельного участка в аренду.

Доводы представителя ответчика о том, что имеется заявление другого заинтересованного лица в предоставлении земельного участка, суд находит неубедительными, с учетом того, что истцом выполнены требования ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подводя итог изложенному, суд считает, что отказ органа местного самоуправления противоречит закону и нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Соответственно, нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения обязанности на орган местного самоуправления путем предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, порядок предоставления которого регламентирован Положением "О порядке предоставления земельных участков на территории Невьянского городского округа" (утв. Решением Думы Невьянского городского округа от 24.06.2009 N 87).

Истец указывает в качестве ответчиков в данном споре администрацию Невьянского городского округа и Главу администрации Невьянского городского округа.

Поскольку в силу положений Устава Невьянского городского округа Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа, возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации городского округа (ст. 28) суд считает, что исковые требования в данном случае относятся к администрации Невьянского городского округа.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований истца в полном объеме подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Перевышина А.Б. удовлетворить.

Признать недействительным решение Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000 00 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 00, площадью 00 кв.м., расположенного по адресу: ...., 00, вид разрешенного использования – под личное подсобное хозяйство.

Возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа предоставить Перевышину А.Б. в аренду земельный участок с кадастровым номером 00, площадью 00 кв.м, расположенный по адресу: ...., 00, вид разрешенного использования – под личное подсобное хозяйство.

Взыскать с администрации Невьянского городского округа в пользу Перевышина А.Б. государственную пошлину в размере 00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Невьянский городской суд.

Председательствующий – (И.А. Балакина)